С острова Фукуок один час полета до южной столицы Вьетнама.
Сразу скажу, что два неполных дня в Хошимине нам показалось мало и осталась легкая недосказанность.
Но на это повлияло два обстоятельства: во-первых, 36-38С жары, так что если вы легко переносите, то и посмотрите больше, основное время для прогулок - утро до 10, пока солнце еще не распалилось, и вечер после 18, когда становится более чем комфортно гулять после заката; а во-вторых, празднование 50-летия окончания войны, кажется, что даже сами сайгонцы были в шоке от количества нахлынувших в город людей.
Представьте себе, условно, Москву 9 мая, только москвичи не уезжают в свои подмосковные убежища, а всей семьей идут размахивать флагами, с улыбками и добровольно.
Улица Донг Кхой: колониальный дух Сайгона
С началом французского протектората в 1850-60хх Сайнгон стал развиваться и перестраиваться как столица Французского Индокитая.
Лицом «Парижа Востока» стала улица под сегодняшним названием Đ. Đồng Khởi, днём - элегантный променад, вечером - огни ночного города. Французы принесли в Сайгон европейские стили, адаптированные к местному климату: неоклассицизм и более декоративный боз-ар с барочной пышностью, ар-деко, эклектика с индокитайскими мотивами, «тропический» модерн вилл с высокими потолками, верандами и жалюзи для вентиляции.
Колонизаторы при перепланировке города разделили одну из старейших улиц на новые, сегодняшняя Донг Кхой была названа улицей N 16, а потом Rue Catinat.
Сейчас это одни из самых известных и престижных 670 метров в городе, которые проходят через район Quận 1, самый оживлённый и туристический.
Собор Сайгонской Богоматери
Сайгонский собор, отправная точка Донг Кхой, строительство которого завершилось в 1880 году, на конец апреля 2025 года все еще находится в лесах (нет, не тропических джунглях).
Архитектор Жюль Буррар (Jules Bourard), вдохновлённый парижским Нотр-Дамом, за три года построил церковь в неороманском стиле с элементами готики из марсельского кирпича, оставленного без отделки, неоштукатуренного и по сей день сохраняющего свой ярко-розовый цвет. Все материалы — от цемента и стали до шурупов — были привезены из Франции.
На некоторых сломанных плитках в церкви есть слова Guichard Carvin, Marseille St André France (вероятно, место, где она была произведена), на других - есть слова Wang-Tai Saigon, возможно, эта плитка была сделана позже в самом Сайгоне для замены сломанных. Из французской провинции Шартр были также приведены 58 витражей, частично уничтоженных в разные войны.
Перед собором находится парк (площадь Парижской Коммуны) с четырьмя пересекающимися улицами, образующими крест, с центральным элементом - статуя Богоматери Мира, молящейся за мир во Вьетнаме и во всем мире (к сожалению, на сегодняшний день ее прицел, видно, сбился…).
Книжная улочка
Стоит немного отклониться от променада и свернуть на пешеходную книжную улицу (Đường Sách TP. Hồ Chí Minh). Сто метров переулка напротив Сайгонского собора превратились в книжный магазин под открытым небом, рай для книголюбов и любителей уютной атмосферы.
Пространство создано в 2016 году в целях популяризаторства чтения. Более 20 книжных магазинчиков предлагают полки с вьетнамской и зарубежной литературой, кафе с читальными залами, тут же (подглядев у Собянина) организуются выставки. Нам попалась «Красота белорусских женщин», рассказывающая о героинях прошлого.
Именно тут отличный выбор милых сувенирчиков - бижутерии и брелков ручной работы, открыток с красочными марками, которые можно отправить незамедлительно.
Центральный почтамт Сайгона
Сразу после захвата территории в 1860 года, французы срочно приступили к строительству Сайгонского телеграфного отделения для жалоб своим маман на москитов для своих колониальных делишек.
Первый проволочный цех действительно был спроектирован Гюставом Эйфелем, ошибочно считающимся архитектором всего почтампа. Здание, которое вы можете сегодня увидеть на Площади Парижской коммуны, рождено в муках творчества главного архитектора колонии Альфредом Фульо и открыло свои двери только в 1891 году.
На внешней стене почтового отделения есть несколько мемориальных табличек в честь выдающихся учёных и инженеров, которые внесли вклад в развитие коммуникационных технологий того времени. Тусовку возглавляют Морзе, Ампер, Вольт, Ом и Фарадей.
