Найти в Дзене

Плач не умеющих плакать. О фильме «Семь черных бумаг»

У нас многонациональная страна, и Великая Отечественная война коснулась абсолютно всех - об этом напоминает фильм "Семь черных бумаг" (2024). Деревушка в Северной Осетии, приклеившаяся к горному хребту. Горное эхо разносит слова из радио-тарелки на столбе про то, что надо все отдать для фронта и Победы. Приметы войны — мужчин в деревушке не осталось, только женщины, дети, да старики. Два брата — Бечыр и Дзамбол живут с матерью Дзерассой. Старший терзает народный инструмент фандыр и никак не добьется, чтобы тот звучал гармонично, а младший не расстается с ручной змейкой (если только чешуйчатые бывают ручными). Это необычная семья — это становится понятно чуть позже, когда кумушки начинают судачить о Дзерассе и называют ее ведьмой. И тогда к бытовой истории подключается мифологический пласт про нартов — мифических предшественников осетин. Но история начинается как абсолютно бытовая, хотя с первых минут понятно, что Дзерасса и ее сыновья — люди очень гордые и независимые. Даже по кавказ

У нас многонациональная страна, и Великая Отечественная война коснулась абсолютно всех - об этом напоминает фильм "Семь черных бумаг" (2024).

Деревушка в Северной Осетии, приклеившаяся к горному хребту. Горное эхо разносит слова из радио-тарелки на столбе про то, что надо все отдать для фронта и Победы. Приметы войны — мужчин в деревушке не осталось, только женщины, дети, да старики.

Фильм снимался в высокогорном селе в Северной Осетии.
Фильм снимался в высокогорном селе в Северной Осетии.

Два брата — Бечыр и Дзамбол живут с матерью Дзерассой. Старший терзает народный инструмент фандыр и никак не добьется, чтобы тот звучал гармонично, а младший не расстается с ручной змейкой (если только чешуйчатые бывают ручными).

Это необычная семья — это становится понятно чуть позже, когда кумушки начинают судачить о Дзерассе и называют ее ведьмой. И тогда к бытовой истории подключается мифологический пласт про нартов — мифических предшественников осетин.

Но история начинается как абсолютно бытовая, хотя с первых минут понятно, что Дзерасса и ее сыновья — люди очень гордые и независимые. Даже по кавказским меркам.

Дзерасса способна постоять за себя в случае неуместных ухаживаний со стороны уполномоченного из района. Она умудряется и коня своего воюющего мужа сохранить, хотя, казалось бы, для нужд фронта власти забирают все. Чтобы у сыновей было молоко, она прячет корову в пещере.

Дзерасса (Зита Лацоева).
Дзерасса (Зита Лацоева).

Приметы войны видны и в этой высокогорной деревушке. И до нее доходят похоронки.

Их приносит почтальон Илас, ровесник старшего сына Дзерассы — Бечыра. После душераздирающей сцены ее вручения братья уговаривают Иласа прятать похоронки, чтобы не разбивать сердца женщин и не лишать их надежды.

Мальчишки верят, что их отец — великий воин и обязательно вернется. Дзерасса скучает по мужу, и пытается узнать, жив ли он, вызывая вещие сны.

«Будущее коварно. Не любит оно, когда крадут его тайну. Верь тому, что видела, но живи настоящим. Впускать будущее в настоящее очень опасно», — наставляет Дзерассу местный мудрец-старец Кудзи.

Дед Кудзи — настоящий волшебный старец, он ходит с посохом, на верхушке которого вырезан ворон. Кудзи умеет вырезать из дерева фигурки различных существ и является проводником эпоса о нартах — древних мифических родственниках осетин, кабардинцев, балкарцев и других кавказских народов.

Бечыр (Максим Караев) с фандыром.
Бечыр (Максим Караев) с фандыром.

Когда он рассказывает свои сказки Бечыру и Дзамболу, они находят у себя черты нартов — ведь этот народ, может, исчез, а может, и нет.

Особенно впечатляет братьев сказка об одном из нартов, который был таким хитрецом, что и горе смог обмануть — он изобрел фандыр, который выразил его чувства.

«Музыка фандыра — плач того, кто не умеет плакать», — заключает Бечыр.

Жизнь в ожидании горя и попытки его отсрочить или спрятаться от него — вот чем заняты главные герои. Хотя Кудзи пытается до них донести, что это бессмысленно — сегодняшняя жизнь завтра тоже станет историей, легендой, которую какой-нибудь другой дед будет рассказывать другим мальчикам. Размышляя о жизни и смерти, и о собственном предназначении, дети взрослеют.

Дзамбол (Заурбек Абоев).
Дзамбол (Заурбек Абоев).

Фильм снял молодой осетинский режиссер Анатолий Колиев. Сценарий (его создал брат режиссера — Алан Колиев — частично основан на одноименной повести осетинского писателя Михаила Булката. Также в основу сюжета легла личная история дедушки братьев Колиевых, участника Великой Отечественной войны. Картина снята на осетинском языке.

Что понравилось. Прежде всего аутентичность и национальный колорит — фильм снимался в Северной Осетии в высокогорном селе Камунта в Дигорском ущелье на высоте около 2000 метров над уровнем моря. Излишне говорить, что визуал завораживает. В главных ролях снялись артисты театров Владикавказа.

-5

Понравилась идея — показать, что война коснулась даже самых отдаленных осетинских сел, выше которых — только орлы. И то, как вплетены народные легенды и сказания в ткань фильма, насколько эпос перекликается с судьбами героев, когда сиюминутное становится эпическим.

Смотрели, будете?

На канале есть подборка:

Благодарю за подписку, комментарии и 👍!