Павел Филонов – один из самых загадочных художников ХХ века. Живописец, иллюстратор, график, теоретик, педагог – он создал свой собственный стиль. Мастер не продавал свои произведения, считая, что его картины принадлежат народу. Работы Филонова хранятся в Русском музее, но на протяжении десятилетий он был известен лишь узкому кругу лиц.
О фильме «Филонов» (2023, 77 мин, ООО «Гринвич Продакшн», 16+), посвященном художнику и ставшем номинантом на Российскую национальную премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» в 2025 году, рассказал режиссёр Никита Снегов.
- Вы по образованию искусствовед. В неигровом кино отдаёте предпочтение теме искусства?
- Главное – это сама история: есть ли в ней что-то недосказанное, неизученное? Если да, то это уже вызов. Интересно взяться за такую работу.
Мой первый неигровой фильм «Эпилог» рассказывал об окончании совместного творческого пути братьев Самойловых из группы «Агата Кристи». На тот момент они давали прощальный тур. Было крайне интересно попытаться понять, как два брата, создавшие одну из самых известных рок-групп в стране, пришли к точке, где они даже руки друг другу не хотят подавать. В этом – большая человеческая драма.
- Как, окончив РГГУ, пришли в документалистику?
- Моя натура не предполагала работы в музейной сфере. Да и творчество привлекало больше, чем его исследование. Сейчас, в ретроспективе, я понимаю, что создание документальных фильмов по сути тоже является изучением чужого творчества.
Не найдя себя в критике искусства, устроился на музыкальный телеканал, где за пять лет от ассистента режиссера дошел до должности режиссера развлекательных программ. Но и там не хватало возможностей для самовыражения. Отказавшись от работы режиссера многокамерных съемок, «обнулил» себя в профессии и начал делать небольшие сюжеты для программ, где изучал навыки постановочных съемок. Однажды, когда выпала возможность снять несколько документальных фильмов для известных рок-групп, понял, что документалистика – один из самых интересных жанров. В неигровом кино нашел свой пульс: баланс между усердием в изучении материала и спонтанностью творческих озарений.
Я продолжаю делать программы для ТВ, развлекательные и социальные проекты для интернет-платформ, рекламные и диджитал ролики, но каждый год – хотя бы один неигровой фильм.
- Почему решили сделать фильм о художнике Павле Филонове?
- Это была идея нашего генерального продюсера Димитра Тодорова. Он почитатель творчества Филонова практически с детства, с тех пор, как ему случайно досталась открытка с репродукцией одной из картин художника. Димитр предложил мне стать режиссером картины, возможно, учитывая моё образование, а может, просто потому, что доверял профессионально. Так или иначе, он зажег меня этой идеей, и дальше мы уже не останавливались в течение почти трех лет, создавая фильм по крупинкам.
- Что было самым трудным?
- Полностью перевернуть сознание, чтобы найти новый подход к созданию документального фильма. Ни одна из проверенных схем сборки картины Филонову не подходила. Я перемонтировал фильм раз восемь. В сценарии, в монтаже, в создании музыки мы пробовали делать всё как обычно: структурно, систематично. Шли от общего к частному. И каждый раз становилось ясно, что фильм не складывается. Как только пошли по филоновскому творческому принципу – «от частного к общему» – начало получаться. Выходит, Филонов дотянулся сквозь время силой своих принципов и до нас.
- Что особенно запомнилось?
- При работе над фильмом обычно запоминается буквально всё. Это как составление пазла – все детали важны. Один момент всё-таки можно отметить отдельно...
При изучении материалов я наткнулся на книгу Александра Мосякина «Страсти по Филонову». Прочитав её, был абсолютно поражён этой историей. Начал искать в интернете любые факты о краже произведений художника и нашёл пост в социальных сетях о Николасе Ильине, замечательном человеке и большом профессионале, который помог вернуть работы Филонова из Центра Помпиду в Русский музей. Мы связались. Николас помог нам разобраться в истории с кражей рисунков. И в целом, можно смело сказать, что без него фильм не получился бы таким, каким является сейчас.
- Как сейчас популяризируется наследие Филонова?
- Заметно активнее, чем в предыдущие годы. В конце 2023 года в медиацентре «Зарядья» прошла выставка его работ. Учитывая формат экспозиции (с использованием современных технологий), можно предположить, что в новом времени есть запрос на творчество одного из главных художников русского авангарда, сильно обогнавшего свое время.
- Изменил ли Филонов что-то в вас?
- Абсолютно точно, работа над этим фильмом повлияла на меня. Филонов научил меня терпению. Но самое главное, привёл меня к принятию простого факта, что работа и творчество – суть одно и то же.
- Какую цель ставили перед собой?
- Создать фильм, интересный не только искусствоведам, но и простому зрителю, ранее не знакомому с творчеством художника – вот такая простая и в то же время невероятно сложная цель. Удалось ли её воплотить в жизнь, – судить вам.
- Что самое важное при создании неигрового фильма?
- Контроль собственного эго. С одной стороны, ни один режиссёр не состоялся бы в профессии, не будучи отчасти тщеславным человеком. С другой стороны, если постоянно искать новые приёмы, необычные ракурсы повествования и заиграться в нестандартность подхода, можно потерять самое главное – внимание зрителя. Основная цель при создании неигрового кино, впрочем, как и игрового, – максимально увлекательно рассказать историю.
Беседу вела Ирина Иванова
Трейлер фильма
Димитр Тодоров комментарий
Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.
Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь»: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.
Благодарим вас за отметки «Мне нравится» - они помогают развитию канала! Будем стараться радовать вас новыми познавательными публикациями.