С 21 апреля по 9 мая Россия вновь задышала музыкой. Не просто нотами — чем-то большим. Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, словно гигантский мост, соединил эпохи: 185 лет со дня рождения Чайковского и 80-летие Великой Победы зазвучали в унисон, напоминая, что искусство и память не знают времени.
Идея фестиваля, рожденная в 2002-м маэстро Гергиевым давно переросла столицу. В 2003-м он стал всероссийским, а сегодня это настоящая музыкальная «артерия», пульсирующая от Калининграда до Владивостока. В 2025-м особые программы в честь юбилеев звучали не только в московских залах, но и под открытым небом провинциальных городов.
Вот тут про еще один концерт:https://dzen.ru/a/aA89TmpMZBjqHXZO?share_to=link
Сегодня 2 мая, и я уже чувствую, как будто прожила целую жизнь за эти две недели. Жизнь, наполненную музыкой, слезами, мурашками и тем особым трепетом, который рождается только там, где искусство касается души.
Хор Мариинского театра. Антонин Дворжак "Месса ре мажор" Кафедральный собор Святых Петра и Павла.
Видео выступления на Рутуб бесплатно. Ссылка в конце статьи. 29 апреля в Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла в рамках XXIV сезона Пасхального московского фестиваля выступил Хор Мариинского театра из Санкт-Петербурга. Хор Мариинского театра - коллектив, широко известный в России и за рубежом. Его история богата событиями и тесно связана с развитием русской музыкальной культуры, с исполнением важнейших произведений европейских и русских композиторов на русской сцене. В Кафедральном соборе святых Петра и Павла Хор Мариинского театра исполнил «Мессу ре мажор» Антонина Дворжака. Дирижер — Константин Рылов . Партия органа — Ольга Котлярова.
Хор, который звучит как симфония России.
Хор Мариинского театра — не просто коллектив. Это живой организм, чьё дыхание вторит биению сердца русской культуры. Его мощь, отточенная десятилетиями, разносится далеко за пределы сцены: от авангардных премьер Софии Губайдулиной до вечных реквиемов Моцарта и Верди, от сакральной глубины духовных песнопений до дерзких экспериментов современной классики. Здесь каждый голос — кисть в руках художника, создающего звуковые фрески.
Но настоящая магия рождается в унисоне. Когда хор запевает a cappella, зал замирает: будто само время останавливается, чтобы услышать, как бронза басов сливается с серебром сопрано, а в этой гармонии проступает душа России. Не случайно именно их исполнение «Страстей по Иоанну» под управлением Валерия Гергиева номинировали на «Грэмми» — мир услышал, как традиция становится революцией.
Человек-оркестр: Константин Рылов
За этим величием стоит человек, чья судьба словно сплетена из нот. Константин Рылов — выпускник легендарного Хорового училища имени Глинки, впитавший петербургскую школу до последней паузы. Его путь в Мариинке начался в 2004-м с партий в хоре, но уже через шесть лет он стал его директором, а к 2021-му — главным хормейстером.
Рылов — не просто дирижёр, он волшебник. Он превращает партитуры в эмоции. Под его руководством хор не поёт — проживает. В его жестах читается всё: от трепета пасхального благовеста до грохота военных маршей.
От «Щелкунчика» до саундтрека эпохи
Сегодня Хор Мариинского — это мост между эпохами. Они одинаково органичны в древних распевах и в авангардной «Новой жизни» Владимира Мартынова. Их голоса звучат на Пасхальном фестивале, в операх Вагнера, на гастролях в престижных залах России и за рубежом..
Но главное — Рылов и его артисты напоминают: хор не просто «сопровождает» оперу. Это отдельная вселенная, где 80 голосов становятся одним целым — то молитвой, то криком, то колыбельной.
Месса, в которой небо спустилось на землю: Дворжак в соборе Петра и Павла.
29 апреля Кафедральный собор Святых Петра и Павла стал мостом между небом и землей. Под его готическими сводами, где столетиями застывали молитвы, Хор Мариинского театра и орган оживили камень — зазвучала Месса ре-мажор Антонина Дворжака. В рамках XXIV Московского Пасхального фестиваля это было не просто выступление, а откровение.
