От аферистов разных мастей не увернуться нигде. По статистике каждый третий россиянин хотя бы раз в жизни получал звонок от мошенников. И каждый десятый из этого числа так или иначе пострадал от действий злоумышленников. Но это агрессивный метод. Есть и более скрытные, но от этого не менее болезненные способы отъема денег у граждан.
Сегодня рассмотрим 5 самых наиболее популярных способов обмана на самой крупной доске объявлений в Рунете - "Авито". Что, впрочем, не мешает считать их полноценно справедливыми и для других крупных площадок.
1. Продавец хочет предоплату(частично или полностью)
Рассмотрим ситуацию, когда Вы после долгих поисков наконец-таки наткнулись на объявление с нужной позицией. Очень привлекательная цена. Хорошее качество товара. Вы готовы отовариться. Вы в шаге от покупки. И вот Вы выразили желание приобрести товар. На что продавец сообщает, что у него уже очередь на эту вещь, сама штуковина жутко редкая, покупать нужно сейчас иначе "завтра будет за стопицот тыщ" ... В общем делает все, чтобы вывести вас из равновесия и заставить нервничать. А вдруг купят раньше меня? А я так давно искал это ... На это, собственно, и расчет. Излюбленным приемом аферистов является так называемое "раздёргивание". И вот вы уже согласны на любые условия. И тут, как бы невзначай, продавец просит у вас предоплату, дабы удостовериться в том, что вы настроены серьезно, а не очередной зевака ... Сумма, как правило небольшая - 500-2000 рублей. Хорошенько уже прогретый жуликом, Вы не узрите в этом ничего необычного. Человек хочет продать товар, его желание сделать это честно понятно. Да и сумма, вроде небольшая. Переведя задаток, Вы, скорее всего уже не увидите ни товара, ни продавца. Практически та же ситуация, если Вы территориально находитесь в другом городе. Мошенник предлагает приехать к Вам, чтобы Вы убедились в качестве товара лично. Для того, чтобы убедиться в серьезности Ваших намерений мошенник потребует предоплату и исчезнет с поля зрения.
Как избежать потерь:
Оплачивайте товар только после его получения и проверки. Не отправляйте деньги в качестве задатка. Если продавец отказывается продать товар на таких условиях, лучше поискать другие варианты. Возможно, они не будут столь заманчивыми по цене (мошенники часто устанавливают низкие цены, чтобы привлечь покупателей), но зато будут более надежными.
2. Покупатель просит назвать цифры из СМС
Фигура 1: Здесь ситуация обратная. Вы - продавец. Покупатель назойливо хочет купить ваш товар, не глядя, и хочет отправить вам на карту задаток или даже полностью оплатить вещь. Ни придирок, ни расспросов, ни " а скиньте тыщонку". Уже звоночек. Он просит номер карты, а затем просит назвать цифры из СМС, которое пришло вам из банка - якобы, это нужно для банковского перевода. Если такое случилось, будьте уверены - это мошенник, который пытается войти в личный кабинет онлайн-банка и списать все деньги с вашего счёта.
Фигура 2: Покупатель спрашивает у вас номер карты, чтобы отправить вам деньги за товар. Это может происходить даже при личной встрече. Чтобы оплачивать покупки в некоторых онлайн-магазинах (часто зарубежных), требуется ввести только номер карты — без CVV-кода и подтверждения в СМС. Мошенники могут воспользоваться этим.
Как не потерять деньги?
Не сообщайте никому ваши личные данные: полный номер карты, CVV-код (три цифры на обратной стороне карточки), ФИО, любые пароли и коды из СМС. Для получения оплаты достаточно назвать ваш номер телефона — тем более что в большинстве крупных банков такие переводы теперь бесплатные. Кстати, это самый безопасный способ получить деньги: наличные купюры, например, могут оказаться фальшивыми.