Внутри особого внимания заслуживают две нарисованные от руки карты: «Телеграфные линии Южного Вьетнама и Камбоджи 1892» и «Сайгон и его окрестности 1892».
Оперный театр Сайгона и Ратуша
Сразу после телеграммы о недостатке круассанов в 1863 году французские колонисты пригласили театральную труппу в Сайгон развлекать легион и даже на скорую руку сбацали временный деревянный театр, на месте которого к 1 января 1900 года уже красовалась Сайгонская опера.
Но в городе появлялось все больше ночных клубов и танцевальных залов, а любителей оперы все не завозили из метрополии в нужном количестве, чтобы хоть как-то покрывать расходы на содержание. В 1944 году театр был повреждён в результате воздушных атак и театр перестал работать совсем. В итоге с 1956 в опере расположилось Национальное собрание (спасибо, что не в здании цирка). Только в 1976 году зданию вернули его прежнее значение.
Свернув немного в сторону, выходим к зданию штаб-квартиры Народного комитета города Хошимин, построенное в 1898—1908 годах как Hôtel de Ville (ратуша) на французский манер.
Донг Кхой всегда была торговой улицей с самыми роскошными отелями (например, Континенталь) и магазинами в Сайгоне, так оно осталось и сейчас.
Красные огни Сайгона
Однако, как ни строили французы Континентали и оперы, ни мотали телеграфный кабель до Ханоя, спокойным период колонизации не был. В городе нарастало и жестокое подавлялось антиколониальное сопротивление, в 1930-х в Сайгоне активизировались коммунисты во главе с Хо Ши Мином.
После Женевских соглашений (1954) Вьетнам разделился на Север (коммунистический) и Юг (просоциалистический) с центром в Сайгоне, который с 1960 года стал эпицентром американского присутствия с районами американских кварталов, улицами «красных фонарей», обслуживающими солдат в барах, ночных клубах и борделях.
Кстати, если вам сегодня захочется побаловаться ночными развлечениями, то к вашим услугам шумная улица Bui Vien Walking Street или знаменитое кафе Apocalypse Now Sai Gon. Главное помните, что вы в стране с гораздо более жесткими нравственными принципами, чем соседний Тай, а за все, что связано с наркотиками может настигнуть наказание вплоть до смертной казни.
Маленький Токио
Мы же предпочли закончить вечер в переулках миниатюрного уголка Японии в районе улиц Le Thanh Ton и Thai Van Lung в самом сердце Хошимина.
Узкие закоулки расцвечены вывесками нескончаемых (дверь в дверь) идзикай со скользящими дверьми, традиционными японскими занавесками и бумажными фонарями, где вас накормят раменом, суши и блюдами традиционной японской кухни, а также напоят саке, после которого вам прямая дорожка в караоке (которое просто обожают во Вьетнаме) или, если вам хочется погорячее, то в один из многочисленных онсэнов. У таких спа-центров кучками щебечут японочки в белоснежных одеждах, готовые предложить вам отдых от дел праведных в горячих ваннах с массажем шиацу.
Несмотря на то, что это не исторический район, возникший только на рубеже нашего нового века с началом японских инвестиций в экономику Вьетнама, комьюнити экспатов из страны Солнца сформировало очень атмосферный кулинарно-культурный хаб.
Пламя Хо Ши Мина
30 апреля 1975 года северовьетнамские войска вошли в Сайгон, что ознаменовало конец войны (на празднование чего мы и попали совершенно случайно, не подгадывая даты).
Город был переименован в честь коммунистического лидера и одноименной операции по взятию Сайгона, но старое название до сих пор используется в неофициальном контексте.
В центре города социалистический стиль не выпирает, типичные массивные административные здания без излишеств не конкурируют за превосходство, соседствуя с французскими виллами.
После объединения Севера и Юга Хошимин стал экономическим центром страны. В 1986 году новая реформистская политика «Дой Мой» способствовала развитию города, и сегодня это динамичный мегаполис с небоскрёбами, но сохраняющий колониальное наследие.
Свернув с Донг Кхой на параллельный бульвар (а точнее пешеходную площадь длиной 670 метров и шириной 64 метра) Нгуен Хуэ (Nguyễn Huệ Walking Street), можно отпустить колониальный вайб и наполнить легкие социалистическим (так ли уж?) стеклом и бетоном.
Куда не отведи взгляд, небоскребы играют огнями, высвечивая желтую звезду на красном фоне. Финансовая башня Bitexco (2010) – 68 этажей в форме лотоса. Самое высокое здание Вьетнама - Landmark 81 - 461 метр.
