Исчезновение дворников фар: история удобной, но недолговечной технологии Ещё совсем недавно, всего десять-пятнадцать лет назад, дворники фар были довольно распространенным явлением на автомобилях. От бюджетных моделей, таких как ВАЗ-2105, до престижных Volvo – многие машины щеголяли этой, казалось бы, полезной функцией. Сегодня же, оглядевшись вокруг, мы увидим, что фароочистители стали настоящей редкостью. Как же так получилось, что эта технология, некогда нашедшая широкое применение, практически полностью исчезла с современных автомобилей?
История ее появления и исчезновения заслуживает детального рассмотрения. В 1960-х годах начался бум в автомобильной индустрии, связанный с внедрением новых систем безопасности. Среди них оказались и технологии, призванные улучшить видимость в сложных погодных условиях.
Одним из первых шагов стало появление омывателей фар. Chevrolet в 1968 году стала одной из первых компаний, начавших серийно устанавливать эту систему на свои автомобили.
Однако, настоящую революцию произвел Saab, представив в 1970 году дворники для фар – более совершенное, на тот момент, решение проблемы очистки головного света. Saab оснастил этой системой весь свой модельный ряд, что способствовало быстрому распространению фароочистителей. В Швеции, известной своими суровыми погодными условиями, в 1972 году дворники фар были даже включены в список обязательного оснащения новых автомобилей. Казалось бы, успех был гарантирован. Однако, несколько факторов привели к быстрому угасанию популярности этой технологии.
Первая и, пожалуй, самая важная причина – экономическая. Омыватели фар оказались значительно дешевле в производстве, чем механические дворники с приводом. Это существенно повлияло на решение автопроизводителей. Вторая причина связана с аэродинамикой. Дворники, выступающие за пределы кузова, ухудшают аэродинамические характеристики автомобиля, приводя к увеличению расхода топлива. В эпоху, когда экономичность становится все более важным фактором, этот недостаток сыграл против фароочистителей. Третья причина – технологический прогресс в производстве автомобильных фар. Современные фары, как правило, изготавливаются из полимерных материалов, которые легко царапаются механическими дворниками.
В результате, постоянное использование дворников приводило к быстрому износу и помутнению фар, ухудшая видимость и снижая эстетическую привлекательность автомобиля. Европейский союз, учитывая эти обстоятельства, изменил свои нормы. Очистители фар стали обязательными только для автомобилей со стеклянными фарами, в то время как для пластиковых фар достаточно омывателей. Поскольку практически все современные автомобили используют пластиковые фары, дворники стали невостребованными.
В России, несколько моделей автомобилей ВАЗ, начиная с классической "четверки", "пятерки" и "семерки", также оснащались дворниками фар. Это было связано с необходимостью соответствия европейским стандартам, поскольку ВАЗ экспортировал свои автомобили в страны ЕС.
Дворники также встречались на некоторых модификациях "Нивы" и "Самары". Однако, постепенно и эти модели перестали оснащаться этой технологией. Таким образом, история дворников фар – это яркий пример того, как удобная и, казалось бы, необходимая технология может уйти в прошлое из-за сочетания экономических, технологических и регуляторных факторов. Сегодня остаются лишь единичные модели автомобилей, напоминающие о временах, когда дворники фар были неотъемлемой частью многих машин.