На русском наконец вышел роман «Милость богов» (2024) — первая книга новой трилогии Джеймса Кори (дуэт Тая Фрэнка и Даниела Абрахама), широко известного по фантастическому циклу «Пространство».
Если кратко, то перед нами ксенофантастика, рассказывающая о группе учёных, пытающихся выжить в плену могущественных пришельцев. Возможно ли сопротивление и как герои пытаются адаптироваться в инопланетном концлагере — давайте разбираться.
Спасибо за «лайк» и подписку. А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» вкусностей ещё больше!
События книги стартуют на Анджиине, куда тысячи лет назад прибыли люди. Как и при каких условиях человечество добралось до этой планеты — неизвестно. Поэтому две биохимические системы существовали там бок о бок тысячелетиями, пока группе учёных не довелось совершить прорыв, сумев найти способ их «примирить».
Вскоре после этого началось вторжение карриксов.
Могущественная инопланетная цивилизация, подчинившая десятки видов (и ещё Совран знает сколько уничтожившая), атакует Анджиин, сразу же уничтожает восьмую часть населения, а затем похищает выдающихся представителей человечества.
Пленников, включая группу биохимиков, увозят в мир-тюрьму, где им предстоит доказать полезность своим новым хозяевам, самостоятельно уяснив правила испытания.
Если сравнивать с «Пространством», то пересечения, безусловно, есть. К примеру, в центре повествования также группа людей: в первом цикле — экипаж корабля «Росинант», в новой книге — учёные, получившие задание от карриксов.
Однако мне показалось, что внутригрупповые отношения в «Милости богов» играют куда большую роль. Авторы уделяют особенное внимание конфликтным и потенциально опасным ситуациям и темам, грозящим группе не извне (хотя и такие будут), а изнутри. Это, например, любовный треугольник, пережившие потерю люди, человек с серьёзным психическим расстройством, угрозы суицида и бунта и проч. Ну и, конечно же, борьба за власть в группе.
К сожалению, пока настолько запоминающихся персонажей, как в «Пространстве», авторам вывести не удалось. Возможно, не успел прикипеть. Но один-два точно запоминаются.
Например, Дафид Алькор — скромный ассистент в лаборатории, который, пытаясь понять цели и мышление инопланетян, экспериментирует, ищет информацию о них, что в итоге оказывает серьёзное влияние на положение людей в структуре карриксов.
При этом, как мне кажется, в романе удачно показаны чисто человеческие, бытовые ситуации, которые делают персонажей если не убедительнее, то понятнее для читателей. Пусть они не яркие, зато точно живые. В конце концов, методы, которые практикуют карриксы, ведут в том числе к расчеловечиванию и стиранию индивидуальности пленников. Поэтому я нахожу крайне удачной демонстрацию мелких подробностей (без фанатизма), показывающих внутреннюю борьбу и сопротивление режиму пришельцев,
Кроме того, это лишь первая книга, и авторам ещё есть, где развернуться. Да и следующий пункт перетягивает одеяло на себя.
Речь про самих инопланетян. Подчинённым жёсткой иерархии карриксам, а также покорным им видам, в романе отводится немало сцен. В том числе есть эпизоды, повествование в которых ведётся с точки зрения ксеносов.
Нам также чуть-чуть дают выглянуть за пределы тюрьмы, выстроенной карриксами для своих «полезных» пленников. И оказывается, что они участвуют в масштабном конфликте, куда втянуты сотни систем.
Авторам, показав лишь кусочек мира карриксов, удаётся создать впечатление огромного мира за окном темницы главных героев, которые рано или поздно оттуда вырвутся.
Причём флэшфорварды в начале каждой части романа непрозрачно указывают на закат империи карриксов и на то, что ключевую роль в этом сыграют именно люди. Поэтому, уверен, в будущем создатели цикла сосредоточатся именно на том, как это произошло.
Любопытно, что авторы черпали вдохновение не только в фантастике (в анонсах они отмечали влияние Фрэнка Герберта и Урсулы Ле Гуин). Среди источников — работы философа, психолога и невролога Виктора Франкла, пережившего заключение в нескольких нацистских концлагерях и поддерживавшего других узников, а также философа Ханны Арендт, исследовавшей темы свободы, насилия и тоталитаризма.
Создатели «Милости богов» показывают борьбу на стыке эволюции и политики, где жёсткий отбор обеспечивает выживание вида и место получше под лапой Каррикс — пусть и правила понятны не до конца.
Писатели уделяют внимание и вопросу сохранения идентичности в условиях, когда пленника вырывают из знакомого окружения и погружают в незнакомую опасную среду, вынуждая адаптироваться и принимать непростые решения для выживания.
Интересно посмотреть, как дальше в цикле будет раскрываться тема восстания, бунта против поработителей, который явно не будет насильственным (по крайней мере, до определённого момента), так как обратное, судя по первой книге, обречено на провал.
«Милость богов» заинтриговала, очень жду продолжения. Вторая книга ожидается осенью, когда будет на русском — неизвестно. Однако учитывая, что первую издали у нас довольно быстро, надеюсь на лучшее.
К слову, если вы впервые услышали о «Пространстве» Кори, то, во-первых, я вам немного завидую, а во-вторых, призываю обратить внимание на небольшой обзор этого цикла космической фантастики. При этом «Пространство» потихоньку продолжает жить в других медиа. К примеру, расширяется история в комиксах и видеоиграх.
P.S. Видимо, как и в случае с «Пространством», между романами будут выходить небольшие произведения, углубляющие историю и полнее раскрывающие персонажей. Уже вышла повесть «Живой костюм» (Livesuit) о солдатах, слившихся со своей бронёй, чтобы стать «чем-то большим, чем человек». Надеюсь, и её оперативно издадут на русском.