Найти в Дзене
РГВК "Дагестан"

Берлин пал

Историческая победа Советские войска полностью овладели столицей Германии - Берлином Берлин пал. Он побежден нашей силой, нашим умением, нашим превосходством. Немцы годами готовились к защите своей столицы. В последнее время бесчисленные приказы германской главной ставки, больших и малых немецких генералов и командиров, боевых групп твердили одно и то же: «Берлин может обороняться годы. На помощь Берлину придет вся Германия. Русские были в Берлине дважды, они никогда больше в нем не будут. Берлин — крепость, которую никакая сила не одолеет». Захваченный в плен всего несколько дней назад в пригороде Мариенфельда один из строителей обороны Берлина майор Отто Курзити, инженер по специальности, заявил на допросе: — Оборона Берлина непреодолима. Совсем недавно представители высшего командования Германии осматривали все сооружения и нашли их совершенными. Вы продвинулись до окраин города, но это — случайность. Дальше вы не сделаете ни шагу. Оборона такая, что сокрушить ее немыслимо это в неч

Историческая победа

Советские войска полностью овладели столицей Германии - Берлином

Берлин пал. Он побежден нашей силой, нашим умением, нашим превосходством. Немцы годами готовились к защите своей столицы. В последнее время бесчисленные приказы германской главной ставки, больших и малых немецких генералов и командиров, боевых групп твердили одно и то же: «Берлин может обороняться годы. На помощь Берлину придет вся Германия. Русские были в Берлине дважды, они никогда больше в нем не будут. Берлин — крепость, которую никакая сила не одолеет».

Захваченный в плен всего несколько дней назад в пригороде Мариенфельда один из строителей обороны Берлина майор Отто Курзити, инженер по специальности, заявил на допросе:

— Оборона Берлина непреодолима.

Совсем недавно представители высшего командования Германии осматривали все сооружения и нашли их совершенными. Вы продвинулись до окраин города, но это — случайность. Дальше вы не сделаете ни шагу. Оборона такая, что сокрушить ее немыслимо это в нечеловеческих возможностях.

Сегодня весь мир еще раз наглядно убедился в возможностях Красной Армии.

В час, спланированный Маршалами Жуковым и Коневым, в час, подготовленный научным всеобъемлющим трудом фронтовых и армейских штабистов, в час, выношенный сердцами наших пехотинцев, артиллеристов, танкистов, саперов, летчиков началось великое наступление. На севере войска Жукова, предшествуемые огнем советской артиллерии, под рокот «Илов», «Петляковых» и «Яковлевых», перемалывая отборные немецкие дивизии, тронулись от Одера к западу. На юге войска Конева с таким же сопровождением форсировали Нейсе и Шпрее и двинулись к Эльбе.

Клинья прорыва на севере, и на юге врезались в самые чувствительные места обороны противника, рассекали и прерывали его коммуникации, делили вражескую армию на части, лишенные единого управления и снабжения, не давали немцам возможности маневрировать резервами, перебрасывать подкрепления, создавать оборону на промежуточных рубежах. У основания наших ударных клиньев еще предпринимали яростные контратаки немецкие полки и дивизии, между клиньями держались обойденные наступающими гарнизоны вражеских опорных пунктов, а клинья тянулись и тянулись на запад, каждый к своей цели, расчленяя войска противника.

Но вот оказалось, что в оболочку некоторых клиньев включены другие клинья, еще более грозные, стремительные и неотвратимые. Из ближайших к Берлину клиньев вырвались мощные танковые и мотомеханизированные группы. Вырвались и повернули к югу и к северу, к юго-западу и к северо-западу, на Берлин и в обход Берлина, по краткому пути через Потсдам, через Креммен и Науен. Враг не мог понять, откуда угрожает ему наибольшая опасность, а когда понял, что удары направлены отовсюду, то попросту не успел сразу привести в действие все подготовленные годами ресурсы своей обороны. Краснозвездные танки и мотопехота ринулись сквозь небольшие протараненные проходы к окраинам Берлина, оставляя позади себя, вторым, третьим и четвертым эшелонам, еще невзломанные отрезки внешнего конца берлинской обороны.

Следующий этап операции — бои в городе. Пока одни наши части продвигали к западу клинья наступления, другие ломали очаги сопротивления врага и овладевали пространством между клиньями. Третьи с жестокими боями двигались от южного пояса обороны Берлина к окраинам столицы, а четвертые уже показывали свое искусство на аллее Альт Моабит, у Штеттинского вокзала, на Кайзераллее или в Мартин Лютерштрассе.

Немцы рассчитывали свою оборону на отражение атак извне, но они никак не предполагали, что их укрепления подвергнутся нападению со всех сторон. Пленный офицер, эсэсовец Пауль Людеман, начальник одного из гарнизонов на северном берегу Канала Тельтов, сказал:

— Вы ударили на нас с тыла и с флангов. Если бы вы атаковали нас в лоб, вам ни за что не удалось бы победить мой гарнизон.

Несомненно гарнизон Людемана был бы разбит и в лоб, как это случилось с несколькими его соседями, но наше командование делало все возможное для того, чтобы сократить потери в людях, технике и времени и увеличить потери врага. На этом и основывалась тактика нашего наступления на Берлин, тактика наших боев в городе, тактика, обеспечившая разгром хитроумной, бесспорно крепкой немецкой обороны.

Бои в Берлине, на его улицах и площадях, в его домах и тоннелях, метро, в развалинах зданий и среди воронок от пятитонных бомб, эти бои были и скоротечными и непрестанными в одно и то же время, ибо одна схватка следовала за другой, и они были жестокими. В них одержали верх крепкие духом, в них победили наши, советские воины.

Прошел день, другой, третий. Битва в городе приближалась к центру Берлина. Наши передовые отряды стали смыкаться, зажимая немецкие гарнизоны в обойденных кварталах, выравнивая линию наступления и нисколько не снижая темпов продвижения вперед. Вскоре между районами Рулебен и Сименсштадт, пройдя город насквозь, соединились пришедшие с севера и с юга войска Первого Белорусского и Первого Украинского фронтов. Теперь было замкнуто кольцо уже не вокруг Берлина, а вокруг центра германской столицы, отчаянно защищаемого эсэсовцами. Уличные сражения с каждым часом становились все более и более ожесточенными, но под ударами частей Красной Армии враг нес тяжелые потери и терял одну позицию за другой.

Сегодня войска Маршала Советского Союза Жукова при содействии войск Маршала Советского Союза Конева, в результате упорных боев, завершили разгром берлинской группы немецких войск и полностью овладели столицей Германии Берлином центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии.

Петр Никитич.

(Спец. корр. ТАСС).

Берлин, 2 мая.

Источник: «Дагестанская правда» за 5 мая 1945 года