Время... Как быстро проходят годы и пролетают столетия..!
Кажется, будто только вчера горел огонь в печи, в осеннем саду опадала листва, а я, затаив дыхание, слушала рассказы бабушки... рассказы о самых страшных событиях в жизни нашей семьи - о войне...
--------------------
Два ответвления моего рода - по линии бабушки и по линии дедушки - понесли серьезные потери во время Великой Отечественной войны.
Но сегодня, в рамках акции "Архивы памяти 1941-1945", я хочу рассказать не только о героях, сложивших свои головы за мир и свободу, но и о детях войны: о тех, чье детство было изуродовано до неузнаваемости, а вся последующая жизнь проходила на фоне того самого неизгладимого отпечатка минувших дней.
--------------------
Полевой Иван Петрович (1904 - 9 августа 1942)
Призван на фронт в 1941 году, служил на Ленинградском направлении.
Место службы - 1 огсб, 8 Армия (Ленинградского, Волховского фронтов).
Принимал участие в прорыве блокады Ленинграда в 1942 году.
Погиб во время Синявинской наступательной операции.
На сайте "Память народа" мне удалось найти его карточку и донесение о потерях, из которого я узнала, что умер Иван Петрович от двух огнестрельных ранений в грудную клетку.
Первоначально захоронен возле деревни Дусьево, где ныне установлены памятные таблички.
С ним покоится сослуживец - Хасаньянов Татархан. Моему прадеду было 40 лет, его сослуживцу - в 2 раза меньше, 20 лет.
Впоследствии перезахоронены в братской могиле.
В то время, пока Иван Петрович находился на фронте, дома, в небольшой деревушке с незатейливым названием Мозолёво, расположенной в Спас - Деменском районе, его жена, Полевая Агафья Павловна, вела свою войну - войну на выживание.
При оккупации Калужской области в октябре 1941 года не осталось ни одного клочка земли, куда бы ни ступала нога немцев. Вот и в доме Полевых устроили стоянку: именно здесь жил немецкий офицер по имени Вальтер, лет 45-50. По воспоминаниям детей относился ко всем сносно. А также денщик - финн по происхождению, тот был злее хищника.
Женщину, у которой на руках осталось пятеро детей (Алексей, Лидия, Соня, Анатолий, Валентина), выселили жить в хлев.
Не осознавая всей опасности, которая им грозит, дети зачастую забавлялись и подтрунивали над оккупантами, выкрикивая: "Цукер, цукер, дай песочку!". Но однажды подобные игры чуть было не обернулись трагедией...
Немцы тщательно следили за количеством еды и пресекали всякое воровство. В один из обычных дней у них пропал кусок колбасы... Подумали на маленького Алёшеньку - мол, он украл. Мальчика уже повели на расстрел, однако, в последний момент кто-то предложил проверить кошку...
Проверили ее чудовищным способом - с помощью ножа, распоров заживо живот. Колбаса оказалась внутри. И только такой ценой жизнь ребенка была спасена.
К сожалению, я не застала прабабушек, и оттого все воспоминания, которые мне удалось сохранить, несколько хаотичны, обрывисты.
Из детей Полевых в настоящее время жива Сафонова Валентина Ивановна, дочь Ивана Петровича. На момент начала Великой Отечественной войны ей было всего 3 годика, однако те страшные события навсегда оставили неизгладимый след в ее памяти...
Так, через всю жизнь она пронесла: рёв моторов бомбардировщиков; перегон в рославльский пересыльный концлагерь; горькие слёзы матери, получившей похоронку на мужа и кричавшей в пустоту: "На кого же ты меня с ними оставил? Как я их прокормлю?" - имея в виду малюток-детей... и мёрзлую толчёную картошку, слаще вкуса которой в тот момент ничего не было на свете...
Валентина Ивановна прожила нелегкую жизнь. Горе буквально следовало за ней по пятам, отбирая всё самое ценное и превращая его в прах. Она стойко выдерживала все испытания, работала медиком, честно и добросовестно исполняя свой долг, как и присуще детям войны.
Маленький Алёша сохранил память об отце - треугольное письмецо, единственное, отправленное с фронта.
Соня вынесла из тех событий стальную закалку - и до последних дней слыла женщиной волевой, местами жесткой, но справедливой.