Когда хор становится молитвой.
Сочиняя мессу в 1887 году, Дворжак словно вплетал в ноты солнечные лучи Богемских лесов. Его музыка — не церковная строгость, а восторг души, узнавшей Бога в шелесте листьев и пении птиц. И Хор Мариинского, подхватив эту благодать, превратил древний текст в живой поток: альты дышали теплом весеннего ветра, тенора звенели, как ручьи, а басы гудели, словно вековые дубы. Орган же, словно второй хор, отвечал им эхом вселенной — то нежным, как касание ангела, то мощным, как гром с небес.
Тайна собора.
В тот вечер даже воздух в храме вибрировал иначе. Мы, затаив дыхание, ловили моменты, когда голоса хора взлетали к узору витражного окна, растворяясь в сиянии цветного стекла. В части «Свят» казалось, что купол собора приоткрылся — и в проём хлынул золотой свет, озаряя фигуру дирижёра, чьи руки рисовали в воздухе саму благодать. А в «Агнец Божий» кто-то из первых рядов тихо вытер слезу: Дворжак, словно провидец, заставил струны сердца резонировать с вечностью.
«Он писал это для нас».
После финального «Даруй нам мир» наступила тишина — та самая, что громче аплодисментов. Лишь спустя мгновение зал взорвался овациями, а седой мужчина в углу прошептал соседу: «Слышите? Это же наша общая молитва...». И правда: Дворжак создавал мессу не для приверженцев разных вероисповеданий, а для всех, кто верит, что музыка — язык, на котором говорит сама вера.
Кафедральный собор Петра и Павла в Москве: где музыка встречает небо.
В самом сердце Москвы, среди шума современного города, стоит удивительное место — Кафедральный собор Петра и Павла. Это не просто храм, а живой символ единства культур и эпох. Как главный духовный центр Евангелическо-лютеранской общины России, он объединяет верующих на богослужениях на русском и немецком языках. Но славится собор не только молитвами — его стены уже более века хранят звуки одного из главных музыкальных сокровищ Москвы.
Орган, переживший века.
Напротив алтаря, словно страж вечности, возвышается орган фирмы «Вильгельм Зауэр», установленный здесь в 1898 году. Его мощные трубы, украшенные изящной резьбой, — не просто инструмент, а свидетель истории. Он звучал в революционные годы, пережил войны и вновь запел в наши дни, доказывая, что истинное искусство бессмертно. Каждая нота этого органа — словно дыхание прошлого, оживающее в руках талантливых музыкантов.
Концерты, от которых замирает сердце.
Несколько раз в неделю собор превращается в царство музыки. Органные вечера здесь — это всегда событие. Например, 29 апреля в Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла в рамках XXIV сезона Пасхального московского фестиваля выступил Хор Мариинского театра из Санкт-Петербурга. В Кафедральном соборе святых Петра и Павла Хор Мариинского театра исполнил «Мессу ре мажор» Антонина Дворжака. Дирижер — Константин Рылов . Партия органа — Ольга Котлярова. Артисты не просто играли — они оживляли историю: орган вступал в диалог с голосами, создавая звуковую фреску невероятной красоты.
Почему сюда возвращаются.
Гости собора часто говорят, что его атмосфера — это смесь величия и уюта. Даже те, кто приходит сюда не впервые, каждый раз открывают для себя что-то новое: как игра света через витражи танцует в такт музыке, как эхо органа сливается с шепотом старинных стен. После таких концертов понимаешь, что музыка — это не звуки, а состояние души. Это место уникально: здесь строгость лютеранской традиции встречается с всеобъемлющей силой искусства. Неважно, верующий вы или просто ценитель прекрасного — под сводами собора Петра и Павла каждый чувствует, как время замедляет ход, а мир наполняется гармонией.
А вот здесь можно послушать произведения с этого концерта бесплатно:
А вот тут эти видео в премиум подписке: