Найти в Дзене

Великий комик Паоло Вилладжо. Его лучшие комедии.

Оглавление
кадр из фильма "Фантоцци"
кадр из фильма "Фантоцци"

Бухгалтер Уго Фантоцци, созданный известным итальянским комиком Паоло Вилладжо, превратил его в суперзвезду итальянского кино, и он же по большому счету убил актера Вилладжо.

Сыграв эту судьбоносную для себя роль, Паоло, по сути, перевоплотился на экране в Фантоцци. Итальянская публика в каждом новом фильме Вилладжо ждала полюбившегося ей героя, и актер старался не разочаровывать ее, раз за разом появляясь в одном и том же образе – жалкого неудачника... Исключения из этого правила были нечастыми.

Бухгалтер Уго Фантоцци – детище самого Вилладжо, который сначала печатал рассказы о злоключениях Фантоцци в периодических изданиях, а в 1971 году выпустил о нем первую книгу (которая была опубликована и в СССР).

Фантоцци и его любовь - синьорина Сильвани
Фантоцци и его любовь - синьорина Сильвани

Сам актер идеально подошел для исполнения роли придуманного им персонажа, быстро покорившего итальянских зрителей. Первый «Фантоцци» режиссера Лучано Сальче стал самым кассовым фильмом 1975 года в Италии, а срочно поставленный «Второй трагический Фантоцци» (1976) тем же Сальче занял 11-е место в прокате.

В последующие годы на экраны вышло еще 8 (!) картин о бухгалтере-неудачнике, ряд из которых сделали хорошую кассу.

Если посмотреть на созданный Вилладжо образ, то надо признать, что ему удалось создать совершенно новую клоунскую маску. Неудачники в мировом кино существовали и до Вилладжо – например, всем известный маленький бродяжка Чаплина, но такого жалкого и беспросветного неудачника еще не было.

Фантоцци и бухгалтер Филини
Фантоцци и бухгалтер Филини

Фантоцци стал экранным олицетворением незаметного офисного работника, бесхребетного маленького итальянца, который боится и пресмыкается перед начальством, ругает власть исключительно на кухне, и начисто лишен чувства собственного достоинства.

Поскольку Фантоцци – это квинтэссенция маленького итальянца (в реальности такого героя встретить сложно), в картинах о бухгалтере все происходящее с ним преподносилось зрителю в гипертрофированном виде.

Лью Босисио в образе жены Фантоцци (сцена съемок фильма "Броненосец "Котемкин")
Лью Босисио в образе жены Фантоцци (сцена съемок фильма "Броненосец "Котемкин")

Жена Уго – натуральное страшилище (в первых фильмах ее сыграла Лью Босисио, странным образом напоминающая жену самого Паоло…), а дочь – страшная уродина (ее сыграл мужчина Плинио Фернандо!). Обе настолько ужасно выглядят, что постоянно пугают самого бухгалтера.

Первый фильм начинается с того, что Фантоцци пропал и отсутствовал 18 дней, но на его работе этого никто не заметил! Когда бухгалтер поехал отдохнуть со своим коллегой и облил водой одного из зарубежных гостей правительства, полицейские наказали провинившихся плетьми…

-5

Уго никому не нужен и никто его не любит. Его попытки завоевать офисную «красотку» – синьорину Сильвану, женщину не первой молодости, заранее обречены на неудачу. Даже автомат по выдаче напитков в офисе Фантоцци отказывается обслуживать его, хотя другие без проблем им пользуются. А когда бухгалтер выходит играть в футбол, ему достается футболка с 13-м номером…

Вся жизнь Фантоцци – это бесконечная череда несчастий и унижений, но он все равно надеется на лучшее будущее, которое никогда не наступит. Главный герой – самый впечатляющий неудачник в мировом кинематографе, но лучшие фильмы о нем сняты так, что смотреть на его злоключения без смеха невозможно.

По большому счету всю творческую жизнь Вилладжо в кино бухгалтер Фантоцци поделил на два периода: «до» и «после». Сначала посмотрим, что было ДО.

Начало кинокарьеры Паоло Вилладжо

братья Паоло и Пьеро
братья Паоло и Пьеро

Паоло Вилладжо родился в 1932 году в Генуе вместе со своим братом - близнецом Пьеро (оба были совершенно не похожи внешне и выбрали разные дороги в жизни).

