Найти в Дзене

Село Пыркино, его покровители и духовная жизнь.(Глава третья).

Храмы села Пыркино. Рождественская церковь и Михайло-Архангельская часовня. Михайло-Архангельская церковь в Пыркино была построена вскоре после основания слободы в 1660-х гг., и впервые упоминается в 1688 г. В 1701 г., очевидно, было освящено уже новое здание храма. В 1820 г. тщанием статского советника Михаила Адриановича Устинова был построен каменный храм во имя Рождества Христова с приделом Архангела Михаила, освященный в 1830-31 г. В книге А. Попова, Церкви, причты и приходы. Пензенской епархии. 1896г., имеется запись: «Село Пыркино. Храм Рождества Христова с теплым приделом во имя св.арханг. Михаила, каменный, построен 1820-30г., расстоянием от г.Пензы 35 верст. В сельце Елани кладбищенская церковь во имя Божей Матери Целительницы. Притча положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3д., полевой 33д. Жалованья священнику 90р., диакону 36р. И псаломщику 24р. Дома для членов причта церковные. Прихожан м.п. 1076, ж.п. 1142. При

Храмы села Пыркино.

Рождественская церковь и Михайло-Архангельская часовня.

Михайло-Архангельская церковь в Пыркино была построена вскоре после основания слободы в 1660-х гг., и впервые упоминается в 1688 г. В 1701 г., очевидно, было освящено уже новое здание храма.

В 1820 г. тщанием статского советника Михаила Адриановича Устинова был построен каменный храм во имя Рождества Христова с приделом Архангела Михаила, освященный в 1830-31 г.

В книге А. Попова, Церкви, причты и приходы. Пензенской епархии. 1896г., имеется запись:

«Село Пыркино. Храм Рождества Христова с теплым приделом во имя св.арханг. Михаила, каменный, построен 1820-30г., расстоянием от г.Пензы 35 верст. В сельце Елани кладбищенская церковь во имя Божей Матери Целительницы. Притча положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3д., полевой 33д. Жалованья священнику 90р., диакону 36р. И псаломщику 24р. Дома для членов причта церковные.

Прихожан м.п. 1076, ж.п. 1142. Приход состоит из села и сельца Елани (в 8 верстах). В селе церковно-приходская школа, а в Еланке школа грамоты.»

В 1931 году был закрыт и превращен в склад. До настоящего времени от колокольни сохранился только первый ярус. Храм построен в стиле классицизм. Большая ротонда, крытая куполом, венчает собой двухсветный четверик, к которому с восточной стороны пристроена полукруглая апсида, а с запада — трапезная. Северный и южный фасады четверика раньше завершались треугольными фронтонами, следы примыкания которых видны до сих пор. Возле храма могила протоиерея Филиппа Ивановича Куликова.

В 1990-х гг. храм вновь начала свою работу и стал принимать прихожан.

В 2004 г. в церкви возобновились богослужения, и началось ее восстановление.

В начале ХХ в. уже существовала деревянная часовня за Сурой, на Пыркинском винокуренном заводе Устинова, в которой находилась чтимая икона вмц. Параскевы. Весьма велика вероятность, что часовня была построена именно над святым источником: иконы Параскевы Пятницы обычно являлись на родниках.

В советские годы часовня была снесена, а в 2006 г. здесь, на территории бывшего санатория «Сосновый бор», по проекту Дмитрия Борунова, построили каменную Михайло-Архангельскую часовню.

Икона Параскевы Пятницы

-2

Образ великомученицы Параскевы Пятницы, хранящийся в Христорождественской церкви с. Пыркино Бессоновского района, для православной иконографии необычен. Это не совсем икона: скорее, деревянный барельеф.

По преданию, более ста лет назад этот образ явился на десятую пятницу по Пасхе на роднике в лесу, в тихом овражке, верстах в пяти от села.

