Читательский год я начала с современных книг и к весне почувствовала, что мне не хватает масштабности. Я начала поиск "Жестяного барабана" в домашней библиотеке, и была уверена, что видела эту книгу на полках, но она куда-то запропастилась. Наверно отдала кому-то и забыла ) Ну ничего, я нашла аудио версию в исполнении Сергея Чонишвили и считаю, что всё сложилось, как нельзя лучше. Книга была давно в списке, но никак не доходили руки. И тут я прям почувствовала, что именно она мне и нужна..., и не ошиблась.
Книга была издана в 1959 году, правда на российский рынок она попала в 1999 году. И это можно понять. Жестко и непристойностей порядочно.
Повествование ведется от главного героя Оскара, находящегося в психиатрической больнице. Он расскажет нам историю своего рода, начиная со знакомства его бабушки Анны с поджигателем Коляйчиком. Описываемое время - первая половина 20 века. Основное место действия - город Данциг (Гданьск).
Когда Оскару исполнилось 3 года, ему подарили жестяной барабан. Когда Оскару исполнилось 3 года он сознательно решил больше не расти.
Мир взрослых казался Оскару совсем непривлекательным, и свой протест он выражал игрой на барабане. При попытке отнять инструмент близлежащие стекла разлетаются вдребезги от крика Оскара.
Следует предупредить всех тех, кто собирается познакомиться с данным произведением, что это совсем непростая книга. Однако, прочитав ее, чувство насыщения от по-настоящему мощного литературного произведения еще долго не оставляет тебя. Я слушала аудио, но отдельные главы потом читала в электронке перед сном. Потому что над книгой можно размышлять очень долго. Загадок там нет, но все глобальные вопросы нашего мира она поднимает.
Сам автор называет этот роман философской притчей (имейте в виду, притча страниц на 700). При этом подача материала просто волшебна. Совершенно уникальный ракурс от неординарного главного героя с высоты его 94 сантиметров с циничным, и одновременно романтичным складом ума, на такую грешную жизнь взрослых. С одновременным сопоставлением его с Христом и с Антихристом; с постоянным желанием осознать место маленького человека в вихре исторических перемен и добраться до сути человеческой натуры и мотивации поступков.
Я была очарована моментально!
Конечно, это сатира, гротеск, да и любимый постмодерн. Я прямо утонула в этой книге. Есть куча отвратительных по содержанию и жестких моментов, но они так мастерски описаны, что скорее превращаются в незабываемую завораживающую жуть. Я ниже приведу действительно страшные цитаты, но, поверьте, прочитав целиком произведение, в них правда ощущается некая своеобразна красота.
Например, вся часть про смерть матери Оскара - Агнес, это прямо шедевр.
В гробу у бедной мамы было желтое, измученное лицо. За все время длительных церемоний я не мог отказаться от чувства: вот сейчас у нее вскинется голова и ее снова вырвет, у нее в теле еще кое-что осталось, и это кое-что хочет выйти наружу: не только трехмесячный зародыш, который, подобно мне, не знал, какому отцу будет обязан жизнью, не только он хотел выйти наружу и, подобно Оскару, потребовать в дар себе барабан, нет, там есть еще рыба, конечно не сардинки в масле, про камбалу я и говорить не хочу, нет, по-моему, там есть еще кусочек угря, несколько бело-зеленых волокон угрятины, угря с морской битвы в Скагерраке, угря с мола в Нойфарвассере, угря Страстной пятницы, угря, вышедшего из лошадиной головы, возможно даже, угря из ее отца Йозефа Коляйчека, который угодил под плоты и стал добычей для угрей, угорь от угря, ибо угорь ты и в угря возвратишься…
Игра в карты во время разгрома фашистами здания почты в Данциге в сентябре 1939 - читалось на одном дыхании.
И когда после этого Кобиелла решил сыграть черву без двух и сказал: "Двадцать семь", а потом: "Тридцать", даже не сказал, а пробулькал, причем глаза у него то и дело шли враскос и в правом плече у него сидело нечто такое, что просилось наружу, вздрагивало, проявляло бессмысленную живость, а потом наконец смолкало, но зато не удерживало больше Кобиеллу от падения вперед, отчего поехала корзина, полная писем и с мертвецом без подтяжек, когда Ян одним рывком задержал и Кобиеллу, и корзину, когда Кобиелла, чей уход снова был приостановлен, наконец прохрипел: "Черва без прикупа", а Ян смог прошипеть: "Контра", а Кобиелла проговорить: "Ре", Оскар понял, что оборона Польской почты прошла успешно, что те, кто сейчас наступает, уже проиграли едва начавшуюся войну, пусть даже в ходе ее им удастся захватить Аляску и Тибет, острова Пасхи и Иерусалим.
"Шипучка" и эротическая "ванильная" составляющая с Марией. Несмотря на то, что наш главный герой остался в теле трехлетки, в книге полно откровенных сцен.
Но тут уже настоящий макабр! Вообще много немецких авторов приходили на ум, в том числе, мой любимый Гофман. А когда автор углублялся в рассуждения - сразу вспоминался Томас Манн.
Сцена с Доротеей и сатаной
«Не халтурь, сатана!» Я молил: «Избавь меня от позора!» Я подлизывался: «Ты ведь совсем не таков, ну вспомни хотя бы Марию, или, того лучше, Греффову вдову, или шуточки, которыми мы занимались с миниатюрной Розвитой Рагуной в развеселом городе Париже!» Он же, брюзгливо и не боясь повторов, ответствовал: «А мне неохота, Оскар!» Но когда сатане неохота, торжествует добродетель. В конце концов когда-нибудь и сатане может быть неохота!
Считаю, что книгу нужно обязательно читать. И всё же для юности рановато.
А еще стоить отметить игру слов и манеру повествования. Автор может повторять один абзац, совсем чуть-чуть меняя предложения, создавая абсолютно особую ритмическую атмосферу. Вообще читая, ты как будто слышишь игру на барабане... Повторения больше четырех раз было при описании еврейских погромов или хрустальной ночи. В общем, нагнетает Грасс мастерски!
Спустя полмесяца после чтения книги, я посмотрела экранизацию 1979 года. И тоже понравилось! Конечно, масштаб книги фильму передать сложно, но атмосферу он точно сохранил. Рекомендую!