Найти в Дзене

ЗИС-151 или Studebaker: почему американский оригинал был лучше?

В 1941–1945 годах СССР получил по ленд-лизу огромное количество американской техники, включая грузовики. Особенно полюбился военным Studebaker US6 – трёхосный полноприводный автомобиль с отличной проходимостью и надёжностью. Когда война закончилась, советское руководство решило: нужно создать свой аналог. Так появился ЗИС-151. Но почему же водители его невзлюбили, если он был скопирован с проверенного «Студера»? Ещё в 1940 году Горьковский автозавод разработал ГАЗ-33 – первый советский трёхосный полноприводный грузовик. Однако война помешала его доработке, а после 1945 года стало ясно, что Studebaker US6 технически совершеннее. Горьковские конструкторы попытались модернизировать ГАЗ-33, взяв за основу американскую машину. Но проект затянулся, а главной проблемой стал слабый двигатель – ГАЗ-51 (70 л.с.) не справлялся с бездорожьем. В итоге производство передали на Завод имени Сталина (ЗИС), где грузовик переименовали в ЗИС-151. ЗИС-151 создавался в спешке, поэтому многие узлы позаимство
Оглавление
Студебекер US 6 на фото.Почему Studebaker US6 стал эталоном?
Студебекер US 6 на фото.Почему Studebaker US6 стал эталоном?
ЗИС-151 – почему скопированный со Studebaker грузовик не любили советские водители?
ЗИС-151 – почему скопированный со Studebaker грузовик не любили советские водители?
Советские довоенные грузовики создавались в первую очередь для гражданских нужд. Да, в случае войны их могли мобилизовать, но никто всерьёз не задумывался о том, что армии нужны специализированные машины с повышенной проходимостью.

Механизация Красной Армии перед Великой Отечественной войной оставляла желать лучшего. Многие командиры по старинке полагались на конницу и гужевой транспорт.

Когда начались боевые действия, быстро выяснилось, что «полуторки» (ГАЗ-АА) и «трёхтонки» (ЗИС-5) не годятся для фронтовых условий. Они справлялись с грунтовыми дорогами, но превращались в беспомощные телеги на разбитой танками или размокшей от дождей местности.
Советские довоенные грузовики создавались в первую очередь для гражданских нужд. Да, в случае войны их могли мобилизовать, но никто всерьёз не задумывался о том, что армии нужны специализированные машины с повышенной проходимостью. Механизация Красной Армии перед Великой Отечественной войной оставляла желать лучшего. Многие командиры по старинке полагались на конницу и гужевой транспорт. Когда начались боевые действия, быстро выяснилось, что «полуторки» (ГАЗ-АА) и «трёхтонки» (ЗИС-5) не годятся для фронтовых условий. Они справлялись с грунтовыми дорогами, но превращались в беспомощные телеги на разбитой танками или размокшей от дождей местности.

Почему Studebaker US6 стал эталоном?

В 1941–1945 годах СССР получил по ленд-лизу огромное количество американской техники, включая грузовики. Особенно полюбился военным Studebaker US6 – трёхосный полноприводный автомобиль с отличной проходимостью и надёжностью.

Когда война закончилась, советское руководство решило: нужно создать свой аналог. Так появился ЗИС-151.

Но почему же водители его невзлюбили, если он был скопирован с проверенного «Студера»?

Предшественник: ГАЗ-33.

Ещё в 1940 году Горьковский автозавод разработал ГАЗ-33 – первый советский трёхосный полноприводный грузовик. Однако война помешала его доработке, а после 1945 года стало ясно, что Studebaker US6 технически совершеннее.

Горьковские конструкторы попытались модернизировать ГАЗ-33, взяв за основу американскую машину. Но проект затянулся, а главной проблемой стал слабый двигательГАЗ-51 (70 л.с.) не справлялся с бездорожьем.

В итоге производство передали на Завод имени Сталина (ЗИС), где грузовик переименовали в ЗИС-151.

Что скопировали у Studebaker, а что сделали своим?

ЗИС-151 создавался в спешке, поэтому многие узлы позаимствовали у других машин:

ДвигательЗИС-120 (90 л.с.) (от ЗИС-150).
Коробка передач – тоже от ЗИС-150.
Раздаточная коробка – почти точная копия Studebaker US6 (её собирали в СССР из американских комплектующих).
Амортизаторы – от роскошного лимузина ЗИС-110.

Но были и критические отличия от «Студера», которые сделали ЗИС-151 менее удачным.

Главные проблемы ЗИС-151:

1. Двухскатные колёса – наследие прошлого

У Studebaker US6 задние мосты тоже были двухскатными, но это объяснялось узкими шинами. В СССР решили оставить такую же схему, хотя уже знали, что односкатные широкие колёса лучше для бездорожья.

Почему не сделали иначе?

  • Не было подходящих шин – советская промышленность не выпускала широкопрофильные покрышки.
  • Командование сопротивлялось – военные привыкли к «Студерам» и не хотели нововведений.

Чем это мешало?

  • Грязь набивалась между колёсами, и машина буксовала.
  • Водителям приходилось останавливаться и чистить колёса ломом – через пару километров история повторялась.
  • В инструкции даже рекомендовали снимать «лишние» колёса на бездорожье, но это было муторно (каждое весило 85 кг).

2. Лишний вес – куда только не добавили

Чтобы увеличить запас хода, конструкторы поставили дополнительный бак на 150 литров. Плюс два запасных колеса (у Studebaker – одно).

В итоге машина стала тяжелее на целую тонну, а двигатель ЗИС-120 (90 л.с.) с трудом тащил её по грязи.

3. Кабина сдвинута вперёд – неудобно для водителей

Из-за второго топливного бака пришлось отодвинуть кабину от кузова, удлинив раму. Это ухудшило развесовку и сделало управление менее чётким.

Почему водители ругали ЗИС-151?

  • «Не тянет!» – двигателю не хватало мощности.
  • «Вязнет в грязи» – двухскатные колёса превращались в глиняные «барабаны».
  • «Ломается чаще, чем Студер» – некоторые узлы (например, тормоза) были слабее.
  • «Неудобный» – тесная кабина, плохая обзорность.

Но всё же – это был шаг вперёд.

Несмотря на недостатки, ЗИС-151 выпускали 10 лет (с 1948 по 1958 год). Он стал основой для более удачных ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131.

А ещё он доказал: слепое копирование – не всегда лучший путь. Опыт, полученный при его создании, помог советским конструкторам в будущем.

Вывод: Почему водители любили Studebaker, а ЗИС-151 – нет?

  1. Американский грузовик был легче и мощнее – даже при схожей мощности двигателя.
  2. Он лучше вёл себя на бездорожье – благодаря продуманной конструкции.
  3. Советский аналог перегрузили лишними деталями (допбак, второе запаска).
  4. Двухскатные колёса оказались ошибкой – но другого выбора не было.

В итоге ЗИС-151 остался в тени своего прототипа, но без него не было бы легендарных ЗИЛов, которые служили армии ещё полвека.

А вы встречали ЗИС-151? Как относитесь к копированию зарубежных машин? Пишите в комментариях!

🚛 Если понравилось – ставьте лайк и подписывайтесь! 🚛Переход по ссылке :https://dzen.ru/a/aAnfbDJsi3tbOTb1 .