Жительница села Анна Николаевна Лазутина пишет: икона «в руки далась одному мальчику лет 11-ти. Крестным ходом ее отнесли в наш храм Рождества Христова и хотели оставить там. Но она чудесным образом «уходила» на свое место, и так было трижды. Тогда помещик Устинов построил каменную часовню в ее честь. Каждый год в 10-ю пятницу по Пасхе крестным ходом икону приносили в храм на три дня, а затем также крестным ходом относили обратно. Это был настоящий праздник: организовывалась ярмарка, на которую люди съезжались со всей Пензенской области.

Я знаю это все со слов моей мамы, а родилась она в 1910 году. В детском возрасте она запомнила, что продавалось на этой ярмарке: очень высокие калачи (нажмешь на них – они превращаются в оладышек, а отпустишь – вновь очень высокий каравай), сладкие леденцы, очень крупная свежая рыба, сельскохозяйственная утварь. Это был настоящий праздник для детей и взрослых». (Письмо автору, февраль 2014 г.).

Сельское предание подтверждается дореволюционными источниками. В документах начала ХХ в., действительно, упоминается «приписная деревянная часовня на Пыркинском винокуренном заводе господина Устинова, в которой находится чтимая икона св. мч. Параскевы». Наиболее вероятно, что строителем часовни стал Александр Михайлович Устинов (1843-1912), предпоследний владелец грабовского имения.

Разумеется, в советское время часовня была разрушена и традиция Крестных ходов к ней прервана. Конечно, полностью паломничество на святой источник не прекращалось. Местные жители сохранили и саму икону. В середине 90-х гг. ее передали в возрожденный Пензенский Троицкий женский монастырь.

В 2000 г., с установки временного деревянного креста на куполе, началось восстановление Рождественской церкви в Пыркино. С 2004 г. здесь регулярно проходят богослужения. Во имя великомученицы Параскевы освятили левый придел в трапезной храма, здесь же помещен и сам образ – он вернулся в село из Пензы после возрождения храма.

С 2002 г. возобновились Крестные ходы на десятую пятницу по Пасхе от сельской церкви на святой источник, была восстановлена и часовенка. «В 2005 году мученица Параскева в образе кроткой старушки явилась одному человеку, впервые в жизни посетившему святой источник. Ему она сказала, что здесь ей нравится, спасибо тем, кто поставил куполок и освятил место», – пишет Анна Лазутина.

Становятся традицией архиерейские богослужения в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, 10 ноября, в пыркинском храме. В 2014 г. Литургию совершили сразу двое архипастырей – митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим и епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин.

Также в селе чтится святой источник, на котором явилась икона вмц. Параскевы Пятницы. Над ним устроен навес.

Адрес: Бессоновский район, с. Пыркино, ул. Центральная
Телефон: 8 (927) 094-89-90
Настоятель:
протоиерей Вячеслав Хромов

Престольные праздники:
7 января – Рождество Христово
21 ноября – Михаила Архангела

Еще мне удалось найти интересные статьи о храме и его священнике в Пензенских епархиальных ведомостях. Орфографию я сохранила.

Освященіе храма и школы.