3. Продавец предлагает отправить товар транспортной(курьерской) службой
Здесь мы имеем аж 3 фигуры:
Фигура 1: "Сим-салабим", и вы - опять покупатель. Очередной поиск, муки выбора ... И вот Вы нашли то, что нужно. Продавец под каким-нибудь благовидным предлогом просит Вас перейти из собственного мессенджера "Авито", например в Whatsapp. Казалось бы, что тут такого? А это и есть ключевой момент всей схемы. Для чего это делается? А для того, чтобы убедить вас вопользоваться не "Авито доставкой", а сторонним сервисом грузоперевозок. Здесь, вроде бы, нет подвоха. Подвох в ловкости рук. Для отвлечения внимания, мошенник спрашивает ваши не совсем чувствительные данные(ФИО, номер телефона и т.д.). После этого присылает ссылку на сайт его курьерской службы, где Вам нужно оплатить товар банковской картой. Для пущей мнимой надежности сайт курьерской службы, к примеру, может обещать, что продавец получит деньги только тогда, когда вы заберёте товар у курьера. Все это - не более, чем очередные ужимки и прыжки, дабы отвлечь внимание от сути. А суть заключается в том, что перейдя по этой ссылке(чего не даст сделать мессенджер "Авито" - как раз для того, чтобы уберечь Вас от мошенников) вы попадете на фишинговый сайт, в точности повторяющий дизайн реального сервиса. Расплатившись картой на таком сайте вы навсегда потеряете и деньги, и связь с мошенником.
Фигура 2. Продолжение ... Ситуация начинается аналогично предыдущей: вам отправляют ссылку на курьерскую службу, и вы оплачиваете товар картой. Позже вам сообщают о возникшей ошибке или внештатной ситуации, из-за которой вы не сможете получить свой товар. Вам предлагают вернуть деньги, но для этого снова нужно ввести данные карты на сайте курьерской службы. (В «службе поддержки» могут сказать, что на карте должно быть достаточно средств для возврата, которые якобы «заморозят» на счете). Под предлогом возврата средств мошенники снова списывают деньги с вашей карты. Сайт и служба поддержки «курьерской компании» — фальшивые. Даже если вы позвоните по указанному на сайте номеру горячей линии, вы все равно попадете к мошенникам, которые подтвердят свою историю.
Фигура 3: Начало аналогично первому случаю: вам отправляют ссылку на сайт курьерской службы, и вы оплачиваете товар. Затем продавец утверждает, что товар не был оплачен, и предлагает обратиться в службу поддержки курьерской доставки — нужно написать в чат поддержки на том же сайте или позвонить по указанному номеру. Служба поддержки сообщает о возникшей ошибке и предлагает вернуть деньги. Для этого вам снова нужно ввести данные карты на сайте курьерской службы, и, скорее всего, вас попросят иметь на карте сумму, равную возврату, чтобы «заморозить» средства (например, для «верификации» платежа). Под предлогом возврата мошенники снова списывают деньги с вашей карты. Сайт и служба поддержки — поддельные, хотя могут выглядеть очень похоже на реальный сайт известной курьерской службы.
Как не стать жертвой: Общайтесь с продавцами только через встроенный мессенджер «Авито»: он способен распознавать подозрительные ссылки и предупредить вас о возможном мошенничестве. Не соглашайтесь на использование сторонних курьерских служб, которые предлагает продавец, особенно если он сам заполняет ваши данные и присылает готовую ссылку для оплаты. Адрес, дизайн и служба поддержки поддельного сайта могут быть идентичны реальному сайту курьерской компании. У «Авито» есть собственная служба доставки, и для большей надежности вы можете воспользоваться ею.
4. Вам приходят подозрительные СМС
Сейчас вы - продавец или же покупатель. Здесь возможны как минимум две ситуации. Вам приходит СМС якобы от «Авито» о том, что ваш аккаунт был заблокирован. Чтобы отменить блокировку, предлагается отправить сообщение (например, с цифрой) на короткий номер. Это мошенники с платным коротким номером - если отправить на него СМС, то с вашего мобильного счёта спишутся деньги.
Другой финт ушами ... Вам приходит СМС или сообщение в мессенджере со ссылкой на сайт - например, чтобы показать фотографии или сообщить какую-нибудь дополнительную информацию. По ссылке может быть файл с вирусом, с помощью которого мошенники получат доступ к вашему онлайн-банку, или поддельный сайт, который с первого взгляда выглядит как настоящий, — вы введёте свой логин и пароль, а мошенники смогут рассылать от вашего имени спам.
