Проводники поездов, вам посвящаю мой сегодняшний рассказ! Хотя никто из вас его, конечно, не прочитает, но я мысленно посылаю вам, армия красавиц и красавцев в безупречной, с иголочки и по фигурке, форме, моё искреннее почтение, уважение и безмерную благодарность за ваш нелёгкий и такой важный труд!
- Давай сгоняем на станцию к поезду, купим шоколадки и кофе! – говорили молодожёны, мои тётка с дядькой, прыгали в свой «Жигуль» и ехали за 25 км за самой настоящей «Алёнкой» и жестяной банкой «Растворимого».
Благодаря проводникам советские деревни могли попробовать эти лакомства. Проводники безбожно спекулировали, делая наценку в 200%, но именно они были единственной надеждой людей, для которых этот и другой дефицит был абсолютно недоступен.
Проводники, почти боги, могли привезти из Киева торты «Киевский» и «Пражский», из Москвы финский сервелат и "Пепси" в стеклянных бутылочках, а из Казани коробочки «Чак-чака», что они постоянно и делали, радуя людей и себя таким выгодным товарооборотом.
Что ещё полезного людям делали проводники Советсткого Союза? Работали почтальонами. Они перевозили столько нелегальных посылок с мясом, салом и вареньем в города из деревень, что, пожалуй, по их количеству могли конкурировать с почтовой системой, а по скорости доставок им фактически не было равных, поскольку стюардессы в самолёты мешки и фанерные ящики с сельскими деликатесами не брали…
Проводники закупали на юге у бабушек вёдра помидоров, абрикосов и вишни и везли в Москву - там за ними была у вагонов давка, и сколько ни везли, всё разбирали.
А ещё эти почти боги могли посадить зайца и провезти за полцены в своём купе, или где-то на третьей полке, или в постельной нише, если, например, это студент и у него не было денег на билет. Или просто взять в вагон человека, которому не достался билет, а ему очень надо ехать…
За зайцев сердобольные проводники могли схлопотать выговор вплоть до увольнения или должны были дать взятку проверяющим в десятикратном размере выручки за этого безбилетника. Но они шли на риск, они служили народу, постоянно перевозя таких пассажиров. Да, говорят, и сейчас возят. Это не просто добрые люди! Это – человечищи!
И я почти не шучу. 😉
Ещё проводники могли за небольшую доплату пересадить, например, в купейный вагон из плацкартного или в плацкарт из общего. Этот сервис в те далёкие времена был на высоте. Сейчас с электронными билетами вряд ли такое прокатывает…
Проводники прекрасно справлялись с нехваткой постельного белья в летние месяцы, когда число комплектов выдавали по числу мест в вагоне, и садящиеся на промежуточных станциях обречены бы были на сон на голом матраце, если бы заботливые проводники не заготавливали повторные комплекты, сбрызгивая сданные использованные простыни водой и тщательно складывая по старым сгибам.
А чай!!! Проводники повторно и третично заваривали один и тот же чай, потому что классического железнодорожного «№36» выдавали на поездку крайне мало, а жаждущих чая пассажиров всегда было безобразно много! И тогда в помощь шла щепотка предусмотрительно припасённой пищевой соды, которая превращала чуть жёлтенькую жидкость в шикарный «крепкий по цвету» напиток за вполне демократичную цену.
Эх, ребята!!! Я не знаю, как вы сейчас без всего этого работаете? Бельё запаяно в пакеты насмерть и продано ещё задолго до поездки. Ни рубля в карман проводника за него не осядет. Кофе и сервелат у вас на станциях никто не купит. Сумки передавать через вас нельзя под страхом смерти, там может быть всё, что угодно, заложено. Выставленные вами на продажу в коридоре печенюшки и шоколадки к чаю покупают единицы, и то просто пожалев вас, поскольку такого добра на каждой станции в ларьках завались. А если у кого-то на третьей полке заведётся заяц, законные пассажирки такой визг подымут, что линейная милиция прибудет раньше, чем заяц успеет слезть на пол…
Люди сейчас другие. Никакого сострадания. Чёрствые и думающие только о себе, одним словом – потребители услуг.
😃
А я ведь в этих прекрасных, незабываемых железнодорожных услугах-прислугах работала целых два месяца! После третьего курса, в студенческом отряде «Экспресс».
С Олечкой Егоровой мы ездили напару. Днём вместе работали, ночью одна спит – вторая спички в глаза вставляет, чтобы не закрывались. И так по очереди, по часочку. Сидишь, в папочку с билетами заглядываешь – кого там поднимать пора, чтоб не проехал пассажир свою станцию. Дверь среди ночи на каком-нибудь полустанке открываешь, а перрона нет – и сама чуть не кубарем скатываешься, сонная же совсем. И как таким пигалицам вагоны доверяли?
Это сейчас там электроникой всё нашпиговано, а тогда мы и за нагревом букс следили, лампочка такая аварийная на пульте была. Это чтоб колёса не отвалились. И стоп-кран караулили, чтоб никто не баловался, не срывал. И туалеты без конца перед станциями закрывали, а потом открывали, - биотуалетов в вагонах же не было, всё вываливалось на шпалы. И чай торфобрикетами кипятили. И пьяных успокаивали. И вагоны мыли трижды в день. И унитазы, и умывальники драили до блеска вонючей щавелевой кислотой, от которой начинало першить в горле. И всем 54-м пассажирам разносили чай в подстаканниках тоже трижды в день. И убирали постельное бельё за не успевшими его сдать, и закидывали матрацы наверх, и протирали полки и столы, и вешали чистые белые занавески. А если вагон был купейный, ещё и стелили постели...
Работали, как пчёлки. Но нам всё это очень нравилось!
И зарплата, и приработок, и приключения, и похвалы и благодарности от пассажиров, и мир посмотрели – по Крещатику в Киеве гуляли, по стенам Казанского кремля ходили, в Москве даже в театр попали.
И ребята молодые нам оказывали внимание, развлекали, адреса просили, и хотя Олечка была уже замужем и меня с рейса встречал жених, и мы строили из себя неприступные крепости, всё равно было лестно!
И ещё бонус – нам не надо было после «Экспресса» ехать со своим курсом в сентябре на помидоры, мы отдыхали! Хотя на помидорах тоже было здорово, но холодно и сыро.
А зелёная стройотрядовская форма с эмблемой «ВССО», выданная бесплатно, осталась нам на вечное пользование и добрую память! До сих пор где-то лежит.
___
Мы учились на курсах проводников целый год. Перед повторным участием в стройотряде проводников опять проходили курсы целый год. Сложная и ответственная, повторюсь, была работа.
Сейчас достаточно закончить 9 классов, пройти короткие курсы – и ты проводник второй категории. Бывает и до пятой, но там надо закончить ж.д. техникум и владеть иностранным языком.
Честное слово, если бы предоставился случай, попробовала бы поработать проводницей снова. Наверное, чтобы воскресить в памяти те беззаботные годы молодости.
Ах, как жаль, что в одну реку нельзя войти дважды!
Очень жаль...