21 октября сего 1884 года въ селѣ Пыркинѣ, мокшанскаго уѣзда,"съ разрѣшенія Его Преосвященства, было со10 — вершено торжество освященія поновленнаго храма, а также и освященіе зданія, предназначеннаго для церковно приходской школы. Каменное зданіе, которое въ настоящее время составляетъ Пыркиискую церковно-приходскую школу, до сего времени, по своей ветхости, было зданіемъ не жилымъ, ни къ чему почти непригоднымъ. Настоятель Пыркинскаго прихода о. Листовъ частію на церковныя, частію на свои средства перестроилъ это зданіе и приспособилъ его для школы. Наканунѣ означеннаго торжества, при большомъ стечении народа настоятелемъ церкви было со вершено всенощное бдѣніе. Въ самый же день торжества утреня была совершена однимъ изъ прибывшихъ сосѣднихъ священниковъ. До начала литургіи народъ большими массами стекался въ храм., такъ что обширный Пыркинскіи храмъ не вмѣстилъ всѣхъ прибывшихъ на сіе торжество, многимъ пришлось стоять внѣ храма. Предъ самою литургіею было совершено освященіе поновленнаго храма, которое совершали: мѣстный благочинный, настоятель церкви и еще три священника, при стройномъ пѣніи мѣстныхъ пѣвчихъ. Послѣ пѣнія причастнаго стиха, однимъ изъ священниковъ было произнесено приличное торжеству поученіе. По окончаніи литургіи и провозглашеніи обычнаго много лѣтія, былъ открытъ крестный ходъ, въ сопровожденіи той же массы народа, изъ храма въ поновленное зданіе, которое назначено для церковно-приходской школы. Здѣсь послѣ совершенія молебнаго пѣнія съ водоосвященіемъ и окропленія зданія святою водой, настоятелемъ прихода о. Листовымъ произнесена была глубоко-прочувствованная рѣчь, въ которой он, сказавъ о цѣли исправленія сего дома, выясниль важность грамотности и ученія и въ концѣ обратился ко всѣмъ участникамъ торжества съ просьбою о помощи на первоначальное обзаведеніе школы. " Голосъ пастыря былъ услышан; но время закуски, предложенной имъ въ домѣ, по окончаніи торжества, открыта была подписка на предметъ Пыркннской церковно-приходской школы. Управляющій далъ подписалъ 2 5 руб.; другой управляющій далъ 3 руб.; управ. Степановъ 5 руб.; Прозоровъ 3 руб.; Кузавковъ 3 руб.; священникъ Снѣгиревъ 3 руб.; священникъ Небосклоновъ 1 руб ; свящ. Ястребовъ 1 руб.; священникъ Любимовъ 1 руб.; г. Васильковъ 1 руб.; г. Тихонов. 1 руб. и крестьянинъ Евфимовъ 1 руби.; всего собрано было так. образ. 48 рублей. Празднованіе 21 октября въ с. Пыркинѣ отличалось оживленностію, искренностію н задушевностію участвующихъ. Открытіе церково-приходской школы въ с. Пыркинѣ едва- лн не первый примѣръ въ мокшанскомъ уѣздѣ. Дай Богъ, чтобы было больше послѣдователей сему примѣру; и дай Богъ, чтобы ново-открытая Пыркинская церковно-приходская школа процвѣтала и развивалась на пользу Церкви и отечества.

Священникъ Евграфъ Любимовъ.

ПЕВ. 1884. №23. С.10.

Священникъ Василій Семеновичъ Листовъ.

