Универсальное значение любого научного метода заключается в том, что он дает не указание на причины или другие результаты исследования, а указание на пути отыскания причин или других искомых данных. Опираясь на философские категории случайности и необходимости, количества и качества, взаимосвязи и развития явлений и другие, а также на математическую теорию статистики, юридическая (правовая) статистика разрабатывает свои специфические методы, предназначенные для изучения количественной стороны преступности, правонарушений, гражданско-правовых деликтов и связанных с ними социальных явлений и процессов. На конкретное содержание этих методов существенное влияние оказывает общая теория права и его различных отраслей, теория криминологии и других юридических наук. Теоретические положения упомянутых дисциплин определяют и специальные методики, основанные на статистических методах.
К специфическим методам юридической статистики относятся:
1)массовое статистическое наблюдение преступности и других криминологически значимых явлений;
2)сводка и группировка данных, полученных при наблюдении, по качественно-определенным признакам;
3)статистический количественный анализ сведенных и разгруппированных показателей;
4)всесторонний качественный анализ статистических материалов.
Перечисленные методы, образуя органически единый процесс статистико-криминологического исследования, иногда именуются его стадиями или этапами, ибо каждый последующий метод, как правило, может быть применен с использованием показателей предыдущего. Поэтому любое статистико-криминологическое обследование будет считаться полным и завершенным только тогда, когда оно слагается из названных выше основных стадий (этапов, методов).
Метод массового статистического наблюдения криминологических явлений означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий и т.д. можно установить объективные закономерности в преступности, правонарушаемости, их причинности, эффективности правоприменительной деятельности судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Изучение единичных явлений или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом же наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствия, обусловленные общими причинами.
Давно замечено, что преступления или другие криминологически значимые явления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации такую же закономерность, как явления природы. Поэтому, чтобы был действительно научный фундамент статистических фактов, необходимо брать не отдельные факты, даже очень важные, а всю их совокупность. Одно из главных требований, предъявляемых к статистическому наблюдению - достоверность и полнота собираемой исходной информации.
Организация статистического наблюдения в судебной статистике включает в себя 4 этапа:
1) определение целей и задач статистического наблюдения, которые могут быть самыми различными, вытекающими из реальных социально-правовых потребностей, из правоприменительной судебной деятельности жизненно необходимых нужд, связанных с переходом страны к новым социально-экономическим условиям, например: из необходимости снизить количество осуждённых, содержащихся в исправительных учреждениях, замены уголовной ответственности административной и т.п.
2) выбор объекта наблюдения, содержащего совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучать для достижения поставленных целей;
3) установление единиц наблюдения, единиц совокупности и единиц измерения, их сопоставимость - это важнейшее требование статистического наблюдения;
4) составление программы статистического наблюдения, то есть составление перечня четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения.
Статистическое наблюдение чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.
Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе, наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.[1]
При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, то есть установить объект наблюдения. Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.
Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов.
На основе вышеизложенного определим объекты статистического наблюдения по трем основным отраслям правовой статистики.
Основная цель уголовно-правовой статистики – это предоставление исчерпывающей информации о количественной стороне преступности и определение характера действия соответствующих государственных мер социального контроля над ней. Таким образом, можно четко определить три объекта наблюдения уголовно-правовой статистики:
1. преступление как предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст.2, 14 Уголовного Кодекса РФ – УК РФ);
2. преступник как вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК РФ);
3. наказание как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст.43, 44 УК РФ).
Необходимо заметить, что объекты уголовно-правовой статистики отражают специфические особенности каждой стадии уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, вынесение приговора и т.д.). Количественно-качественные характеристики данных объектов уголовно-правовой статистики позволяют определить приоритетные направления контроля над ними и их место, соответствующее значению в криминологической характеристике структуры современной преступности.
Гражданско-правовая статистика учитывает гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подтверждены в порядке нотариального производства. Гражданско-правовая статистика призвана дать исчерпывающую количественную характеристику указанным правоотношениям – их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Из всего вышеизложенного можно определить следующие объекты гражданско-правовой статистики:
1. спор о праве гражданском (гражданское, арбитражное дело);
2. стороны в гражданском, арбитражном процессе (истец и ответчик);
3. судебное решение.
Одним из постоянных объектов статистического наблюдения данной отрасли правовой статистики являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности суммы, полученные от удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.
Административно-правовая статистика учитывает количественную сторону административных правоотношений и характеризует соответствующие мероприятия по борьбе с ними. Исходя из данного определения, можно выделить следующие объекты административно-правовой статистики:
1. административные правонарушения (проступки) – противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) или закона субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ);
2. лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП РФ);
3. меры административной ответственности – административные наказания, - применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.9 КоАП РФ).
Изучение объекта статистического наблюдения предполагает выделение в его составе отдельных единиц. Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения.
