Алексей Климушкин — российский актер, диджей и режиссер-постановщик. Его путь к успеху был непростым: начальные годы карьеры пришлись на начало 90-х, когда в кино и театре царил спад. Перепробовав множество профессий, Алексей нашел свою нишу и получил роль, которая раскрыла его комический талант и сделала популярным, однако одновременно закрепила за ним образ киношного олигарха.
Родился Алексей 2 мая 1965 года в Ленинграде, где жил вместе с родителями. Как и многие советские мальчишки, он мечтал стать космонавтом и учился в обычной средней школе.
В молодости он прожил в ленинградской коммуналке около 20 лет. Его семья снимала жилье на Владимирском проспекте, дом №15, прямо напротив Театра имени Ленсовета. В те годы там выступали такие артисты, как Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский. Алексей с увлечением посещал все спектакли этого театра, пересматривая репертуар по нескольку раз — благодаря однокласснице, которая работала в билетной кассе и доставала ему контрамарки.
Подросток с ранних лет мечтал связать свою жизнь с актерским ремеслом. Он посещал театральные кружки и после школы подал документы в театральный институт, но не поступил. Чтобы не расстраивать родителей и избежать службы в армии, Алексей решил получить высшее образование в институте инженеров путей сообщения.
Отучившись год в железнодорожном вузе, Алексей понял, что это не его путь, и решил бросить учебу. Он устроился работать в Молодежный театр, где в то время режиссером был Владимир Малыщицкий. В актеры его не взяли, но он не расстраивался — пробовал себя в разных околотеатральных профессиях: сторожем, осветителем и другими должностями, пока не был призван в армию.
После трех лет службы во флоте, Алексей вернулся домой и снова подал документы в театральный институт. В 1987 году его мечта сбылась: он поступил в ЛГИТМиК с четвертой попытки. В студенческие годы он учился вместе с Игорем Лифановым и Дмитрием Нагиевым. Они даже придумали себе прозвище — трио «Красная шапочка», и вместе участвовали в спектаклях и капустниках, сохранив дружбу после выпуска в 1992 году.
В начале 90-х друзей позвали на радио. В то время начинала развиваться сеть независимых радиостанций, и первым после «Европы плюс» стало «Радио Модерн». Там его программами занимались Дмитрий Нагиев, Сергей Рост, Алла Довлатова и другие.
Алексей выходил в эфир под псевдонимом Аркадий Арнаутский — по просьбе спонсора, хлебозавода «Арнаутский», который настоял на этом. Позже он сам сменил псевдоним, чтобы звучать более гармонично.
В 2000-х он перешел на телевидение, где работал режиссером — создавал такие программы, как «Окна», «Бремя денег» и первый «Дом» на ТНТ. Также появлялся в образе журналиста-международника в проекте «Новая коллекция приключений» на «СТС-Петербург».
Алексей активно участвует в игровых передачах: «Где логика?», «Анекдот Шоу», «Назад в будущее». Чтобы избегать нежелательных предложений и не обсуждать коллег на «фуфлошоу», он выставляет гонорар в миллион рублей. Этому приему он научился у Нонны Мордюковой, которая так отказывалась от предложений навязчивых телезвезд.
Помимо работы в кино и на телевидении, Алексей активно выступал на театральной сцене. Он участвовал в постановке «Шикарная свадьба» от театрального агентства «Лекур», а также играл в спектаклях «Наша дорогая мадам» в Вере Комиссаржевской и «Любимый месяц август» в театре им. Андрея Миронова. Не обошелся без совместных выступлений с давним другом — Дмитрием Нагиевым. Вместе они сыграли в популярной постановке «Кыся» Льва Рахлина, которая долгое время шла на сценах разных городов страны.
Карьера в кино началась сразу после получения диплома. Первый крупный проект — фильм Амурбека Гобашиева «Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя». Но дальше — затяжной перерыв, который длился почти девять лет.
В интервью Алексей объяснил, что в молодости ему просто не предлагали роли, и он был вынужден искать альтернативные способы заработать на жизнь.
Вернулся в кинематограф он в 2001 году. В сериале «Черный ворон» он случайно оказался в титрах под фамилией Климушин — по ошибке ассистента. В дальнейшем его карьера развивалась медленно: за восемь лет он снялся в эпизодических ролях и небольших роликах. В 2004 году он снова работал со студентами ЛГИТМиКа, снимаясь в юмористическом сериале «Осторожно, Задов!», где его партнером был Дмитрий Нагиев. В шоу также участвовали знаменитости — Людмила Гурченко, Эвелина Бледанс и другие.
В 2009 году Алексей получил главную роль в полнометражной комедии «Весельчаки», где его коллегами стали Рената Литвинова и Ингеборга Дапкунайте. В процессе съемок пришлось учиться ходить на каблуках и примерять яркий макияж, ведь фильм рассказывал о травести-артистах. Провал картины в прокате стал разочарованием, и фильм остался без должного признания.
