Когда символы не просто знаки, а живые знамения
1 мая 1918 года. Советская власть только набирает силу. Красные знамена, лозунги, новая идеология. На Красной площади официально празднуется День международной солидарности трудящихся, лозунги: заводы - рабочим, землю - крестьянам, долой самодержавие т.д. Но в этот же день, по промыслу Божьему, при многотысячной толпе, произошло событие, которое "ледяным душем" окатило толпу...
По мере того как колонны демонстрантов двигались по площади, у Никольской башни Кремля неожиданно разорвался красный плакат, скрывавший икону Святителя Николая. Ткань, на которой был написан лозунг "Да здравствует интернационал", разошлась сверху донизу, словно невидимая рука разрезала её. Полосы материи начали сами собой отслаиваться и падать на землю. На глазах у толпы открылся лик Святого Николая Можайского - с мечом в одной руке и отстрелянной во время артобстрела Кремля левой рукой, державшей крест.
Толпа замерла. Некоторые утверждали, что от иконы исходило сияние. Другие говорили, что услышали странный звон. Третьи - что это был знак. Один из тех знаков, знамений которые не забываются и не объясняются законами логики.
Когда Вера сталкивается с идеологией
Этот случай быстро стал достоянием московских улиц. Люди передавали его из уст в уста. Весть дошла до церкви - к Патриарху обратились с просьбой совершить молебен у Никольских ворот. Духовенство отозвалось, и вскоре был организован крестный ход. Служба у иконы собрала огромную толпу. Для многих это стало настоящим духовным событием, молчаливым протестом против наступившего безбожия, и всяческой хулы на церковь и её служителей.
Власть (если можно так сказать) моментально отреагировала. Был скоро отдан приказ - уничтожить все иконы, расположенные на кремлёвских башнях. В дальнейшем, до недавних времен, считалось, что данный приказ был выполнен, но реальность оказалась иной.
Подвиг реставратора, спасение святынь под страхом смерти
Прошли десятилетия. Уже в XXI веке, во время масштабной реставрации Кремля, реставраторы с изумлением обнаружили - иконы не исчезли. Они были замаскированы. Образ Спаса Нерукотворного на Спасской башне и Святителя Николая на Никольской - всё ещё были на своих местах.
Как выяснилось позже, один из реставраторов, рискуя жизнью, не просто не уничтожил древние фрески, а буквально вшил их в защитные ниши - "ковчеги". Он установил арматурную сетку в десяти сантиметрах от образа, на которую нанёс побелку, создавая иллюзию пустого пространства. За этой маской - святыня, уцелевшая в годы богоборчества.
Имя этого человека историкам удалось выяснить только спустя годы. Им был граф Юрий Александрович Олсуфьев - искусствовед, реставратор, человек исключительной нравственной стойкости. Олсуфьев неоднократно подвергался преследованиям. В 1938 году он был расстрелян на Бутовском полигоне по обвинению в "распространении антисоветских слухов" - участь многих священнослужителей и просто религиозных людей того времени.
Святой Николай и красное знамя, два мира — два смысла
Противостояние иконы и агитационного плаката стало символом столкновения двух эпох. Старой Руси - духовной, глубокой, верующей. И новой - атеистической, революционной, идущей под красными лозунгами. Но именно в момент своего первого торжества, новое время словно получило предупреждение - сила, которую оно отрицает, всё ещё жива.
Для простых людей это чудо стало откровением. Перед Никольскими воротами начали собираться паломники. Люди приходили с детьми, несли цветы, молились. Властям пришлось разгонять толпу конной стражей. Но поток не иссякал. Люди шли и шли. Видение святого Николая стало важнее митингов и речей. Это было нечто большее - напоминание о корнях, об утраченном и почти забытом.
Газеты того времени, глас народа и голос времени
Некоторые московские издания, ещё не подчинённые цензуре большевиков, отважились описать случившееся. Они писали о толпе, о прорванной ткани, об образе, "исходящем сиянием". О спонтанной духовной реакции горожан, об организованной депутации в Казанский собор. Об искренней молитве, которая не нуждалась в одобрении властей.
Газетные строки фиксировали не просто факт - они передавали дух времени. Противостояние было не только политическим. Это был конфликт смыслов: молчаливая иконография против речистого плаката, тишина молитвы против шумных речей.
Чудо как напоминание и урок
Прошло более ста лет. Россия изменилась. Кремль снова стал не только политическим, но и духовным центром. Образы на башнях вновь открыты. Икона Святителя Николая Можайского снова смотрит на Москву.
Сегодня эта история звучит особенно сильно. Потому что она не о политике. А о том, как в момент исторического перелома, когда один мир рушится, а другой ещё не построен, может произойти нечто, что возвращает человека к самому главному- к Вере, к памяти, к своей истинной культуре.
Тот красный плакат давно исчез. А лик Николая - остался. И, может быть, это и есть настоящее чудо, что после стольких лет борьбы с Верой, Вера - осталась жива!!!
Слава Богу за всё!!!
#1 мая 1918, #Николай Можайский, #Первомай, #Башня Кремля, #Кремль 1918