Единицей статистического наблюдения является составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации в процессе данного наблюдения. От единицы наблюдения следует отличать отчетную единицу.
Отчетная единица - это источник сведений о единицах наблюдения.
Программа статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, по которым нужно получить сведения в отношении каждой исследуемой единицы в процессе наблюдения.
Организационный план статистического наблюдения представляет собой перечень мероприятий, необходимых для успешного выполнения работы по сбору и обработке материалов, с указанием сроков и исполнителей.[2]
Статистическое наблюдение может иметь две организационные формы: 1) официальный учет и отчетность; 2) специально организованное обследование, позволяющее собрать сведения, которых нет в официальной отчетности.
Например, при изучении преступности может возникнуть необходимость выяснить степень доверия граждан к правоохранительным органам.
По непрерывности учета фактов во времени в изучении преобладает текущее наблюдение за относительно длительный период, хотя конкретные исследования могут базироваться и на периодических или единовременных сведениях. По полноте охвата единиц совокупности наблюдение в криминологии может быть сплошным, особенно при использовании официального учета и отчетности, и несплошным (монографическим, обследованием основного массива, анкетным (социологическим), и выборочным).
Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватить либо всю (в статистике - генеральную) совокупность изучаемых явлений (сплошное наблюдение), либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и которая позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать при неполном изучении фактов возможную ошибку (несплошное, выборочное наблюдение).
Сводка и группировка данных наблюдений по качественно определенным признакам - следующий специфический метод (этап) обследования. Он не менее важен, чем наблюдение, ибо при неправильной разработке материалов можно утратить истинный характер полученных сведений. На этапе сводки начинается «переход» от характеристик случайного и единичного к устойчивому и массовому, от отдельных преступлений и правонарушений - к преступности и правонарушаемости.
Данные, полученные путем статистического наблюдения, общие. В целях проникновения в сущность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства и др.), по мотивации (корыстные, насильственные и т.д.) или по субъектам преступлений (по полу, возрасту, социальному положению, прежней судимости).
Сводка и группировка данных позволяют увидеть структуру изучаемых явлений, их схожесть и различия. Группировочные признаки могут отражать количественную сторону явления (например, возраст правонарушителей) и качественную (например, мотивацию). Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной совокупности.
Статистические группировки могут быть типологическими, когда изучаемые явления группируются по качественным признакам, структурными, которые разрабатываются на основе количественных признаков, и аналитическими (корреляционными), позволяющими обнаружить взаимосвязь и зависимость изучаемых явлений. Группировки также могут быть простыми, сложными, комбинированными, многомерными, первичными, вторичными и т.д. Результаты группировок криминологических показателей могут быть изложены в разнообразных таблицах и графиках. Они делают исследование более наглядным и понятным.
Статистический количественный анализ дает возможность углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.
Всесторонний качественный анализ количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим. Отступление от него может привести исследователя в плен механистических представлений и схоластических расчетов.
Обратимся к примеру качественной оценки деятельности правоохранительных органов за последние годы. В трудные 1991 - 1992 гг. в России появился огромный «вал» преступности. В первые месяцы 1992 г. темпы прироста преступности составляли 45%. Это было беспрецедентно. Российские власти потребовали решительной борьбы с преступностью. Прирост преступности за 1992 г. снизился и составил 27,3%. В 1993 г. он уже был равен 1,6%. В 1994 г. преступность не только не увеличилась, но и снизилась на 6%. После некоторого роста в 1995 г. преступность в 1996 г. вновь стала как по команде из месяца в месяц снижаться. На основании количественного анализа можно было бы говорить о серьезных успехах правоохранительных органов.
Борьба с преступностью действительно оживилась, но в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и других неблагоприятных процессов в стране объективно не могло быть интенсивного сокращения темпов прироста преступности. Обращение к практике регистрации преступлений, фактической деятельности правоохранительных органов, латентной преступности и другим аспектам качественного анализа показало, что количественное сокращение учтенных преступлений носит в значительной мере «бумажный» характер.
«Правоохранительные органы, не имея возможности обуздать преступность, отреагировали на жесткие требования властей традиционно: существенно расширили «управляемую» регистрацию преступлений»[3].
Научный подход к данным, умение анализировать их на основе теории и сочетать с глубоким качественным анализом изучаемых фактов является основополагающим методом, способным извлечь из количественных показателей объективный ответ на поставленные вопросы.
[1] Общая теория статистики. /Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. - М.: Финансы и статистика. - 2002. – с. 66
[2] Судебная статистика: Преступность и судимость (современный анализ данных уголовной судебной статистики России 1923–1997 годов) / Под ред. И.Н. Андрюшечкиной. - М.: РИЮД. - 2000. – с. 60
[3] Лунеев В.В. Контроль за преступностью: надежны ли показатели?// Государство и право. – 1995 - №7 - с. 90