Найти в Дзене
С Богом по жизни

Три причины не заботиться

«Поэтому говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить; ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, и не жнут, и не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, тем более вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: „Что нам есть?“, или „Что пить?“, или „Во что одеться?“, потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет за
Оглавление
«Поэтому говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить; ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, и не жнут, и не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, тем более вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: „Что нам есть?“, или „Что пить?“, или „Во что одеться?“, потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:25-34).

Если какая-либо часть Нагорной проповеди была написана специально для современного мира, то это, конечно же, Мф. 6:19-34. В уроке «Время решать» мы разбирали первую часть этого отрывка. Мы узнали, что нельзя быть эгоистами и собирать сокровища на земле, что нужно иметь правильный взгляд на то, что истинно важно. Изучив стихи 19-24, вы, возможно, решили служить Богу, а не тому, что в этом мире. Если так, то это похвально. Однако необходимо понимание, что это еще не гарантирует того, что вы изгнали материализм из своего сердца. Возможно, вы не собираете себе сокровища на земле, а вот как насчет беспокойства по поводу земных вещей? Если оно имеется, то ваши мысли по-прежнему сосредоточены на этой жизни, а не на Боге. Ллойд-Джонс пишет: «Некоторые люди испытывают искушение подчиниться власти мирского имущества в том смысле, что они хотят накапливать, собирать его. У других оно нарушает покой тем, что их постоянно преследует озабоченность в связи с ним... Но по существу, согласно нашему Господу, это одна и та же проблема, проблема нашего отношения к вещам этого мира и этой жизни».

В конце главы 6 (ст. 25-34) Иисус поднимает проблему озабоченности. При разборе этого текста я хочу извлечь из него «Семь причин не заботиться». Три из них мы обсудим в этом уроке, а еще четыре — в следующем. Эти семь причин будут частично совпадать. Некоторые по своей сути будут повторением предыдущей причины, но каждая достойна самостоятельного упоминания.

ОЗАБОЧЕННОСТЬ НЕУМЕСТНА!

Запрет

Первой из перечисленных причин может быть то, что озабоченность непростительна для последователя Иисуса — потому что Он велел нам не заботиться: «Поэтому говорю вам: не заботьтесь…» (ст. 25); «Итак, не заботьтесь...» (ст. 31); «Итак, не заботьтесь…» (ст. 34). Это не просто добрый совет, который мы можем принять или отвергнуть. Это повеление. В конце проповеди Иисус скажет: «А всякий, кто слушает эти слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7:26). Одно то, что Иисус велел нам не заботиться, должно быть достаточной причиной для всякого, кто желает быть Его учеником. Повторяю: для того, кто решил следовать за Иисусом, быть озабоченным, постоянно о чем-то переживать непростительно.

Однако первой я хочу назвать ту причину, что для чада Божьего озабоченность неуместна. Наш текст начинается так: «Поэтому говорю вам: не заботьтесь для души вашей» (в Совр. пер. — «Не заботьтесь о том, что есть и пить для поддержания жизни вашей»). Почему «поэтому»? Иисус ответил на это в стихах 19-24. Когда человек принял решение не собирать сокровища на земле и не служить маммоне (богатству), заботиться ему о том, что связано с этой жизнью, становится абсолютно неуместно.

Разъяснение

Пожалуй, следует пояснить, что имел в виду Господь, когда велел нам не заботиться. Некоторые считают, что Господь учит, что христианин вообще не должен думать о будущем. Они говорят: «Запасаться на будущее — значит показывать, что мы не живем верой, что мы не готовы все отдать в Божьи руки».

Повеление Иисуса не заботиться не исключает ответственной заботы о законных нуждах, своих и чужих, и мер по их обеспечению. Библия учит, что мы должны работать (2 Фес. 3:10) и заботиться о тех, кто находится на нашем попечении (1 Тим. 5:8). В Ветхом Завете Соломон хвалил муравья за то, что он заготовляет для себя пищу (Прит. 6:6-8). В Новом Завете, в иллюстрации о неразумном строителе, Иисус указал на глупость того, кто не планирует наперед (Лк. 14:28-30).

Если Иисус не осуждает заботу и планирование наперед, тогда что же Он осуждает? Он запрещает излишнюю озабоченность и вызванный ею страх, который лишает жизнь всякой радости. В Мф. 6:25 в некоторых переводах сказано так: «не тревожьтесь».

Греческое слово, переведенное «заботиться» (меримнао), происходит от слова меридзо, означающего «тянуть в разных направлениях» (Вайн). Озабоченность тянет мысли то туда, то сюда. Иисус употребил это слово, когда сказал хозяйке дома: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом» (Лк. 10:41). Во время приготовления обеда для Иисуса и других гостей мысли Марфы, очевидно, перескакивали с одного на другое, с пятого на десятое. Могу представить, о чем она думала: «Как бы хотелось послушать Иисуса, но кто-то должен готовить. Интересно, что сейчас говорит Иисус? Почему Мария не приходит помочь мне? О нет, огонь вот-вот погаснет!» Просто позаботиться о чем-либо и быть озабоченным не одно и то же. Если мы честны перед собой, то знаем, что так оно и есть. Мы тоже, как и Марфа, знаем, что «заботимся и суетимся о многом».

Мы, дети Божьи, должны избегать крайностей. С одной стороны, мы не должны быть беззаботными, а с другой — не должны быть чересчур озабоченными. Это чрезвычайно трудно сделать, но, возможно, станет легче, если понять, что озабоченность неуместна для того, кто считает Бога своим Отцом.

БЕСПОКОЙСТВО НЕПОСТОЯННО!

С первой причиной не заботиться тесно связана вторая: озабоченность несообразна — то есть несообразна с понятием «чадо Божье». Давайте забежим немного вперед. Сказав, что нам не следует заботиться, Иисус уточнил несколько моментов, которым мы не должны позволять тревожить нас. Он сказал: «...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить; ни для тела вашего, во что одеться» (ст. 25).

В этом отрывке слово, переведенное как «душа» (психе), означает телесную, физическую жизнь (см. Совр. пер.). Эту жизнь мы поддерживаем едой и питьем. Так же и тело свое мы защищаем и согреваем одеждой. Еда, питье и одежда. Это основные потребности людей во всем мире. Даже там, где все это имеется в изобилии, люди все равно уделяют этим трем вещам чрезмерное внимание. В некоторых странах теме еды, напитков и одежды посвящены целые журналы.

Почему же нам не следует заботиться о своей жизни и своем теле? На этот вопрос Иисус ответил вопросом. (Просмотрите наш текст, и вы увидите, как много в нем вопросов. Иисус хотел, чтобы Его слушатели шевелили мозгами). Иисус спросил: «Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?» (ст. 25). Чтобы понять завуалированный аргумент в этом вопросе, нам нужно попробовать «читать между строк». Кто создал человека и дал вам тело? Бог. Кто наполнил ваше тело жизнью? Бог. Подразумевается следующий аргумент: если Бог дал вам тело и жизнь, то разве Он не даст вам все необходимое для их поддержания? (В логике это называется умозаключением от большего к меньшему).

Зачем беспокоиться о еде?

Задав этот вопрос, Иисус более пространно выразил Свои мысли о еде и одежде, для начала остановившись на проблеме еды: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, и не жнут, и не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (ст. 26). Так как Нагорная проповедь была произнесена на открытом воздухе, то я представляю, как Иисус указывает на птиц, летающих в небе, когда говорит: «Взгляните на птиц небесных». Слово, переведенное глаголом «взгляните» (эмблепо), означает «смотреть внимательно». Иисус хотел, чтобы Его ученики «внимательно посмотрели» на птиц, чтобы поучиться у них.

Чему мы должны научиться у птиц? Иисус сказал: «…они не сеют, и не жнут, и не собирают в житницы; и Отец [наш] Небесный питает их» (ст. 26). Получается, Иисус учит, что мы не должны ни сеять, ни жать, ни собирать урожай в житницы? Хочет, чтобы мы пришли к выводу, что не нужно трудиться, дабы иметь средства к существованию? Нет и нет. Птицы — большие трудяги. Они не сидят на ветках с открытым клювом и не ждут, когда Бог кинет в него червячка, букашку или зернышко. Они делают то, что предназначил для них Бог: постоянно занимаются поиском пищи. Некоторые виды птиц для поддержания жизни должны ежедневно съедать столько насекомых, сколько весят сами. В каком же тогда смысле Бог питает птиц? Он снабдил природу всем необходимым для их жизни.

Птицы трудятся, но (и в этом главная мысль Иисуса) они не беспокоятся. Иисус не говорил, что не нужно работать; Он говорил, что не нужно беспокоиться. Я попытался представить себе, как на заборе сидит птица и переживает: «Ах, что я поем в следующий раз? Если я не найду достаточно еды, то у меня начнут выпадать перья, и тогда зимой я замерзну — если раньше не умру с голоду. Но даже если я и найду что-нибудь поесть, это может быть не то, что я люблю, и у меня разболится живот. Я могу умереть от этого еще раньше, чем от голода! О, горе мне!» Но скоро я оставил эту затею. Невозможно представить себе птицу, которая бы думала подобным образом. Но нетрудно представить себе людей с подобными мыслями, правда? Бертон Коффман отмечает, что «из всех Божьих тварей, от насекомых до огромных лесных зверей, только одного человека постоянно одолевает тревога, как выжить на этой планете».

Птицы для Бога важны. В другом месте Иисус сказал, что «ни одна из них не упадёт на землю» без Его ведома (см. Мф. 10:29). Понимая это, послушайте вывод Иисуса: «Вы не гораздо ли лучше их?» (6:26). Теперь Иисус строит Свой аргумент от меньшего к большему: если Бог заботится о меньшем (о птицах), то разве не позаботится и о большем (о вас)? Может быть, вы слышали это маленькое стихотворение:

Сказал дрозд воробью:

«Хотелось бы мне знать,

Зачем этим людям

Так суетиться и переживать?»

И сказал воробей дрозду:

«Затем, друг, думаю я,

Что у них нет небесного Отца,

Который есть у тебя и меня».

(Элизабет Чини)

С богословской стороны это стихотворение не на 100 процентов точное. Наш текст говорит не «Отец их [то есть птиц] Небесный», но «Отец ваш Небесный». Птицы — Божьи твари, тогда как вы — Божье чадо. Тем не менее, главная мысль стихотворения верна: если Бог заботится о Своем физическом творении, то как же глупо Его детям «так суетиться и переживать»!

Зачем беспокоиться об одежде?

В стихах 28 и 29 Иисус возвращается к теме одежды. Он задает вопрос, за которым следует замечание: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут» (ст. 28). И снова нетрудно представить, как Иисус обводит рукой землю вокруг горы, указывая на полевые цветы. Слово «посмотрите» (катамантано) здесь означает «точно подмечать, хорошо продумывать».

Когда я слышу слово «лилии», то представляю себе изящную садовую лилию с большими белыми цветками. Однако Иисус говорил не об оранжерейных лилиях, а о полевых. В стихе 30 эти цветы ассоциируются с полевой травой. Иисус, судя по всему, имел в виду обычные полевые цветы. Если Он говорил о каком-то конкретном цветке, то мы не можем быть уверены, о каком именно. Некоторые полагают, что это пурпурный анемон, который должен был напомнить Его слушателям о царских одеждах Соломона. Разновидность цветка не имеет значения. Вы, наверное, видели луг с полевыми цветами.

Иисус велел внимательно посмотреть на эти цветы и поучиться у них. «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут». И еще раз хочется подчеркнуть, что Иисус не отрицал необходимость трудиться. Полевые лилии делают то, что им предназначил Бог. Они всасывают питательные вещества и влагу из почвы и передают все это листьям и цветам. Они не сидят на склоне холма, переживая по поводу того, хватит ли им питательных веществ и влаги и не вырвут ли их и не используют ли как топливо. «Но говорю вам, — продолжает Иисус, — что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (ст. 29). Для иудея не было славы большей, чем слава Соломона. Тем не менее, Иисус сказал, что «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них».

Иисус подошел к Своей главной мысли: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, тем более вас» (ст. 30). «Вокруг Иерусалима деревья давно уже были вырублены» (Макгарви), так что людям приходилось топить печи сухой травой и другими растениями.

И опять в Своей аргументации Иисус идет от меньшего к большему. Если Бог одевает траву полевую, которую бросают в печь [меньшее], то тем более оденет вас [большее]! Господь подчеркивает ту мысль, что постоянная озабоченность несообразна с понятием «чадо Божье».

БЕСПОКОИТЬСЯ НЕЭФФЕКТИВНО!

Непродуктивно

Давайте теперь вернемся к стиху 27 и найдем там третью причину, почему не нужно заботиться: потому что это неэффективно. Стих 27 представляет собой следующий вопрос Иисуса: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» В Совр. пер. сказано «Да и кто из вас может заботой продлить свою жизнь хоть на час?» Синод. пер. дает более или менее дословный перевод греческого текста, но слова в этом стихе можно воспринимать иносказательно. Поэтому существует авторитетное мнение, что стих 27 «говорит о продолжительности жизни... а не о размере тела» (Бауэр). Что касается главной мысли Иисуса, то неважно, высота это тела или продолжительность жизни. И в том и в другом случае никакое переживание на этот счет не поможет. Оно не сделает вас выше и не продлит вам жизнь.

Мне могут возразить: «Но если человек заботится о своем здоровье, то он будет есть здоровую пищу, заниматься физическими упражнениями и делать все, что нужно. Несомненно, все эти меры помогут ему прожить дольше». Более здоровый образ жизни может продлить жизнь, но (подумайте об этом сейчас) озабоченность никак не продлит жизнь человеку. Озабоченность неэффективна.

Контрпродуктивно

Но давайте эту мысль продвинем на шаг дальше: озабоченность не просто непродуктивна — она приводит к обратным результатам. Она не только неэффективна; она вредоносна. Д-р Чарльз Майо сказал: «Беспокойство отрицательно сказывается на кровообращении, на сердце, железах, всей нервной системе и наносит большой вред здоровью. Я не знаю никого, кто бы умер от того, что много работал, но знаю многих, которые умерли от сомнений». Одного старика попросили открыть секрет своего долголетия. Он сказал: «Когда я работаю, то вкладываю в работу все силы. Когда сижу, то сижу развалясь. А когда начинаю беспокоиться, то иду спать». Сон может продлить вам жизнь, но беспокойство, озабоченность — точно не продлит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение Мф. 6:25-34 мы закончим в следующем уроке. У меня есть кое-какие опасения относительно завершения урока о беспокойстве на этом месте. Некоторые (и я в том числе) могут решить, что этот текст их обвиняет, и переживать по поводу того, что они так много беспокоятся. В следующем уроке мы больше поговорим о том, как преодолеть беспокойство, озабоченность. А пока позвольте мне просто сказать, что победить беспокойство не значит говорить себе: «Спокойно! Спокойно!» Много лет назад, когда очень популярной была книга о беспокойстве Дейла Карнеги, не менее популярным был такой стишок:

Я вступил в новый клуб «Не беспокойся»,

И теперь живу с замиранием сердца:

Я так боюсь, что буду беспокоиться,

Что напуган этим до смерти.

Как мы увидим в следующий раз, озабоченность, беспокойство можно преодолеть возрастанием веры. В Мф. 6:25-34 Иисус не выдвигает программу самопомощи: «Просто думайте о хорошем, и беспокойство как рукой снимет». Нет, Он выдвигает программу «Божьей помощи». Он хочет, чтобы мы научились искать помощи и надежды в Боге.

Нагорная проповедь | С Богом по жизни | Дзен