Найти в Дзене
Шляпа Д'артаньяна

Патологоанатомическое вскрытие песни SHAMANа «Я сделан в России». Отчёт №9

Сегодня принято решение достать из холодильной камеры нашего Творческого морга очередной текст песни SHAMANа «Я сделан в России» для вскрытия и изучения, а с результатами аутопсии текста песни под названием «Дай жару» можно ознакомиться тут.

Вводная часть

При первичном осмотре текста создаётся впечатление, что к нам попал не оригинальный объект, а клон песни SHAMANа «Я русский», переделанный на скорую руку автором под очередные «патриотические» цели, хайп и пиар. Название звучит, словно надпись на коробке с товаром для внутреннего потребления. Это некое изделие, на котором проставлен штамп массового производства, а при его изготовлении выявлено обильное использование пропагандистского клея.

На всякий случай напоминаю, что вскрытию подвергается не сам автор и певец, не чувства слушателей, а исключительно текст.

Приступаем к вскрытию.

Вскрытие, исследование и изучение материала

Делаем первый надрез и за строкой «Я сделан в России» виднеется первый куплет.

«Я иду, шагаю по земле

Молча улыбаясь небесам

И пылает золотом во мне

Вольная душа

Это в моём сердце навсегда

Это невозможно изменить

Это моё счастье, то что я…»

Автор идёт, шагает. Тавтология, синонимичные глаголы, повтор ради рифмы и ритма без смысла. Такое удвоение уместно использовать, как усиление, например – «иду, да не просто, а уверенно шагаю», но тут это применено неоправданно. Пример, откуда автор мог позаимствовать эту строку, в истории имеется – это слова известной старой песни «Я шагаю по Москве». Только там это использовано талантливее, ведь герой песни не просто идёт, шагает, а сообщает, что сможет пройти ещё – вариант усиления.

«Молча улыбаясь небесам»? Серьёзно? Интересно, а как можно улыбаться не молча? Кстати, для того, чтобы идти и улыбаться небесам, смотреть нужно вверх. Далеко ли сможет пройти человек, который будет передвигаться именно так? Падение станет неизбежным, а до этого события идущий человек, улыбающийся и смотрящий в небеса, вызовет совершенно однозначную реакцию у прохожих – человек, у которого «не все дома».

«Пылает золотом во мне вольная душа». Ну и метафора. Ладно, если бы автор написал «сверкает» вместо «пылает». Но автор не смог. Зато завышенная самооценка налицо. Это не художественный образ, а фраза для показухи. Так и просится пословица про то, что не всё золото, что блестит.

Вообще слово «пылает» очень любимо автором: «пылает моё сердце» в песне «Я русский», «солнцем пылая над нами» в песне «Мы», «пылают ваши сердца» в песне «Дай жару», и, вполне возможно, еще где-то есть, куда пока не добрался наш скальпель.

«Это в моём сердце навсегда», «это невозможно изменить», «это моё счастье» – целый град из штампованных фраз, призванных усилить друг друга. Что же такое это «это»?

Делаем следующий надрез и обнаруживаем припев.

«Я сделан в России!

Под небом под синим

Нет в мире красивей

Для меня, для меня, для меня!

Я сделан в России!

Под небом под синим

Так будет отныне

Верю я, верю я, верю я!

Я сделан в России!»

Вот он – основной посыл и логотип. Сделан в России! Не рожден, не воспитан, не вырос, а именно сделан, как на конвейере. Какой-то «песнесодержащий продукт» отечественной сборки.

Метафора про то, что делали под синим небом, видимо, прямо на улице, вызывает лишь недоумение и улыбку. Так себе метафора, если честно. Если уж удариться в образность, то абсолютно все в любом месте планеты сделаны под этим самым синим небом, уникального в этом ничего нет.

«Нет в мире красивей»? Надеюсь, что это всё же про Россию. Тогда уместнее было бы написать «нет места красивей». А так получился двоякий смысл – толи про самую красивую в мире страну – Россию, толи про зашкаливающее любование автора самим собой – он сделан в России и он же – самый красивый в мире. Эффект самолюбования усиливается фразой, повторённой аж три раза, от чего становится ещё смешнее. Если бы автор постарался, было бы даже красиво, но у него не получилось.

«Так будет отныне»? Капитан очевидность в действии. Если уж сделали в России, то хоть верь, хоть не верь, но так оно и будет и этого уже не изменить. Совершенно бессмысленные строки.

Ну и, конечно, в разнообразных вариантах в припеве применяется магия повторов слов и выражений, мантры должны проникать в память и оставаться там надолго! Думать не нужно, нужно запомнить, повторять и подпевать.

Припев закончен, а мы снова делаем надрез и видим второй куплет.

«Я родился на святой земле

Так решили мать, отец и Бог

Бог оставил это всё во мне

Он меня сберёг

Это в моём сердце навсегда

Это невозможно изменить

Это моё счастье, то что я…»

Вот мы и съехали в религиозную риторику, с которой спорить – значит заранее стать нечистью и врагом. Но я спорить и не собираюсь, а просто задам вопросы. Например, знает ли автор, что в общепринятом смысле называют Святой землёй? Что, традиционно, Святая земля – это синоним библейской Земли Израильской и исторической Палестины? Что в христианстве Святая земля – это наименование Иерусалима и окружающих его территорий? Автор, видимо, этого не знает, но очень хотел подчеркнуть святость России. Но у него толком не получилось.

Использован тройной авторитет – мать, отец, Бог! Спорить нельзя совершенно, авторитет обнуляет любые вопросы. Это не поэзия, это доктрина. Но я лишь хочу заметить, что у всех так! Вероятно, манипуляция на этом и построена, чтобы каждый в этих строках увидел себя и повторял да подпевал, не задумываясь.

«Бог оставил это всё во мне» и «он меня сберёг» – строки, призванные усилить предыдущие, чтобы отбить всякую мысль о возможных вопросах. Что значит сбёрег? От чего? Этого мы из текста не узнаем.

Финализирует всё это автор повтором из первого куплета, но это мы уже изучили.

Далее следует припев, по традиции исполняемый дважды, для усиления и закрепления мантры.

Вскрытие закончено.

Оформление результатов вскрытия и выводы

Перед нами не поэтический текст, а маркетинговый продукт, сошедший с конвейера. Всё построено на повторении, утверждении и навязывании одной и той же установки: «Вы – продукт. Вы сделаны здесь. Вы должны этим гордиться». По-другому нельзя. Что-то вроде «Вкусно – и точка».

Нет развития. Нет образов. Нет драмы. Нет личности. Всё, что есть – это слоган, повторённый множество раз, мантра, гипноз.

Небольшой бонус:

Припоминаете, что в самом начале, при первичном осмотре текста я написал, что мы вскрываем клон песни SHAMANа «Я русский»?

Если прислушаться к музыкальной составляющей, то сходства не заметить просто невозможно.

А ещё создаётся впечатление, что SHAMANу было дано указание повторить успех той песни, но взять в расчёт, что в России живут не только русские, а множество других национальностей. Получившийся продукт перед нами.

А что думаете по этому поводу вы?

Делитесь своими мнениями в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал!