Найти в Дзене
ВТБ Страна

Не только Третьяков: 4 необычных коллекционера и их страсти

Коллекционеры — это не только Третьяков и Щукин, а собирать можно не только передвижников. В истории искусства есть немало деятелей, которые увлекались коллекционированием икон, мебели и даже цветов. Давайте познакомимся с ними поближе. Персона. Илья Остроухов сам прекрасно умел рисовать: он дебютировал в 1886 году на выставке передвижников, дружил с коллегами по цеху, его работы покупал Павел Третьяков. Коллекционировать он любил с детства, причем все подряд — хоть книги с картинками, хоть птичьи яйца. Долгое время он не мог себя всецело посвятить этой страсти: не хватало денег. Остроухов родился в небольшой купеческой семье, отец его занимался мукомольным промыслом. Все изменилось после удачной во всех отношениях женитьбы: супругой художника стала дочь чайного магната Петра Боткина. Остроухов стал акционером их торгового дома и в деньгах больше не нуждался. Необычная страсть. Остроухов приобрел много эскизов своих современников: Ильи Репина, Василия Поленова, Валентина Серова, Ивана
Оглавление

Коллекционеры — это не только Третьяков и Щукин, а собирать можно не только передвижников. В истории искусства есть немало деятелей, которые увлекались коллекционированием икон, мебели и даже цветов. Давайте познакомимся с ними поближе.

Илья Остроухов — главный по иконам

Валентин Серов. «Портрет Ильи Остроухова», 1902 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Валентин Серов. «Портрет Ильи Остроухова», 1902 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Персона. Илья Остроухов сам прекрасно умел рисовать: он дебютировал в 1886 году на выставке передвижников, дружил с коллегами по цеху, его работы покупал Павел Третьяков. Коллекционировать он любил с детства, причем все подряд — хоть книги с картинками, хоть птичьи яйца. Долгое время он не мог себя всецело посвятить этой страсти: не хватало денег. Остроухов родился в небольшой купеческой семье, отец его занимался мукомольным промыслом. Все изменилось после удачной во всех отношениях женитьбы: супругой художника стала дочь чайного магната Петра Боткина. Остроухов стал акционером их торгового дома и в деньгах больше не нуждался.

Необычная страсть. Остроухов приобрел много эскизов своих современников: Ильи Репина, Василия Поленова, Валентина Серова, Ивана Крамского и других. Но затем все затмила русская икона. Именно по его инициативе в Третьяковской галерее открыли отдельный зал иконописи и именно ему в 1904–1905 годах Московское археологическое общество поручило наблюдать за первой профессиональной реставрацией «Троицы» Андрея Рублёва. Свою первую икону Остроухов приобрел несколько позже — с большой вероятностью ей стало «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием» 16 века. Свою «собирательскую» деятельность Остроухов продолжал вплоть до революции. Затем собрание — более 2000 произведений — было национализировано и превратилось в Музей иконописи и живописи имени Ильи Остроухова. После смерти коллекционера он был расформирован, а большая часть экспонатов перешла в Третьяковскую галерею.

«Чудо Георгия о змие», 16 век, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
«Чудо Георгия о змие», 16 век, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Жемчужина коллекции: «Чудо Георгия о змие» — новгородская икона 16 века. Это один из самых распространенных сюжетов: воин на белоснежном коне с огненно-красным плащом поражает копьем чудовище.

Владимир Гиршман — любитель мебели

Валентин Серов. «Портрет Владимира Гиршмана», 1911 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Валентин Серов. «Портрет Владимира Гиршмана», 1911 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Персона. На портрете Серова Гиршман лезет в нагрудный карман за часами — так было и в жизни. Работу писали в конторе предпринимателя: боясь опоздать на встречи и заседания, мужчина постоянно проверял время. Серов в шутку назвал коллекционера «велосипедистом» и запечатлел жест на полотне. Гиршман родился в купеческой семье и унаследовал от отца игольную фабрику — там производили не только иголки всех систем, но и чулочные спицы с рыболовными крючками. Коллекционированием предприниматель занялся в 1890-х годах — активно интересовался художниками объединения «Мир искусства», помогал им устраивать небольшие выставки.

Необычная страсть. В коллекции Гиршмана были картины Виктора Борисова-Мусатова, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Константина Сомова и Валентина Серова. Но еще Гиршмана увлекала антикварная мебель — его собрание насчитывало около 400 предметов. Это были работы русских, английских и французских мастеров. Некоторые диваны, кресла и столы относились к Петровской эпохе. Коллекция располагалась в его московском особняке, после революции была национализирована, а сам Гиршман эмигрировал в Париж.

