Найти в Дзене

Когда появилось словосочетание «Иисус Христос» и кто называл Иисуса Христом

Считается что это словосочетание объединяет человеческую личность Иисуса с его божественной ролью Мессии и впервые было упомянуто в 1-м послании к Фессалоникийцам апостола Павла, написанном примерно в 51 году.

«Христос» — не личное имя, а титул, означающий «Помазанник» или «Мессия». В Евангелиях встречается такое обращение к Иисусу, однако посмотрим, кто его так называл.

Иисус и бес. Фото из открытого доступа
Иисус и бес. Фото из открытого доступа

Ожидание Мессии

Итак Христос – Мессия. Мессией евреи называли царя, потому что при вступлении на трон его помазывали специальным ароматическим маслом - «миром».

В период служения Иисуса евреи жили в ожидании Мессии, потому что их угнетала чужеземная власть, и они мечтали, что появится царь, потомок царя Давида и освободит страну от римской оккупации. Они мечтали о едином царстве, как во времена Давида и считали, что бог Яхве скоро пошлёт им Мессию.

Ожидания были настолько сильными, что как только появлялся какой-либо человек, завоевавший всеобщее внимание, его тут же спрашивали – не он ли Мессия.

Евангелия сообщают, что, например, Иоанна Крестителя спрашивали: «не ты ли Христос?», на что он отвечал отрицательно. О том же спрашивали и Иисуса, и он тоже отрицал.

Евреи до сих пор продолжают ждать, в XXвеке они даже пришли к выводу, что Мессия наконец появился. В 1938 году главный раввин Варшавы провозгласил Мессией Адольфа Гитлера, но ожидания не оправдались, поэтому продолжают ждать.

Кто называл Иисуса Христом

Христианская церковь утверждает, что Иисус и был Христом, только евреи его не признали. А теперь посмотрим, кто в Евангелиях называл Иисуса Христом и сыном Бога.

В Евангелии от Марка это «духи нечистые» и «бесы»:

«И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий (Мк. 3:11)», «Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным(Мк. 3:12)»

Под «духами нечистыми» подразумеваются люди, одержимые духами. Богословы трактуют, что Иисус запрещал духам называть Его Сыном Бога потому что Он был Мессией, но не хотел, чтобы об этом все знали.

В Евангелии от Луки читаем: «Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: ты Христос, сын Божий. А он запрещал им говорить, что он Христос». (Лк., 4:41)

Феофилакт Болгарский объяснял это так, что «Иисус не позволяет бесам говорить так потому, что не нуждается в похвале от нечистых, так как неприятна похвала в устах грешника» (Сир. 15, 9).

И вот опять встреча Иисуса с бесноватым жившим в пещерах (в гробах по тексту)

«Когда же вышел он на берег, встретил его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред ним и громким голосом сказал: что тебе до меня, Иисус, сын Бога Всевышнего? Умоляю тебя, не мучь меня». (Лк. 8:27)

Ещё одна встреча с бесноватыми в Евангелии от Матфея

«И когда он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что тебе до нас, Иисус, сын Божий? Пришел ты сюда прежде времени мучить нас». (Мф. 8: 28).

Иисус и бесноватые. Фото из открытого доступа
Иисус и бесноватые. Фото из открытого доступа

«Пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел он из лодки, тотчас встретил его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом...И, вскричав громким голосом, сказал: что тебе до меня, Иисус, сын Бога Всевышнего? Заклинаю тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди дух нечистый из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». (Мк. 5:1)
Поскольку евреи хоронили мёртвых в пещерах, по причине того, что могилу невозможно выкопать в каменистой почве, поэтому «пещера» и «могила» по-еврейски обозначались одним словом.

Здесь везде идёт речь о бесноватых, которые жили в пещерах, но однажды Иисуса назвал Христом его ученик Симон, прозванный за его несообразительность и твердолобость «камнем» (по-гречески Петром).

Вот как пишет об этом евангелист Лука:
«Он же (Иисус) спросил их (учеников): а вы за кого почитаете меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но он строго приказал им никому не говорить о сем...» (Лк., 9:20).

Эта же история более подробно описывается у Марка:

«Дорогою он спрашивал учеников своих: за кого почитают меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете меня? Петр сказал ему в ответ: ты - Христос... Он же, обратившись и взглянув на учеников своих, воспретил Петру, сказав: отойди от меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». (Мк., 8:27).

Иисус во время своего служения неоднократно подчёркивал, что он пришел, чтобы сообщить людям истину, которую открыл ему Бог, чтобы через него установить новый завет, поскольку старый завет был нарушен, в первую очередь - по вине священников, извративших смысл учения Моисея. Поэтому он и не считал себя Христом, которого ждали евреи.

Возможно поэтому и не считал Себя Сыном Бога и просил Его так не называть.

«И спросил его некто из начальствующих: учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог». (Лк. 18:18)

Однако Феофилакт Болгарский в своём толковании считает, что «Господь не велел им говорить никому, потому что хотел прикрыть славу Свою, дабы многие не соблазнились о Нем и при неверии не сделались повинными большему наказанию».

Старейшины, первосвященники и книжники, которых обличал Иисус и которые желали его смерти, тоже именовали его Христом, услышав, видимо, как больные называют его на улицах. И пытались его в этом обвинить.

«Многие лжесвидетельствовали на него, но свидетельства сии не были достаточны». (Мк. 14: 56)

«И первосвященник сказал ему: заклинаю тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, сын Божий?» (Мф. 26:63)

Евангелие от Луки гласит: «И сказали: „Ты ли Христос? скажи нам“. Он сказал им: „Если скажу вам, вы не поверите“ ( Лк. 22:67)

«И поднялось все множество их, и повели его к Пилату, и начали обвинять его, говоря: мы нашли, что он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя себя Христом царем». (Лк.,23: 1)

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат тоже спрашивал Иисуса не называл ли Он себя Христом, т.е. царем иудейским, что было для римлян равносильно государственной измене: «Пилат спросил его: ты царь Иудейский?» (Мк. 15:2)

Ответ Иисуса: «Ты говоришь». Его можно понимать двояко: либо как «правду ты говоришь, ты сам высказал, Кто Я», либо как «Я не говорю этого, а ты говоришь».

Но главное в том, что Иисус никогда не называл себя Царём и Мессией (Христом), хотя именно за это его и казнили и над головой прибили табличку «Сей есть Царь Иудейский».

«И стоял народ, и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет себя самого, если он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над ним, подходя и поднося ему уксус и говоря: если ты царь Иудейский, спаси себя самого. И была над ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский». Один из повешенных злодеев злословил его и говорил: если ты Христос, спаси себя и нас». (Лк., 23:35)

Таким образом Иисуса называли Христом бесы, душевнобольные, невежды, а также его противники и палачи, сам же Он себя никогда Христом не называл, но у толкователей иное мнение. Они считают, что Он это просто скрывал.