Экскурсовод в имении Ярополец, показывая на церковь, заявила: «Здесь Пушкин венчался с Натальей Гончаровой».
Сергей Довлатов энное время работал экскурсоводом в Михайловском (том самом). Если найдете его книгу «Заповедник» по сходной цене, то почитайте. Очень интересные истории о «внутренней жизни» музея в советское время, который перед отступлением высококультурные немцы минировали особым образом. Музее-усадьбе, который возрождали из руин.
А потом пришел туда по блату работать полудиссидент (или кто он?) Довлатов, и давай прикалываться, стебаться, развлекаться во время экскурсий.
Ему смешно было читать стихи других поэтов и выдавать их за стихи Пушкина. А еще смешнее наблюдать за людьми, приехавшими в Михайловское, которые никогда весельчака-экскурсовода не одергивали и не поправляли. Ха-ха-ха!
Ну, Довлатова сами почитаете, повеселитесь вместе с ним. Наверное.
А я вам расскажу о том, как в Яропольце экскурсовод показывала на церковь и утверждала: «Здесь Пушкин венчался с Натальей Гончаровой».
Знаете, кто такая Кожемяко Антонина Павловна?
Думаю, нет.
Дочь крестьян, родилась в 5 км от Яропольца, который принадлежал весь XIX и до 1917 года Гончаровым. Теще Пушкина он достался в результате раздела наследства с ее единокровными сестрами: фрейлиной Екатериной Ивановной Загряжской и графиней Софьей Ивановной де Местр.
Наталья Ивановна Гончарова очень любила жить в Яропольце: там прошло ее детство, там где-то (не известно, где) похоронена ее мать, баронесса Ульрика Поссе.
После 1945 года имение отдали МАИ (институт московский) под санаторий или базу отдыха. Насколько я поняла, в наши дни путевки туда можно купить, не будучи научным работником данного учреждения.
Так как Пушкин бывал в Яропольце, то музей есть.
Так вот, об Антонине Павловне Кожемяко вы у Малахова не услышите. Не Бузова, не простигосподи Меган Маркл или всеми обожаемая Кейт Миддлтон. Чего про нее рассказывать:
Таких в те годы — миллионы. Оккупация закончилась, вручную расчищала дороги и Алферьевский аэродром, рыли (руками!) противотанковый ров. Там того рва — всего 11 км. Любой сможет.
Школы и больницы Москвы получали дрова, которые заготавливали Антонина Кожемяко и ее односельчане.
А потом Антонине Павловне дали ответственное задание: возрождать культуру в селе. Училась в библиотечном техникуме заочно и работала в местной библиотеке.
В октябре 1965 года она по личной инициативе стала создавать в Яропольце музей. В нем и работала.
К 200-летию со дня рождения Пушкина МАИ опубликовал сборник статей.
Есть там и заметка многолетнего директора музея в Яропольце.
О ценности и необходимости музея, о том, как на свои деньги она реставрировала экспонаты, как один ценный экспонат украли и т. д.
История не должна искажаться, считала Антонина Павловна.
«Наши потомки вправе получать достоверную информацию о своих корнях-истока из «первых рук». И привела пример искажения.
Около усадьбы Гончаровых проходила группа экскурсантов. Экскурсовод показала рукой на церковь и заявила:
«Вот здесь Пушкин венчался с Натальей Гончаровой».
Пушкин венчался в Москве. И не в данном отреставрированном храме.
В феврале 1831 года храм еще только строили и он не был освящен. Так что в самом храме венчания не могло быть. Работал один из приделов. В нем и обвенчались поэт и прихожанка данного храма Наталья Николаевна Гончарова.
Небольшой размер придела — еще один повод для полиции Москвы следить за порядком и не пускать на венчание любопытных. Все московские сплетники, те, кто держал пари, что Пушкин сбежит из-под венца, в приделе не поместились бы.
Вам экскурсоводы в Москве эти детали часто рассказывают?
А теперь представьте, что рассказывают экскурсоводы в провинции.
Довлатов или безымянная поденщица культуры, которую услышала Антонина Кожемяко в Яропольце.
Антонина Павловна, услышав про венчание поэта в Яропольце, естественно, не выдержала:
- Откуда у вас такие сведения?»
- А вы, собственно, кто? - смерила надменным взглядом Заслуженного работника культуры РСФСР с марта 1965 года (да! Да! А.П. Кожемяко)
- Я здесь живу и хотела бы, чтобы группа зашла ко мне в музей.
- В этом нет необходимости! - ответила экскурсовод на барщине.
***
Статью свою Антонина Павловна закончила признанием, что ей бывает стыдно от увиденного и услышанного, но она — оптимист.
А я уже - нет. 6 лет объясняю людям:
- Что пушкинистика — это целая отдельная наука.
- Что Пикуль — писатель, чьи тексты зависели от советской цензуры, а не источник информации.
- Что Щеголев — не источник достоверной информации. А над результатом проведенной экспертизы анонимного пасквиля ржали между собой открыто еще современники Щеголева.
- Что книги дочери Н.Н. Гончаровой от второго брака, племянника Пушкина и многие другие уже давно не являются источником информации. Потому что есть данные архивов, которые указывают на недостоверность многих сведений в них.
И даже обожаемые мною Ирина Ободовская и Михаил Дементьев некорректно цитировали письма и документы о семье Дубельтов. История брака младшей дочери Пушкина с сыном начальника III Отделения преподносится коряво: жандармы плохие, Пушкины хорошие.
При публикации писем Натальи Николаевны ко второму мужу повыкидывали всё, что не укладывалось в данную концепцию.
Сама была в шоке, когда приобрела книгу, где со ссылками на номера дел в архивах представлена более полная картина.
Вот зарекалась я не писать на канале «Мой XIX век» о Пушкине. Ну, тут, как говорится: «От Вознесения до поднесения».
Сегодняшняя статья — для Ольги Ивановой.
Остальные не читайте.
Читайте Щеголева!
Ольга, я достаточно объяснила про специфику работы экскурсоводов?
Вы написали мне: «У вас другое видение».
Это НЕ МОЕ видение!
Историю продажи памятника Екатерины II изучила НЕ Я.
Я всего лишь рассказала на своем канале.
«Мопед не мой, я только объявление дал» (с)
Когда 6 лет назад я начинала вести этот канал, я в каждом тексте давала указания на книгу/сборник, автора, название статьи / книги, с указанием страниц. Если в тексте было 3 ссылки, где об этом можно прочитать, значит, три комментатора оскорбляли меня.
Если в моей статье было пять источников, пять хамов нарисовывались.
Если шесть человек требовали: «Удалите статью, не позорьтесь!», значит, поиск через Антиплагиат выдавал, что конкретно эту статью украли шесть человек. И не просто украли, а выдают себя за автора и обещают и дальше радовать СВОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ.
Если под моей статьей три человека требовали удалить новую публикацию, то сколько раз она была украдена? (Ну, я же д-у-р-а, я же про сео не знаю, да?)