После работы в сериалах на телеканале ТНТ, его появлений на экране стало меньше. В 2014 году он снялся в российско-белорусской комедии «С 8 Марта, мужчины!», где сыграл вместе с Марией Берсеневой и Максимом Виторганом. Несмотря на звездный состав, проект не оправдал ожиданий и не окупился — его бюджет составил около трех миллионов долларов.
Главной звездой в послужном списке Алексея Климушкина стала роль Сильвестра Андреевича — богатого, немного карикатурного олигарха из сериала «Универ» и его продолжения «СашаТаня». Попасть в этот проект артисту удалось совершенно случайно. В тот момент он полностью сфокусировался на режиссуре и планировал участвовать в нескольких проектах одновременно. Но вдруг ему позвонил его старый знакомый — режиссер Влад Ланне, предложивший пройти кастинг. Алексей почувствовал, что образ богатого и самоуверенного мужчины — его идеальная роль.
Узнаваемость и популярность пришли уже после первых серий, а реплики его персонажа стали крылатыми фразами, которыми обменивались на улицах. Сам актер вспоминал, что самые частые слова поклонников — «О, Сильвестр Андреевич, привет! А дай денег!».
Образ героя он создал, черпая вдохновение из типичных представителей 90-х — ярких олигархов в красных пиджаках, с мобильными телефонами, вокруг которых крутятся охранники и бандиты. Вдохновлялся он и предложенными сценаристами Семеном Слепаковым и Вячеславом Дусмухаметовым деталями.
Алексей говорит, что так глубоко вжился в роль, что считает себя по сути именно таким человеком. Для него важнее искренние чувства, чем материальные богатства — например, забота о сыне, которого играет Андрей Гайдулян, — это его главная черта. Он очень внимательно следит за жизнью героя, старается его опекать и не отпускать из виду.
На съемочной площадке у актера сложились дружеские отношения со всеми коллегами, особенно с Валентиной Рубцовой и Андреем Гайдуляном. Он знает Валентину много лет, еще со времен работы в мюзикле, где она пела, а он был режиссером. В отношениях с Гайдуляном он считает себя «отцом», и между ними есть настоящая близость — они даже общаются как семья. Когда у Андрея обнаружили рак, Алексей приехал к нему в Мюнхен, поддерживая коллегу и его семью. В знак поддержки он привез ему гречку, которая в Германии считается деликатесом, чтобы помочь в восстановлении.
Актер признает, что работа в ситкомах — это тяжелый и энергозатратный труд. Многие коллеги считают такие роли «низкопробной актерской работой», но он сам не отвергает эту сферу и мечтает о сцене, о встрече с великими режиссерами, которые помогут ему раскрыться полностью.
Несмотря на популярность, Алексей опасается за судьбу своего персонажа, ведь он боится застрять в образе миллиардера Сильвестра Андреевича. Он говорит, что отказывается играть подобных героев в других сериалах и предпочитает сосредоточиться на одной крупной роли. В реальной жизни он ездит на недорогой «Вольво», а не на представительском Rolls-Royce. На вопросы о деньгах он отвечает, что у него сложные отношения с материальными ценностями, и если бы имел миллиард долларов, тратил бы их на создание хорошего кино и развитие своего творчества.
Несмотря на быстрый взлет популярности, детали личной жизни Алексея Климушкина остаются малоизвестными и покрытыми тайной. По состоянию на 2022 год, к его аккаунту есть доступ только у ограниченного круга подписчиков.
Алексей охотно делится фотографиями с поклонниками, раздает автографы, однако на вопросы о своей супруге и детях отвечает уклончиво. Известно, что у него есть два взрослых сына, но он не распространяется о них и, судя по всему, не планирует связать свою карьеру с актерством. Говорят, что он вкладывает в образование наследников, а сами сыновья выбрали профессиональные пути: старший — архитектор, младший — оператор.
Алексей — любитель кошек. У него есть кот породы курильский бобтейл по имени Иззя, что на японском языке значит «доктор».
В 2022 году его деятельность продолжилась — он снялся в восьмом сезоне популярного ситкома «СашаТаня». Режиссером сериала стал молодой постановщик Александр Потапов, известный по проекту «Сторис». Основной актерский состав остался неизменным, а потому на съемочной площадке по-прежнему работают Андрей Гайдулян и Валентина Рубцова, с которыми Алексей поддерживает дружеские отношения и в жизни.
Читайте также статьи:
Сергей Апрельский. Путь к успеху. Личная жизнь. Как живет актер?
Леонид Дербенев. Путь к славе. Множество увлечений. Единственная жена. Как жил поэт?