Найти в Дзене
autumn

ДЕГРАДАЦИЯ ЦЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ФЕМИНИСТОК

Недавно по рекомендации одного своего давнего подписчика я поучаствовала в дискуссии с феминисткой на постороннем канале, впрочем, дискуссией это было трудно назвать, ну, да не суть важно. А потом на основе этой дискуссии и многих других, в которых я принимала участие за прошедшие годы, я задумалась о том, как же изменились цели феминисток, которых они хотят добиться своей борьбой. Феминистки прошлых веков, в сущности, боролись за право женщин активно участвовать в жизни общества и наравне с мужчинами, строить будущее своей страны, ведь именно так можно назвать борьбу феминисток за право избирать и быть избранными, наравне с мужчинами получать образование, выбирать сферу деятельности и получать за свою работу соответствующее вознаграждение. Можно сказать, что они боролись за то, чтобы женщины занимали в обществе активную позицию, и это получилось. Не думаю, что это заслуга только феминисток, но очевидно, что они внесли в общее дело свою лепту. И это было хорошо, так как активная позици

Недавно по рекомендации одного своего давнего подписчика я поучаствовала в дискуссии с феминисткой на постороннем канале, впрочем, дискуссией это было трудно назвать, ну, да не суть важно. А потом на основе этой дискуссии и многих других, в которых я принимала участие за прошедшие годы, я задумалась о том, как же изменились цели феминисток, которых они хотят добиться своей борьбой.

Феминистки прошлых веков, в сущности, боролись за право женщин активно участвовать в жизни общества и наравне с мужчинами, строить будущее своей страны, ведь именно так можно назвать борьбу феминисток за право избирать и быть избранными, наравне с мужчинами получать образование, выбирать сферу деятельности и получать за свою работу соответствующее вознаграждение. Можно сказать, что они боролись за то, чтобы женщины занимали в обществе активную позицию, и это получилось. Не думаю, что это заслуга только феминисток, но очевидно, что они внесли в общее дело свою лепту. И это было хорошо, так как активная позиция женщин не раз выручала различные страны в тяжелые времена: тогда женщины довольно успешно заменяли мужчин в различных областях деятельности, поддерживая экономику, а представьте, что было бы, если бы все женщины были бы домохозяйками, привыкшими надеяться на мужчин.

А что же современные феминистки? Все мы знаем, что с правами женщин в мире дело обстоит совсем не так хорошо, как бы нам хотелось, и, казалось бы, для современных феминисток предоставляется огромное поле деятельности: борьба против угнетения женщин и лишения их прав там, где это имеет место. Но, увы, не так часто увидишь демонстрации феминисток в поддержку своих угнетаемых сестер по гендеру в других странах, гораздо чаще они направлены на решение в лучшем случае сугубо частных проблем, а в худшем – на достижение привилегий для женщин. На угнетаемых сестер по гендеру дамам-феминисткам из благополучных в отношении прав женщин стран по большому счету наплевать – своя рубашка ближе к телу.

В нашей стране феминисткам особо пришлось по вкусу идеология жертвы мужского произвола во всех сферах, как общественной, так и домашней. В сущности, все требования феминисток сводятся к одному: нам все должны сделать хорошо, а как это будет сделано, нас не волнует. Причем, «хорошо» каждая феминистка понимает по-своему: для кого-то надо обеспечить равное количество мужчин и женщин среди руководителей всех видов, для кого-то надо создать возможность для женщины, чтобы она наслаждалась материнством, пользуясь всеми льготами для матерей, и одновременно работала руководителем, получая равную с мужчинами зарплату. И феминисток нисколько не смущает, что все условия для этого созданы – бери и пользуйся, для этого требуется всего лишь приложить небольшие собственные умственные и физические усилия для решения проблемы, но именно этого феминистки всячески избегают. А некоторые феминистки пошли еще дальше, например, последняя феминистка, с которой я беседовала, назвала борьбу против «патриархальных стереотипов» целью современного феминизма. В качестве наглядного примера «патриархального стереотипа», с которым надо бороться, эта дама привела представление мужчины о том, что домашняя уборка, и в частности, мытье унитаза, это женская обязанность. Кстати, та же дама предлагает считать феминисткой любую женщину, заплатившую за себя в кафе.

Как мы видим, все перечисленные цели борьбы современных феминисток являются сугубо личными, и направлены на то, чтобы получить желаемый результат при минимальной затрате сил, то есть, чтобы меньше делать и больше получать, то есть цели буквально противоположные целям феминисток прошлого.