Как не попасться?
Не отправляйте СМС и не перезванивайте на незнакомые номера (особенно короткие), не переходите по ссылкам и не устанавливайте на свои устройства программы из неустановленных источников.
5. Продавец или покупатель отправляет поддельную ссылку на сервис «Авито Доставка»
Способ по родству близкий к третьему, но как бы противоположный. На самом деле - нет. Тут продавец готов отправить вам товар с помощью сервиса «Авито Доставка». Для удобства общения он(опять же!)предлагает вам перейти в сторонний мессенджер - WhatsApp или Telegram - и в нём присылает ссылку на форму «Авито Доставка», чтобы вы оплатили товар картой. Мошенники умеют подделывать сайты так, что их сложно отличить от настоящих. Если вы оплатите «товар» на поддельном сайте, то деньги достанутся мошеннику - он не отправит вам товар, но и деньги не вернёт. Иногда(почти всегда) мошенники наглеют могут сослаться на ошибку оплаты на сайте и прислать ссылку якобы для возврата денег - если вы введёте данные своей карты и на этой страничке, то деньги спишутся ещё раз. Меркантильные преступники действуют по принципу "поймал лоха - дои до последнего". На этом же принципе основаны очень многие, порой, вполне легальные схемы. На языке маркетологов это называется "работа с возражениями". На этой линии сидят специально обученые люди. И вот когда вы в праведном гневе обращаетесь в, якобы, службу поддержки в игру вступят именно они. И, поверьте, эти ребята способны выжать досуха даже очень опытного человека. Также, мнимый покупатель готов купить у вас товар с помощью «Авито Доставки». В мессенджере «Авито» он спрашивает ваш адрес электронной почты - туда вам приходит письмо из сервиса «Авито Доставка». В письме - форма, где нужно указать данные вашей карты для получения денег от покупателя. Мошенники умеют подделывать сайты и письма якобы от «Авито» или «Авито Доставки», которые сложно отличить от настоящих. Если вы укажете полные данные вашей карты на поддельном сайте, включая CVV-код, то мошенник сможет списать деньги с карты.
Как спастись?
Общайтесь с продавцами и покупателями только в собственном мессенджере «Авито» - система умеет распознавать поддельные ссылки. Не сообщайте покупателям и продавцам свою электронную почту, это не нужно для оформления доставки. Почитайте, как устроен сервис «Авито Доставка»: если вы покупатель, то нажмите на значок «Купить с доставкой» на сайте «Авито» рядом с описанием товара - вам не нужно получать ссылки от продавца; если вы продавец, то сообщение о том, что товар и доставка оплачены, придёт вам только в мессенджере «Авито», и только после того, как покупатель получит товар, сервис попросит у вас данные вашей карты.
Резюмируя ...
Дабы не попасть на удочку злоумышленников, следуйте этим простым правилам:
- Общайтесь с продавцами и покупателями только в мессенджере «Авито».
- Для отправки товара в другой город используйте сервис «Авито Доставка».
- Не сообщайте продавцам или покупателям личные данные: ФИО, номер карты, CVV-код (три цифры на обратной стороне карты), электронную почту, пароли и коды из СМС.
- Для оплаты используйте перевод денег по номеру телефона. В крайнем случае - наличные.
- Не переходите по ссылкам в СМС, не отправляйте СМС на неизвестные номера и не устанавливайте на устройства неизвестные программы.
- Не платите задаток, чтобы «зарезервировать» товар.
- Оплачивайте товар только после его получения, не вносите предоплату.
И помните. Процент раскрываемости таких преступлений оставляет желать лучшего, а поэтому надеяться на полицию следует в последнюю очередь. Здесь как нельзя к месту слова классика - "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих".
***
С Вами была команда "Эмферум". Если у Вас есть что добавить, высказать, предложить - добро пожаловать в комментарии. Формат блога строится на прямом вовлечении читателей. Станьте частью истории. Ну и - подпишитесь. Вас ждет много интересного.