С актером Д.М.Волонте
С актером Д.М.Волонте

До того как попасть на экран, Паоло перепробовал массу профессий и не только творческих: он работал официантом, артистом кабаре, автором текстов театральной труппы, диктором BBC, массовиком-затейником на крупном машиностроительном предприятии (где его коллегой был некий Фантоцци, чью фамилию Паоло позаимствовал для своего главного героя), а в конце 60-х Вилладжо стал появляться на итальянском радио и ТВ в различных программах…

Паоло с С.Берлускони
Паоло с С.Берлускони

Интересно, но когда Паоло работал конферансье на круизных лайнерах, то его партнером был молодой пианист Сильвио Берлускони – будущий премьер-министр Италии. Сильвио тоже был талантливым лицедеем, но он предпочел играть роли не в кино, а в жизни, в итоге выбрав роль вождя итальянского народа.

Паоло Вилладжо пришел в кино в самом конце 60-х, и быстро стал получать главные роли, но достаточно долго не мог добиться успеха как самостоятельная творческая единица.

кадр из фильма "Ужасный инспектор"
кадр из фильма "Ужасный инспектор"

В одной из своих первых комедий - сатирической картине «Ужасный инспектор» (1969) актер сыграл несколько безумного и крайне наглого медбрата, которого можно назвать полной противоположностью забитого Фантоцци. Комедия получилась, в общем-то, неплохая, но почему-то в Италии не пошла.

Наиболее успешными в этот период у Вилладжо были фильмы, где он играл в паре с Витторио Гассманом, который к тому времени был уже легендой итальянского кино: «Какое отношение мы имеем к революции?» (1972) С.Корбуччи и «Неимущие холостяки в поисках сердечных привязанностей» (1972), поставленным самим В.Гассманом.

кадр из фильма "Какое отношение мы имеем к революции?"
кадр из фильма "Какое отношение мы имеем к революции?"

«Какое отношение мы имеем к революции?» - фильм местами смешной, но очень кровавый.

В нем действие разворачивается на фоне мексиканской революции, и каждые десять минут в кино кого-нибудь расстреливают, что несколько мешает воспринимать его как комедию. К тому же Гассман играет в фильме настолько эксцентричного персонажа, что временами кажется, что он просто переигрывает. Вилладжо в роли священника призван смягчить излишнюю экспрессию героя Гассмана.

с Адриано Челентано
с Адриано Челентано

Можно сказать, что в первой половине 70-х Паоло был комиком «второго ряда», который в одиночку не мог сделать кассу, но в паре с настоящей звездой выглядел вполне органично.

Хотя большинство фильмов «раннего Вилладжо» были комедиями, среди его работ попадались и картины иных жанров. «Приведу в порядок Америку и вернусь» (1973) Нанни Лоя – социальное кино, а «Дорогой мамочке в день рождения» (1974) Лучано Сальче – комедийная драма.

"Дорогой мамочке в день рождения"
"Дорогой мамочке в день рождения"

Вилладжо в «Дорогой мамочке» сыграл роль великовозрастного инфантила-извращенца. Весь фильм зрители думали, что смотрят очень странную комедию, но ужасная концовка вряд ли пришлась им по душе.

Этот фильм ценен тем, что свел Вилладжо и режиссера Сальче. Именно от Паоло - автора книг о Фантоцци зависело, кто займется экранизацией похождений бухгалтера. И Вилладжо с кандидатурой режиссера не ошибся.

Карьера Вилладжо после «Фантоцци»

-13

Странно, но Фантоцци остался чисто итальянским героем. Даже когда некоторые части киносериала попадали в ФРГ или Францию, они выходили в ограниченный прокат. В кинотеатрах СССР был показан лишь третий эпизод киносериала – «Фантоцци против всех», но и у нас он не был популярным. Уго Фантоцци стал хорошо известен в России уже в 90-е годы, после демонстрации нескольких фильмов сериала по телевидению.

«Второй трагический Фантоцци» (1976) не уступал первому фильму, но после третьей части - «Фантоцци против всех» (1980, 3-е место в итальянском прокате) франшиза стала постепенно деградировать, хотя в 80-е еще вышла пара неплохих комедий про бухгалтера.