А Анатолий создал семью с моей бабушкой - Марией - и тем самым дал жизнь новой ветви рода Полевых, непосредственным потомком которой являюсь я.
Семья моей бабушки, Полевой Марии Яковлевны, пережила не менее страшные события во времена Великой Отечественной войны.
Зайцев Яков Алексеевич (1904 - 1943)
Знаю, опять же, благодаря сайту Память Народа, что служил он в 849 артиллерейском полку, 294 стрелковой дивизии.
После оккупации Спас - Деменского района деревня Свиридово, где жила семья моей бабушки, была сожжена дотла - уцелело лишь несколько домов.
Из воспоминаний Марии Яковлевны доподлинно известно, что жена Якова Алексеевича, Акулина Михайловна, с четырьмя детьми (Сергей, Мария, Анна, Александр) жили в землянке. Пол был устлан еловыми ветками, а когда шел дождь, вода затекала внутрь, касаясь босых ног детей.
Ели травы да лепешки из лебеды. А большую часть времени и вовсе голодали.
Также, как и Полевые, дети Зайцевых рисковали попасть в концентрационный лагерь смерти - их уже погнали в Германию, но вовремя подоспевшие советские войска совершили наступление и отбили 5000 жителей, собранных для пересылки. Ценою своих жизней эти герои дали возможность дышать многим детям, стоявшим в рядах тех...отобранных...
После войны дом отстроили заново, а вот Яков так и остался навечно пропавшим без вести. И, казалось бы, многие потеряли в то страшное время своих мужей, братьев и сыновей... но даже такая малость, как пособие по потере кормильца, Зайцевым положено не было - ибо формулировка "пропал без вести" слишком размыта и непонятна.
Дети тогда быстро взрослели - жизнь заставила. Когда в 7 лет ты прячешься в лесу от разрывных снарядов, вокруг слышишь чужую речь, а дом горит синим пламенем... сложно остаться прежним.
С 11 лет Мария Яковлевна пошла работать няней, присматривала за девочками - двойняшками, хотя сама всё ещё была ребёнком. И все работали, даже самые младшие в семье.
С наступлением Великой Победы в 1945 году начали возвращаться домой выжившие солдаты, в том числе и бывшие сослуживцы Якова Алексеевича.
По рассказам бабушки, они зашли в гости к Акулине Михайловне, чтобы поведать печальный итог жизни ее мужа...
Оказалось, что все вместе они попали в один из локальных концентрационных лагерей. Яков серьезно заболел (вероятнее всего, тифом - зачастую им специально заражали военнопленных, впрочем, и без того условий для процветания болезней хватало). Его товарищи спланировали побег, а когда все уже было готово, Яков Алексеевич отказался идти, дабы не быть в тягость товарищам... Скорее всего, в том лагере он и умер.
Эту историю, к сожалению, я знаю не из первых уст, а в пересказе родственников. Поэтому в ней так мало деталей и очень много недосказанностей.
Отправленные мной в разные ведомства запросы с попыткой найти какие-нибудь сведения о пропавшем без вести или о месте, где он выбыл из войск, не дали никаких результатов.
--------------------
Великая Отечественная война принесла траур во многие семьи. И не было дома, который бы не затронуло горе.
Полевые и Зайцевы - капля в море. Но именно из таких капель и состояла непоколебимая и непобедимая Красная Армия, отвоевавшая Великую Победу высочайшей ценой - ценой 27 000 000 (двадцати семи миллионов - вдумайтесь!) детей Отечества.
Именно благодаря этим людям страна выстояла, а последующие поколения получили возможность жить в мирное и спокойное время.
И до сих пор, как только наступает осень, я зажигаю в печи огонь, вспоминая слова моей бабушки, Полевой Марии Яковлевны, впечатавшиеся раскаленным железом в самое сердце:
Ох, не знаете вы, что такое война... Пусть что угодно будет, лишь бы не было войны...
Благодарю, что дочитали статью до конца. Наша сила - в памяти поколений. Сохраняйте же ее и передавайте своим детям, внукам.
Дабы не было никогда забыто, КАКОЙ ЦЕНОЙ досталась Победа.
Ваша поддержка очень важна.
Оставить донат можно по ссылке