Коллекционеры — это не только Третьяков и Щукин, а собирать можно не только передвижников. В истории искусства есть немало деятелей, которые увлекались коллекционированием икон, мебели и даже цветов. Давайте познакомимся с ними поближе.
Илья Остроухов — главный по иконам
Персона. Илья Остроухов сам прекрасно умел рисовать: он дебютировал в 1886 году на выставке передвижников, дружил с коллегами по цеху, его работы покупал Павел Третьяков. Коллекционировать он любил с детства, причем все подряд — хоть книги с картинками, хоть птичьи яйца. Долгое время он не мог себя всецело посвятить этой страсти: не хватало денег. Остроухов родился в небольшой купеческой семье, отец его занимался мукомольным промыслом. Все изменилось после удачной во всех отношениях женитьбы: супругой художника стала дочь чайного магната Петра Боткина. Остроухов стал акционером их торгового дома и в деньгах больше не нуждался.
Необычная страсть. Остроухов приобрел много эскизов своих современников: Ильи Репина, Василия Поленова, Валентина Серова, Ивана Крамского и других. Но затем все затмила русская икона. Именно по его инициативе в Третьяковской галерее открыли отдельный зал иконописи и именно ему в 1904–1905 годах Московское археологическое общество поручило наблюдать за первой профессиональной реставрацией «Троицы» Андрея Рублёва. Свою первую икону Остроухов приобрел несколько позже — с большой вероятностью ей стало «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием» 16 века. Свою «собирательскую» деятельность Остроухов продолжал вплоть до революции. Затем собрание — более 2000 произведений — было национализировано и превратилось в Музей иконописи и живописи имени Ильи Остроухова. После смерти коллекционера он был расформирован, а большая часть экспонатов перешла в Третьяковскую галерею.
Жемчужина коллекции: «Чудо Георгия о змие» — новгородская икона 16 века. Это один из самых распространенных сюжетов: воин на белоснежном коне с огненно-красным плащом поражает копьем чудовище.
Владимир Гиршман — любитель мебели
Персона. На портрете Серова Гиршман лезет в нагрудный карман за часами — так было и в жизни. Работу писали в конторе предпринимателя: боясь опоздать на встречи и заседания, мужчина постоянно проверял время. Серов в шутку назвал коллекционера «велосипедистом» и запечатлел жест на полотне. Гиршман родился в купеческой семье и унаследовал от отца игольную фабрику — там производили не только иголки всех систем, но и чулочные спицы с рыболовными крючками. Коллекционированием предприниматель занялся в 1890-х годах — активно интересовался художниками объединения «Мир искусства», помогал им устраивать небольшие выставки.
Необычная страсть. В коллекции Гиршмана были картины Виктора Борисова-Мусатова, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Константина Сомова и Валентина Серова. Но еще Гиршмана увлекала антикварная мебель — его собрание насчитывало около 400 предметов. Это были работы русских, английских и французских мастеров. Некоторые диваны, кресла и столы относились к Петровской эпохе. Коллекция располагалась в его московском особняке, после революции была национализирована, а сам Гиршман эмигрировал в Париж.
Жемчужина коллекции. Не менее известна в московской творческой среде была супруга коллекционера Генриетта Гиршман. Она увлекалась рисованием, музыкой, литературой, занималась организацией культурных вечеров. Александр Бенуа называл ее «красавицей» — ее не раз писали художники. На портрете Серова она стоит на фоне туалетного столика из карельской березы — вероятно, приобретенного ее мужем. Художник был в восторге от обстановки.
Владимир фон Мекк — поклонник Врубеля
Персона. Владимир фон Мекк происходил из старинного рода: отец был одним из основоположников железнодорожного транспорта в России, а бабушка — Надежда Филаретовна — покровительствовала Петру Чайковскому. Владимир увлекался живописью, но большим дарованием не отличался (по крайней мере, так считал Серов). Зато смог рассмотреть таланты современников: вместе с еще одним меценатом Сергеем Щербатовым они стремились развивать современное искусство, организовывали выставки, выпускали каталоги.
Необычная страсть. Большинству художников (а в его коллекции были работы Виктора Васнецова, Исаака Левитана, Константина Коровина и других современников) он предпочитал Михаила Врубеля. Более того, помогал мастеру финансово, оказывал моральную поддержку во время нервных срывов художника.
Жемчужина коллекции. Владимир фон Мекк был свидетелем работы над картиной «Демон поверженный». Он вспоминал: «Рядом с гостиной была небольшая комната, отделанная аркой. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно-веселое. „Начинаю“, — сказал он». В какой-то момент художник попросил фон Мекка срочно достать ему фотографию кавказских гор, чтобы с них переписать пейзаж. Коллекционер тут же выполнил просьбу, а после завершения картины сразу купил ее.
Иван Трояновский — хирург с орхидеями
Персона. Иван Трояновский — хирург, который обожал садоводство, оперное пение и коллекционирование. Работая в частных и государственных больницах, он приятельствовал с Антоном Чеховым, Фёдором Шаляпиным, Сергеем Рахманиновым, Исааком Левитаном. Символично, что одним из его первых приобретений стал эскиз к картине Василия Поленова «Больная». Денег у практикующего врача было немного, поэтому некоторые работы он получал в качестве подарка. «Трояновский покупал у меня за 200 рублей этюд, который я успел уже написать, но я не мог с этого человека взять денег и подарил его ему. Как-то грешно с таких брать. Сам зарабатывает практикой, отказывает себе во многом (это я знаю), только чтобы иметь возможность купить что-нибудь», — писал Игорь Грабарь.
Необычная страсть. Трояновский был в восторге от орхидей — для них была сделана целая теплица на семейной даче «Бугры», недалеко от станции Обнинское. В 1912 году он организовал Московское общество любителей орхидей — его появление отметили садоводы Европы. А через год издал книгу «Культура орхидей. Руководство для любителей».
Жемчужина коллекции. Трояновский не был историком-коллекционером, он собирал только те работы, которые отвечали его внутреннему настрою, эстетическому восприятию. Особенно близок ему по духу был Исаак Левитан: 16 картин и этюдов этого крупного мастера украшали его собрание. Среди них работа «На севере», написанная в результате непродолжительной поездки в Финляндию.
Сегодня за коллекционерами следить не менее интересно — об их увлечениях и пристрастиях можно узнать в подкасте ВТБ «Культурная страна». А еще следить за новостями и узнавать интересные факты об искусстве, культуре и спорте можно в новом канале ВТБ «Цвет настроения» в Telegram и во «ВКонтакте».