Нери Паренти и Вилладжо
Нери Паренти и Вилладжо

Именно с третьего фильма началось несколько странное сотрудничество 30-летнего режиссера Нери Паренти и годящегося ему в отцы Паоло Вилладжо. Паоло сам начал ставить это кино, но затем перепоручил режиссуру Паренти. Между этими парнями обнаружилось такое родство душ, что за 16 лет они вместе сделали 19 фильмов! Чаще всего именно у Паренти Вилладжо постоянно использовал свою привычную маску Фантоцци.

Понятно, когда Паоло изображал Фантоцци в продолжениях киносериала (Паренти снял 7 из 8 фильмов о бухгалтере после Лучано Сальче), но точно такого же офисного неудачника он сыграл во множестве других комедий: «Синьор Робинзон» (1976) С.Корбуччи, «Охотники за любовью» (1978), «Фраккия – зверь в человеческом облике» (1981) Н.Паренти, «Запретные сны» (1982) Н.Паренти, «Бонни и Клайд по-итальянски» (1983) Стено, «С глазу на глаз» (1984) С.Корбуччи, «Пожарные» (1985) Н.Паренти, "Фраккия против Дракулы" (1985) Н.Паренти, «Универмаг» (1986) Кастеллано и Пиполо, «У богатых свои причуды» (1987) С.Корбуччи…

с Сереной Гранди
с Сереной Гранди

Иногда Фантоцци появлялся в фильмах на какой-то отрезок времени. В картине «Римини, Римини» (1987) Паоло играл судью и поначалу выглядел уверенным в себе и даже нагловатым типом, но как только его герой встретил грудастую красотку (Серена Гранди), он тут же превратился в Фантоцци! В робкого неудачника.

Наоборот, в комедии «Выигрыш в новогоднюю лотерею» (1989) Фантоцци был на экране минут 15, а затем Вилладжо перешел в другой режим и стал чрезмерно активным героем, который мало напоминал бухгалтера.

-16

Ничего хорошего в частом использовании одной и той же маски нет.

Во-первых, привычный набор ужимок и гэгов быстро надоедает (помните, как Паоло из фильма в фильм изображал сексуальное возбуждение своего героя при встрече с красоткой, совершая странное движение языком? Примерно как на фото вверху. Раз-два такое можно изобразить, но не в каждом же фильме!).

Во-вторых Вилладжо стал часто банально переигрывать. Обычно сценарии его комедий в 80-е годы были достаточно примитивными, и Вилладжо пытался привычным набором комических инструментов развеселить зрителя, который к тому времени тоже изрядно поглупел.

кадр из комедии "Синьор Робинзон"
кадр из комедии "Синьор Робинзон"

Из-за чрезмерной эксплуатации одного и того же образа по-настоящему удачных комедий у Вилладжо не так много: в 70-е годы помимо фильмов о Фантоцци я отношу к ним «Синьора Робинзона» Серджо Корбуччи, который был большим хитом в СССР (52 млн зрителей, хотя в Италии он оказался не столь популярен как «Фантоцци»), «Прекрасную страну» (1977) Лучано Сальче, и с некоторыми оговорками «Банкира-неудачника» (1980) того же режиссера.

рекламный плакат "Прекрасной страны"
рекламный плакат "Прекрасной страны"

«Прекрасная страна» - злая сатирическая комедия, которая высмеивала импотенцию итальянской государственной системы 70-х годов, оставившую граждан один на один с террористами, похитителями и грабителями. Страну в это время захлестнула эпидемия террора, похищений людей и других насильственных преступлений, а власть предержащие и в ус не дули.

По сюжету герой Вилладжо возвращается в Италию после долгого отсутствия и становится жертвой, то одного, то другого преступления. Он Фантоцци в квадрате, хотя сам по себе герой все-таки не совсем Фантоцци. Несмотря на вал бедствий, которые обрушиваются на героя, это комедия и местами очень смешная.

"Банкир-неудачник" - не везет в бизнесе, повезет в любви...
"Банкир-неудачник" - не везет в бизнесе, повезет в любви...

В картине «Банкир-неудачник» (1980) Вилладжо играет банковского служащего, который организовал шведскую семью, притащив свою любовницу в дом, где он проживал с женой и служанкой. Дальше дело пошло еще веселее, но чтобы узнать, за счет кого шведская семья все росла и росла, вам нужно посмотреть этот фильм.