Хотя когда-то эта улица была Гранд Каналом!
The Café Apartments, одно из атмосфернейших мест на бульваре - жилой дом, 9 этажей которого наполнены магазинчиками и кафе. Чтобы подняться на лифте, придется заплатить, такса на 29 апреля 2025 года - 3 тысячи донгов.
Через 3 февраля в Китайский Шолон на мессу
От самого-самого центра через главную транспортную 8-километровую артерию города улицу имени 3 февраля (Đường 3 Tháng 2), пролегающую через несколько районов, лежит наш путь в район Шалон (Chợ Lớn). Рекомендую брать такси и с наслаждением наблюдать по пути разные грани южной столицы.
Вдоль этой магистрали бесконечной аллеей возвышаются многолетние деревья. В какой-то момент я заметила, что каждое из них пронумеровано, мой счет сбился на пятисот каком-то. Городские власти ведут строгий учет деревьев: каждое заносится в реестр с номером, видом и возрастом, что помогает планировать уход и контроль зеленого фонда. Каждое дерево - официальный городской объект! Некоторые были посажены еще в колониальную эпоху. В некоторых районах к номерам добавляют QR-коды, отсканировав которые можно узнать историю конкретного дерева и его биологические характеристики.
Эта система, начатая еще в колониальные времена, сегодня делает Хошимин одним из самых "зеленых" мегаполисов Юго-Восточной Азии, где сохраняется около 40% площади зеленых насаждений от общей территории города.
Шолон в переводе с вьетнамского «Большой рынок». Вьетнамские правители разрешили селиться в этом районе китайским беженцам после падения Мин в Китае (1644).
Французы включили Шолон в состав Сайгона, но район сохранил китайскую автономию со своими тайными обществами, контролирующими торговлю опиумом и ростовщичество.
Шолон был центром теневой экономики. В 1968 году здесь шли ожесточённые бои между Вьетконгом и американскими войсками (некоторые сцены из фильма «Апокалипсис сегодня» запечатлели именно эти улицы).
Район интересен крупнейшим оптовым рынком Бинь Тай, китайскими пагодами (к сожалению, уже был вечер и посетить их не удалось) и уличное едой.
Сразу обращает на себя внимание необычная для этого места католическая желтая церковь Cha Tam (Nhà thờ Cha Tam), уникальным образом сочетающая католическую веру и китайскую культуру.
Основанная китайско-вьетнамским католическим миссионером в 1900 году открывает свои дверь тем, кто хочет послушать единственную в Сайгоне мессу на кантонском диалекте. Как же удивительно меняет свой облик церковь, облачая Деву Марию в традиционное китайское одеяние!
Кстати о птичках…
Верующие атеисты
Закон гарантирует вьетнамцу свободу исповеданий, хотя само государство декларирует светскость. Согласно переписи 1999 года атеистов - 81 процент населения, из религиозных - 9,3 % буддистов и 6,7 % католиков.
Однако исследования, проведенные независимо от официальных, фиксируют более высокий процент верующих и только около 30 % нерелигиозных граждан. Дело в том, что огромное количество вьетнамцев неукоснительно соблюдают ритуалы «тхо кунг то тьен» (культа предков), что является основой традиционной системы народных верований. Этот культ не имеет оформленного вероучения и социальной организации и не обладает статусом религиозной конфессии. Во время переписи все лица, затруднившиеся указать свою конфессиональную принадлежность, были записаны в разряд атеистов.
В подтверждение этому, буквально в каждом магазине, кафе, отеле вы увидите большой или маленький «красный золотой угол» с Божеством Земли и Плодородия Ông Địa (Онг Диа) в виде улыбающегося полного мужчины с большим животом, приносящим удачу, процветание и защиту дому или бизнесу.
Буддистские обычаи во Вьетнаме отличаются от других стран: вьетнамский буддизм развивался в связке с даосизмом, местными верованиями и китайским мистицизмом.
Особенно на юге популярно течение в основном направленное на крестьян Хаохао с девизом «практикуй буддизм, работая в поле» и концепцией домашних ритуалов — считается, что деньги лучше раздать бедным, чем строить дорогие пагоды. Как это удобно сочетается с принципами коммунистической партии…
Послесловие
Хошимин хорош (как начало скороговорки), хотелось бы погулять по нему побольше и с немного сниженным градусом как в климатическом, так и общественном контексте.