Обзор проекта «Пушкин цифровой»
«Пушкин цифровой» — замечательный современный проект. Попадая на страницу «Пушкин цифровой», современный читатель в первую очередь видит перед собой аналог страницы в социальной сети — личный блог умершего классика. Интерфейс начальной страницы в высшей степени удобен — всё творческое наследие Пушкина разбито на категории: стихотворения, поэмы, сказки, драматургия, проза и три ещё недоработанных раздела: переписка, Евгений Онегин и другое. Попадая в тот или иной раздел, читатель может расположить все произведения в алфавитном или же хронологическом порядке, что очень удобно. Однако, стоит отметить, например, что юношеская поэма Пушкина «Монах», написанная им, судя по всему, в 1813 г. в лицейский период, (включённая в 10-томное собрание сочинений 1960 г. изд. Наука) во вкладке «стихотворения» пока отсутствует. Список начинается 1814 годом, если расположить произведения в хронологическом порядке. Видимо, на данный момент проект ещё дорабатывается. На это указывает и то, что не у всех произведений имеются текстологические варианты. Открывая любое произведения, читатель опять обнаруживает очень удобный интерфейс с вкладками: рукописи — нажав на неё можно в самом лучшем виде рассмотреть черновой \ беловой автограф Пушкина; редакции и варианты — с текстологическими замечаниями; издания — со списком изданий, в которые включено данное произведение; атрибуты — с краткой информацией о тексте: годы написания, источники датировки, история текста, энциклопедические статьи, рукописи, первая публикация и проч.; научные комментарии — с кратким, но ёмким контекстом произведения, а также вкладки библиография, упоминания и экскурсы. Сам текст снабжён построчными примечаниями со ссылкой на источник и вариантами текстологической расшифровки автографа. Таким образом, мы имеем исчерпывающую информацию о контексте каждого произведения и истории его создания. Любую страницу читатель может добавить в избранное.
И всё это в одной только вкладке «творчество». В головном меню проекта читателю также доступны вкладки: рукописи, где на данный момент находится 1774 автографа с приложениями, которые можно расположить по нумерации шифра, либо же по названиям связанных произведений. Под каждым автографом есть ссылка на нужное произведение. Большой интерес представляет вкладка «персоналии». На нынешний лад — это нечто вроде вкладки «мои друзья» в социальной сети, либо же список телефонных контактов. Перед нами весь круг знакомств Пушкина. Отдельно есть подвкладки: лицеисты, преподаватели, директора и поэты. Любопытно было бы видеть в будущем в этом же ряду и другие разделы, например: женщины, философы, политические деятели, отдельно раздел «семья» с полной родословной Пушкина и генеалогическим древом. Думаю даже, что это вполне может входить в планы разработчиков. Во вкладке «преподаватели» всего тринадцать лицейских учителей Пушкина и, не сильно вдаваясь в контекст и не знакомясь с их биографией, мы уже по первому взгляду можем заключить уровень образования начала XIX века и круг интересов дворянина. Давид Иванович Будри — профессор французской словесности, Александр Вальвиль — учитель фехтования (примечательно, что о нём в 2023 году в издании Вита Нова вышла книга с заглавием: «Рассуждения о искусстве владеть шпагой», Александр Галич — профессор российской и латинской словесности, Фёдор Гауеншильд — профессор немецкой словесности, Иван Кайданов — профессор исторических наук, географии и статистики, Фотий Калинич — учитель чистописания, Яков Карцев — профессор физико-математических наук, Николай Кошанский — профессор российской и латинской словесности, доктор философии и свободных искусств, который не сразу оценил дарование юного Пушкина, и которого, в свою очередь, тот, как известно, высмеял в стихотворении «Моему Аристарху», Александр Куницын — профессор нравственных и политических наук, Василий Малиновский — первый директор лицея, Теппер д Фергюсон — учитель хорового пения, Сергей Чириков — учитель рисования (ещё бы!), и, наконец, второй директор лицея — Егор Энгельгардт. Разумеется, каждый знакомый Пушкина снабжён контекстуальной справкой. В разделе «поэты» можно найти пока только дядю поэта — Василия Пушкина.
Наконец, последняя вкладка — «библиотека». Переходя в неё, можно оценить титанический масштаб фигуры Пушкина. Например, здесь собраны все прижизненные издания поэта, число которых загадочным образом совпадает с его годами жизни — 37. Также можно отследить всю историю публикаций Пушкина в периодике от знаменитого «К другу стихотворцу» (1814 г.) в Вестнике Европы до «Аквилона» (1837 г.) в Русском инвалиде. Кстати, последний год жизни поэта самый скромный (наравне с 1819 годом, перед Южной ссылкой) на публикации — «Аквилон» — единственная. Также скромны в этом плане 1816, 1832 и 1833 годы — по 3 публикации. Самые же творчески активные годы Пушкина по количеству публикаций в периодике: 1825, 1827, 1828, 1830, 1831 и 1836. Здесь открывается простор для любопытной статистики. Помимо изданий самого Пушкина, собрано и огромное количество материалов о Пушкине: энциклопедии, собрания сочинений, все существующие сборники и библиографии литературы о Пушкине, доступные биографии Пушкина и множество статей о нём самого разного времени в разделе «картотека». Отдельный раздел — «Литература 1800–1840-х годов» — не очень понял что это за вкладка. Есть соблазн счесть это за библиотеку Пушкина, но об этом на сайте не сказано ни слова. Но скорее всего это не так, хотя бы потому, что в списке отсутствует весь античный и средневековый пласт литературы. Видимо, данная вкладка даёт читателю представление в общих чертах о литературе первой половины XIX века, что могло быть на полках. Среди отечественного: Аксаков, Баратынский, Батюшков, Марлинский, Бестужев, Булгарин, Анна Бунина, Вельтман, Веневитинов, Вяземский, Гнедич, Даль, Дельвиг, Державин, Дмитриев, Ершов, Загоскин, Козлов, Кольцов, Кюхельбекер, Лажечников, Нарежный, Одоевский, Плетнёв, Рылеев, Сенковский, Сомов, Сумароков, Туманский, Тютчев, Шевырев, Шишков, Шкляревский и др. Любопытно, что из этого внушительного и неполного списка мы вспоминаем сегодня не так много литераторов. По большому счёту лит. процесс начала XIX века для большинства интересующихся литературой за исключением узкой группы исследователей-специалистов — большая загадка. Такие же списки приведены и для зарубежной литературы. Самое ценное — практически все издания оцифрованы и доступны для чтения в пдф. Даже Бальзак 1833 года или Лоренс Стерн 1801 с тремя страницами благодарности Александру I, отпечатанный в Сенатской типографии у Селивановского.
Остаётся только пожелать разработчикам, чтобы проект процветал, разделы пополнялись и рос интерес среди читателей. Возможно, в будущем нас ждёт целый виртуальный сетевой архив со всей русской и мировой литературой, с миллионами гиперссылок и страничками под каждого писателя. Подозреваю, что с такими темпами в будущем будет востребована профессия «виртуального гида» по складам прошлого, а, возможно, даже появятся новые специальности вроде архивариуса или контекстолога, который будет наводить мосты среди путаницы цифрового хаоса.