Найти в Дзене

Птицы раскатов. Абстракции южной природы. Фотографии из царства тысячи рек.

Наконец-то, вытаскивая крупицы времени из песочных часов вечности, я собрал воедино мозаику фотографий из моей поездки в Казахстан на границу с Астраханской областью. Удивительный и необычный мир раскатов – твердыня камыша и неба, отражающегося в зеркале вод. Так сложилось, что эта поездка изначально не была именно фотоприключением, но я постарался изо всех сил выжать максимум из возможностей - поснимать дикую природу этих мест и познакомить вас поближе с классическими обитателями царства тысячи рек. Я долго думал, как построить это повествование и пришёл к выводу, что оно будет немного витиеватым и не совсем плавным, как обычно т.к. фотоохота на сей раз была скорее сопровождением, а основное действие досталось рыбалке. Тем не менее, собранный материал получился вполне интересным, хочется верить, что вам он понравится. Бесконечная даль. Почти пустошь. Ночной холод. Он достигал своего апогея к утру. В комнате отопление включалось только вечером и отключалось ночью, поэтому было очень з

Наконец-то, вытаскивая крупицы времени из песочных часов вечности, я собрал воедино мозаику фотографий из моей поездки в Казахстан на границу с Астраханской областью. Удивительный и необычный мир раскатов – твердыня камыша и неба, отражающегося в зеркале вод. Так сложилось, что эта поездка изначально не была именно фотоприключением, но я постарался изо всех сил выжать максимум из возможностей - поснимать дикую природу этих мест и познакомить вас поближе с классическими обитателями царства тысячи рек.

Когда солнце тонет в лебедином озере
Когда солнце тонет в лебедином озере

Я долго думал, как построить это повествование и пришёл к выводу, что оно будет немного витиеватым и не совсем плавным, как обычно т.к. фотоохота на сей раз была скорее сопровождением, а основное действие досталось рыбалке. Тем не менее, собранный материал получился вполне интересным, хочется верить, что вам он понравится.

Типичный представитель раскатов - серая цапля
Типичный представитель раскатов - серая цапля

Бесконечная даль. Почти пустошь. Ночной холод. Он достигал своего апогея к утру. В комнате отопление включалось только вечером и отключалось ночью, поэтому было очень зябко. Простыня и два шерстяных оделяла не спасали до конца и самым сложным становилось преодоление барьера – встать, максимально быстро умыться в душевой, где изо рта идёт пар, очень быстро одеться, сразу же переходя к интенсивной зарядке и отправиться на завтрак. В восемь мы были на воде и в течение двух часов воздух медленно, но верно прогревался. Надо отметить, что в первый день заезда утренняя температура показывала уверенные минус 2, а на воде и ветру, это, мягко говоря, ощутимо. Два дня было затянуто облаками, но затем солнечная долина раскинула свои бескрайние просторы и бороздящие раскаты лучи покидали нас только ночью.

Раскаты и море птиц
Раскаты и море птиц

Чтобы понять природу здешних мест нужно время. В первую очередь время для собственной адаптации. Аскетичный, минималистичный ландшафт с абстракциями бесконечных коридоров камыша и небрежными эскизами проливов, ериков, банков, разливов. Кажется, что этот пейзаж замирал и находился в состоянии анабиоза. Но он начинал оживать при движении и доходил до кульминации расцветания в золотой час. Наверное, на четвёртый день я это понял, когда возвращался с разливов под линии заходящего солнца на скорости бегущей по зеркалу вод бударке (местная длинная лодка с мотором). Минимализм пейзажа, как раскрывающийся бутон наливался и раскрывал свои лепестки. Багровое солнце начинало танцевать на розовеющем небе с одной стороне и отражать свои контрасты на вельветово-синей с другой. Ветер играл в камыше, перемешивая краски сухого бежевого и яркого жёлто-зеленого. Редкие ивы шуршали молодыми салатовыми листьями. Толпы цапель, бакланов, орланов спешили домой, тут и там слышались удары хвостов разных рыб и запах недалёкого моря плавно рассеивался по безграничным территориям раскатов. Всё это походил на странный, но великолепный танец.

На встречу сумеркам
На встречу сумеркам

Именно широкие раскаты стали моей любимой территорией и для рыбалки, и для фотоохоты. Как-то раз камышовые коридоры создали бесчисленные сложные лабиринты ериков, проливов и обширные плато раскатов. Солнце поднялось над бесконечной цепочкой мелководных разливов, образовывающих синее плато из водной ряби и небесного отражения. Вдоль стены прошлогоднего камыша мерно проплывает пара лебедей-шипунов. Казалось идиллию и степенность нагревающегося дня ничто не нарушит, если бы не внезапно приземлившийся чужак.

Лебеди шипуны первый раунд
Лебеди шипуны первый раунд

Пришлый лебедь в наглой манере позарился на уже застолблённую акваторию и уверенно направляется с явно недружелюбными намерениями в сторону остановившейся паре. Хозяин понимает, что времени на раздумья нет и, не теряя секунд, разогнавшись ударами лап по воде спешит на встречу неприятелю. Без всяких предупреждений делается резкий выпад. Удары мощных крыльев поднимают тысячи мелких брызг, лебединые шеи сплетаются друг с другом, соперники уходят под воду, ещё выпад – ещё одно потопление и буквально через несколько секунд неприятель уже старается взлететь, но такой грузной птице нужен разбег – хозяин не позволяет этого наглецу и ещё раз утаскивает соперника под воду.

Лебеди шипуны второй раунд
Лебеди шипуны второй раунд

Наконец названный гость освобождается и с ужасом, резко набирая скорость, улетает за стену камыша, громко хлопая взлохмаченными перьями. Хозяин, явно находясь под действием адреналина, не покидает место сражения и делает небольшие круги, пока подруга, наблюдавшая за развернувшейся баталией немного со стороны не подплывает к суженому, успокаивает его, и уже через минуту пара продолжает своей неспешный маршрут в сторону приветливых бронзовых лучей ясного дня.

Лебеди шипуны третий раунд
Лебеди шипуны третий раунд

Ещё одной особенной моделью раскатов стали усатые синицы, забавные и ни с кем не сравнимые и любопытные. На самом деле перья действительно выступают у кавалеров, как усы, что можно увидеть на одной из фотографий.

Усатая синица и её усы
Усатая синица и её усы

Встретились мне и другие представители пернатых, например, красавицы кваквы, получившая своё название за характерное, с позволения сказать, «пение», многочисленные скворцы, лазоревки, большаки, зяблики, ремезы. Чайки в отличии от бакланов попадались нечасто, а вот хищные болотные луни регулярно планировали над камышовыми заборами, практически не поднимая взора – постоянный поиск в таких зарослях дело не самое простое. Однажды вечером повезло подплыть к луню довольно близко и сделать несколько удачных кадров.

Кваква в полёте
Кваква в полёте

Болотный лунь и угасающий вечер
Болотный лунь и угасающий вечер

Надеюсь, Вам придётся по душе эта зарисовка, в следующий раз я бы с радостью продолжил знакомство с природой раскатов через фотографию её обитателей. Друзья, спасибо за поддержку и доброе внимание! Всегда жду Ваши комментарии - и буду очень рад, если подпишетесь на мой канал!

С Вами был фотограф природы Михаил Ездаков