[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
За минувшую неделю число обращений россиян с укусами клещей выросло в два раза, сообщили в Роспотребнадзоре. Наибольшее количество зафиксировано на Урале, в Сибири и Московском регионе. Самыми опасными для человека видами считаются те, что переносят энцефалит и болезнь Лайма — инфекции, поражающие нервную систему. У животных спектр заражения еще выше и не для всех разновидностей существует прививка, однако лечение может быть очень эффективным даже после заражения.
Хозяйка Тосканы радуется, когда ее питомец бегает и прыгает. Это значит, что собака идет на поправку. А ведь еще недавно питомцу пришлось пережить курс капельниц. И виновата во всем ранняя весна — на аномально горячем солнышке пожелали погреться все животные, в том числе и клещи.
Червона Ропейд: «Обычно мы даем таблетки перед сезоном всем собакам, а в этот раз мы не успели сориентироваться на погоду, поэтому в очередной раз пошли гулять. С одной собаки сняли 13 клещей, с другой — 20».
Когда Тоскана стала вялой и перестала резвиться, хозяева сразу поняли, что это пироплазмоз — инфекция, которую переносят клещи. Они успели вовремя обратились к ветеринару. Клещи в этом году, действительно, активизировались рано и уже доставили немало проблем как собакам, так и людям.
Все привыкли ассоциировать клещей с энцефалитом. Но эти крошечные животные переносят еще и риккетсии — микроорганизмы, которые вызывают различные пятнистые лихорадки и сыпной тиф. Собственно, от тифа умер в 1910 году врач Ховард Тейлор Риккетс, в честь которого и назвали бактерии и само заболевание — риккетсиоз. У инфицированных сначала поднимается температура, появляются мышечные боли — симптомы, схожие с тяжелым гриппом или ОРВИ. Люди не сразу распознают, что это может быть инфекция, связанная с укусом клеща. Тем не менее эти микроорганизмы требуют специфического лечения. В случае с риккетсиями сейчас не нужно нести клеща в лабораторию. Если есть подозрение, что симптомы лихорадки связаны с недавней прогулкой в парке или лесу, можно просто сдать специальный анализ крови.
Примерно 14% клещей, принесенных на анализ в прошлом году в Москве, были заражены болезнью Лайма, или боррелиозом. От этого страшного недуга, который атакует нервную систему, до сих пор нет вакцины и специфического лечения. Однако недавно американские ученые из университета Тафтса сделали открытие — они нашли возбудитель болезни Лайма. Выяснилось, что организм клещей вырабатывает белок CSPZ, который, попадая в организм человека, отключает иммунную систему человека.
И Пин Лин, доцент кафедры инфекционных болезней и глобального здравоохранения университета Тафтса: «Если этот белок так важен для выживания бактерий, то мы можем разработать вакцину. При введении человеку она будет стимулировать выработку антител, которые специфически распознают CSPZ и блокируют его функцию. Это лишит бактерии защиты и позволит иммунной системе их уничтожать».
Чтобы антитела вырабатывались, белок необходимо немного изменить, наделив новыми свойствами. Этим сейчас и занимаются ученые. Они уверены, что их вакцина появится на рынке уже скоро и будет лучше вакцины конкурентов из Pfizer.
И Пин Лин, доцент кафедры инфекционных болезней и глобального здравоохранения университета Тафтса: «20 лет назад в США существовала вакцина, направленная против бактериального белка OSPA болезни Лайма. Однако из-за беспокойства по поводу побочных эффектов ее сняли с производства. Сейчас Pfizer разрабатывает вакцину на основе того же белка. Можно предположить, что новая вакцина столкнется с теми же проблемами, что и предыдущая».
С клещевым энцефалитом немного проще — есть вакцины и лекарство на основе человеческого иммуноглобулина. Правда, у него бывают побочные эффекты. Ученые из Иркутска считают, что нашли альтернативу — танины из азиатских растений. Сейчас ученые выясняют, насколько компоненты этих растений безопасны для людей и животных, и ищут лекарственную форму препарата.
Максим Хаснатинов, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией трансмиссивных инфекций Института эпидемиологии и микробиологии ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ: «Скорее всего, он будет дешевле, чем донорский иммуноглобулин. Скорее всего, он будет более безопасен, более стабилен в хранении. Но это будет известно только после того, как будут произведены все необходимые исследования».
Пока одни ученые бьются над формулами лекарств, другие ищут безопасные средства для обработки парков и лесов. В Советском Союзе растительность обрабатывали ДДТ — дустом. Но сейчас он запрещен из-за вреда экологии.
Михаил Алексеев, ведущий научный сотрудник Института дезинфектологии, Федерального научного центра гигиены имени Эрисмана, Роспотребнадзора: «В настоящее время у нас нет средств, так называемых инсектоакрицидных, которые разрешены только для обработки против клещей. Все средства, которые сейчас используются, помимо клещей уничтожают, например, кровососущих комаров».
Ученым приходится выбирать такие средства, которые не вредили бы всей популяции клещей. Ведь полностью уничтожить их как вид нельзя — эти мелкие кровососы, увы, участвуют в пищевой цепочке.