21-го октября, на 83-мъ году отъ роду, скончался въ селѣ Верхозовкѣ, Мокшанскаго уѣзда, въ домѣ своего зятя — священника, священникъ В. С. Листовъ- Не длинна біографія покойнаго. Онъ былъ сынъ пономаря. По окончаніи курса Пенз. дух. семинаріи въ 1850 г., рукоположенъ въ 1853 г. во священника с. Пыркина, Мокшанскаго уѣзда, гдѣ и прослужилъ до 1892 г., когда, по разстроенному здоровью, согласно прошенія, уволенъ заштатъ. Въ 1893 г., когда здоровье его поправилось, онъ занялъ должность зконома архіерейскаго дома, а въ 1891 г., самостоятельный приходъ въ с. Широкоисѣ, Мокш. у. Въ 1903 году В, С. празднуетъ пятидесятилѣтній юбилей своего священства и въ 1904 г. окончательно увольняется на покой.— Отличительной чертой покойнаго было трудолюбіе, и въ церкви, и въ приходѣ, и въ семьѣ онъ былъ такимъ работникомъ, какихъ могла создавать только старая суровая школа и прежняя, не любившая баловать, жизнь. По поступленіи въ приходъ, покойный обратилъ серьезное вниманіе на религіозно-нравственное состояніе прихожанъ. Особенно сильно ратовалъ онъ и съ церковной кафедры и въ частныхъ бесѣдахъ противъ т. н. черничекъ, устроившихъ въ своихъ келліяхъ собранія, и достигъ того, что къ послѣднимъ годамъ его службы въ Пыркинѣ о нихъ почти совсѣмъ не было слышно. Во время освобожденія крестьянъ, когда народъ, не всегда понимая новыя мѣропріятія, слушалъ разныхъ проходимцевъ, упорствовалъ и волновался, о. Василій старался объяснить темному народу истинный смыслъ происходящаго. Много положилъ трудовъ о. Василій для распространенія среди прихожанъ грамотности, Онъ открылъ въ своей квартирѣ поселковое училище. Въ этомъ училищѣ не малое время былъ и законоучителемъ и учителемъ. Впослѣдствіи выхлопоталъ особаго учителя съ жалованьемъ въ 100 руб. ежегодно. Училище это существуетъ въ Пыркинѣ до сега времени. Помимо училища о. Василій пріучалъ дѣтей читать и пѣть въ церкви на клиросахъ и даже образовалъ изъ нихъ хоръ. Мальчики выучивались, подъ руководствомъ о. Василія, хорошо читать и знали даже церковный уставъ, а хоръ пѣвчихъ существуетъ въ Пыркинѣ доселѣ, и имѣлъ печальное счастіе отпѣвать своего основателя. Трудами покойнаго была сооружена вокругъ церкви чугунная ограда и купленъ въ 100 пуд. колоколъ. Въ д. Бланкѣ, отстоящей отъ села въ 8-ми верстахт, онъ устроилъ особую церковь, въ которой, поперемѣнно съ Пыркиномъ, отправлялъ церковныя службы. Въ той же деревнѣ о. Василіемъ была открыта школа для обученія крестьянскихъ дѣтей.. Въ оградахъ Пыркинской и Еланской церквей о. Василій собственными трудами насадилъ яблони, которыя въ на стоящее время приносятъ плоды и сдаются въ пользу церкви. Онъ не гнушался и черной работы: самъ ѣздилъ въ Засурскій лѣсъ за дровами, работалъ въ полѣ, въ саду (у него было даже два сада, разведенные его руками), на пчельникѣ и т. д. Крестьяне, видя трудолюбіе своего пастыря, видя, что и духовный отецъ живетъ тѣми же трудами, что и они, проникались уваженіемъ къ нему, слушались своего священника и любили его именно какъ своего, какъ человѣка земли и, слѣд., родного, близкаго имъ. Эта любовь и уваженіе со стороны крестьянъ сказались съ особенною силою въ день похоронъ о.Василия. Умеръ, какъ уже сказано, въ с. Верхозовкѣ, т. е. верстахъ въ 12-ти отъ Пыркина. Получивъ извѣстіе о смерти ихъ духовнаго отца, крестьяне пожелали, чтобы о. Василій былъ похороненъ непремѣнно около ихъ церкви. Наканунѣ похоронъ, громадной толпой, чуть не ,,всѣмъ селомъ“ они отправились въ Верхозовку и оттуда на рукахъ, въ предшествіи духовенства и хоругвей, перенесли прахъ пастыря въ домъ Пыркинскаго священника. Отпѣваніе было не менѣе торжественно. Состоялось оно 24-го октября. Храмъ былъ переполненъ молящимися. Отпѣваніе совершали 7 священниковъ и 3 діакона. Покойный погребенъ въ оградѣ Пыркинской церкви. Упокой, Господи, душу трудника въ селеніяхъ праведныхъ! Свящ. Н. И. ПЕВ. 1908. №24. С.1052.

Конец третьей главы.

Продолжение....