Валентин Серов. «Портрет Генриетты Гиршман», 1907 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Валентин Серов. «Портрет Генриетты Гиршман», 1907 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Жемчужина коллекции. Не менее известна в московской творческой среде была супруга коллекционера Генриетта Гиршман. Она увлекалась рисованием, музыкой, литературой, занималась организацией культурных вечеров. Александр Бенуа называл ее «красавицей» — ее не раз писали художники. На портрете Серова она стоит на фоне туалетного столика из карельской березы — вероятно, приобретенного ее мужем. Художник был в восторге от обстановки.

Владимир фон Мекк — поклонник Врубеля

Валентин Серов. «Портрет Владимира фон Мекка», 1901 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Валентин Серов. «Портрет Владимира фон Мекка», 1901 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Персона. Владимир фон Мекк происходил из старинного рода: отец был одним из основоположников железнодорожного транспорта в России, а бабушка — Надежда Филаретовна — покровительствовала Петру Чайковскому. Владимир увлекался живописью, но большим дарованием не отличался (по крайней мере, так считал Серов). Зато смог рассмотреть таланты современников: вместе с еще одним меценатом Сергеем Щербатовым они стремились развивать современное искусство, организовывали выставки, выпускали каталоги.

Необычная страсть. Большинству художников (а в его коллекции были работы Виктора Васнецова, Исаака Левитана, Константина Коровина и других современников) он предпочитал Михаила Врубеля. Более того, помогал мастеру финансово, оказывал моральную поддержку во время нервных срывов художника.

Михаил Врубель. «Демон поверженный», 1902 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Михаил Врубель. «Демон поверженный», 1902 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Жемчужина коллекции. Владимир фон Мекк был свидетелем работы над картиной «Демон поверженный». Он вспоминал: «Рядом с гостиной была небольшая комната, отделанная аркой. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно-веселое. „Начинаю“, — сказал он». В какой-то момент художник попросил фон Мекка срочно достать ему фотографию кавказских гор, чтобы с них переписать пейзаж. Коллекционер тут же выполнил просьбу, а после завершения картины сразу купил ее.

Иван Трояновский — хирург с орхидеями

Иван Трояновский с дочкой Аней, начало 20 века, Музей истории города Обнинска © Public domain
Иван Трояновский с дочкой Аней, начало 20 века, Музей истории города Обнинска © Public domain

Персона. Иван Трояновский — хирург, который обожал садоводство, оперное пение и коллекционирование. Работая в частных и государственных больницах, он приятельствовал с Антоном Чеховым, Фёдором Шаляпиным, Сергеем Рахманиновым, Исааком Левитаном. Символично, что одним из его первых приобретений стал эскиз к картине Василия Поленова «Больная». Денег у практикующего врача было немного, поэтому некоторые работы он получал в качестве подарка. «Трояновский покупал у меня за 200 рублей этюд, который я успел уже написать, но я не мог с этого человека взять денег и подарил его ему. Как-то грешно с таких брать. Сам зарабатывает практикой, отказывает себе во многом (это я знаю), только чтобы иметь возможность купить что-нибудь», — писал Игорь Грабарь.

Необычная страсть. Трояновский был в восторге от орхидей — для них была сделана целая теплица на семейной даче «Бугры», недалеко от станции Обнинское. В 1912 году он организовал Московское общество любителей орхидей — его появление отметили садоводы Европы. А через год издал книгу «Культура орхидей. Руководство для любителей».

Исаак Левитан. «На севере», 1896 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Исаак Левитан. «На севере», 1896 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Жемчужина коллекции. Трояновский не был историком-коллекционером, он собирал только те работы, которые отвечали его внутреннему настрою, эстетическому восприятию. Особенно близок ему по духу был Исаак Левитан: 16 картин и этюдов этого крупного мастера украшали его собрание. Среди них работа «На севере», написанная в результате непродолжительной поездки в Финляндию.

Сегодня за коллекционерами следить не менее интересно — об их увлечениях и пристрастиях можно узнать в подкасте ВТБ «Культурная страна». А еще следить за новостями и узнавать интересные факты об искусстве, культуре и спорте можно в новом канале ВТБ «Цвет настроения» в Telegram и во «ВКонтакте».