И вот тут я задумалась о том, почему же так получилось, и является ли это закономерным. И в связи с этим возникает важный вопрос: является ли феминизм идеологией или нет. Я считаю, что да, поскольку феминизм подходит под определение идеологии:

«Идеология — это система концептуально оформленных идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики (классов, наций, общества, политических партий, общественных движений)».

А теперь давайте посмотрим, что происходит с идеологией, когда она побеждает. Для примера можно взять коммунистическую идеологию (только в качестве примера, без какой-либо оценки). В начале, когда идеология только зародилась, распространение ее является делом фанатично преданных ей людей, готовых жертвовать собой ради идеи. Так было и с борцами за коммунистическую идею у нас на Родине – их ждали тяжелые испытания: ссылки и тюрьмы. Общество в целом обычно довольно консервативно, оно достаточно плохо воспринимает новые идеи и настороженно относится к их носителям. Потом, когда стараниями фанатиков и вследствие объективных причин идеология распространяется, а риски, связанные с причастностью к ней, снижаются (хотя бы из-за возросшей численности приверженцев), то к ней присоединяются люди, кто почуял для себя в ней новые возможности. Эти люди уже не фанатики – они по сути своей эгоисты с хорошей интуицией, часто потом пожинающие плоды победы этой идеологии. Ну, а когда идеология победила и стала главенствующей, то присоединение к ее сторонникам становится обязательным для достижения личного жизненного успеха. В этом случае для большинства даже речь не идет об искренней вере в идеологию. Так было в нашей стране в 70-80-х гг. прошлого века, когда желающих вступить в КПСС было так много, что приходилось вводить квоты и отбирать «наиболее достойных». Однако я застала и время, когда люди стали выходить из партии, как только стало понятно, что принадлежность к ней не является больше помощью в карьере, а скорее наоборот, ну, или люди просто вернулись к своим настоящим убеждениям.

История феминистской идеологии ничем не отличается от приведенного выше примера. В конце позапрошлого века суфражистки в большинстве своем действительно являлись фанатиками, не щадящими себя в борьбе за права женщин, хотя часто их борьба и выражалась в довольно эксцентричных действиях, им действительно досталось много всяческих неприятностей. Затем обстоятельства сложились так, что феминистская идеология стала побеждать в западных странах, многие активные люди с хорошей интуицией (и женщины, и мужчины), присоединились к этой борьбе, чтобы ее возглавить и получить дивиденды, когда она победит, что, собственно, и случилось.

Сегодняшних феминисток я бы разделила на три основные категории: 1) любительниц эпатажа, которые выбрали эту идеологию с целью эпатировать публику и тем обрести известность; 2) зарабатывающих на феминизме (руководители всевозможных феминистских объединений; пишущая братия – журналисты, блогеры; нишевый бизнес); 3) бытовых феминисток, решающих свои личные проблемы, начиная с того, как без конкуренции с мужчинами за счет феминизма получить желаемую руководящую должность, до женщин, надеющихся решать свои семейные проблемы с помощью феминизма или тех, кто просто подводит идеологическую базу под свою лень и инертность. Все эти категории современных феминисток ставят своей главной целью достижение лично ими материального и социального успеха при минимальных затратах собственных ресурсов. А вот до настоящих проблем женщин современным феминисткам нет никакого дела.

Не хочу порочить всех феминисток – наверняка и сейчас есть феминистки, кто правильно понимает цели феминизма и борется против нарушения прав женщин, которые случаются и в развитых странах. Соваться же туда, где эта борьба опасна, большинство феминисток не хочет – риски не для современных феминисток. И очень небольшое количество феминисток занимается полезной деятельностью, оказывая помощь подругам по гендеру, попавшим в беду, например, организацией укрытий для женщин, подвергшихся агрессии от собственных мужей и сожителей, оказавшихся в сложной ситуации после развода, предпочитая просто пошуметь в общественном пространстве, заодно распиаривая себя.

Увы, современные феминистки – это вам не феминистки прошлого, там, где есть малейший риск для них, феминисток нет. Кстати, думаю, что многие заметили: как только феминизм у нас стал не одобряемым, большинство феминистских изданий и авторов, быстро сдулось и переориентировалось, и это прямо говорит об «искренности» их убеждений.

Так мне это сегодня видится. А что по этому поводу думаете вы?