Несмотря на участие в картине хорошей актрисы К.Спаак, действующей секс-бомбы Анны Марии Риццоли и еще двух известных комиков из «Фантоцци», кассы эта комедия не сделала. Что довольно странно, поскольку фильм получился смешной и не пошлый, что было непросто, учитывая весьма скользкую тему.

Из сериала о «Фантоцци» в 80-90-е наиболее интересны «Супер Фантоцци» (1986) и «Фантоцци уходит на пенсию» (1988). Четвертый фильм этой саги – «У Фантоцци опять неприятности» не то чтобы плох, но все-таки уступает названным фильмам.

"Супер Фантоцци"
"Супер Фантоцци"

В «Супер Фантоцци» авторы решили поместить своего героя в различные исторические декорации по примеру комедии Мела Брукса «Всемирная история. Часть 1» (1981). Как такового сюжета там нет – скорее это набор сценок в различном историческом антураже - зачастую пошловатых, но частенько довольно смешных.

В «Фантоцци уходит на пенсию» смешных эпизодов тоже немало, но во второй половине фильма жизнь пенсионера Фантоцци приобретает откровенно драматический характер и зрителю уже не кажется, что он смотрит комедию. Шестая картина о бухгалтере больше напоминает трагикомедию или как сейчас говорят – драмеди.

Всего 80-90-е на экраны вышло три десятка фильмов с участием Паоло Вилладжо, но значительная часть из них на троечку с минусом, а то и на двойку.

кадр из фильма "Фраккия – зверь в человеческом облике"
кадр из фильма "Фраккия – зверь в человеческом облике"

В 80-е годы Вилладжо сыграл в 8 комедиях с другим известным комиком – Лино Банфи. В предыдущее десятилетие Банфи появлялся почти исключительно в глупейших и примитивных картинах, и для него работа с Вилладжо была явным прогрессом. А вот для Паоло вряд ли.

Хотя большая часть их комедий была хорошо принята публикой, но к более-менее интересным я бы отнес только «Фраккия – зверь в человеческом облике» (1981). Остальные можно смело пропустить.

-22

В 1983 году Вилладжо сыграл в криминальной комедии «Бонни и Клайд по-итальянски» (1983) режиссера Стено, в котором пару актеру составила Орнелла Мути. Тем, кто хочет от души посмеяться, можно смело смотреть это кино.

В 1989 году на экраны вышла комедия Нери Паренти «Выигрыш в новогоднюю лотерею». Этот фильм с Вилладжо в главной роли стал одним из кассовых хитов в прокате Италии, но в целом создателям ленты явно не хватило чувства меры.

Начало у нее очень удачное, но потом следует почти непрерывный вал однотипных гэгов, зачастую весьма глуповатых и даже жестоких. В целом получилось неплохо, но к лучшим комедиям Вилладжо я бы ее не отнес.

Сюжет картины сильно напоминает «12 стульев» и «Спортлото-82».

2 комика в "Комиках"
2 комика в "Комиках"

В 90-е годы Вилладжо и режиссер Паренти сделали три однотипных фильма «Комики» (1990), «Комики-2» (1991) и «Комики-3» (1994), в которых партнером Вилладжо стал другой популярный комедийный актер – Ренато Поццетто.

Первые два фильма очень понравились итальянцам (их сборы были больше, чем у очередного фильма из сериала «Фантоцци»), но меня эти примитивные комедии не впечатлили.

"Комики"
"Комики"

По сути, эти картины являются наборами довольно глупых и абсурдных эпизодов. Это киноальманах, поскольку эпизоды фильмов практически ничем не связаны друг с другом, кроме двух комиков, играющих придурков (иначе не скажешь). Вилладжо здесь не похож на Фантоцци. Фантоцци – тот, на кого сыплются все шишки, а здесь два комика вытворяют разнообразную дичь с другими героями фильмов.

В 1992 году Вилладжо появился в трагикомедии Лины Вертмюллер «Я надеюсь, что выкарабкаюсь». Это добрый семейный фильм про учителя, которого ссылают в какую-то итальянскую глухомань на юге страны, из которой он стремится вырваться. И немудрено, поскольку то место, где он очутился, населено разнообразными бандитами и люмпенами. Дети у них соответствующие, поэтому учителю не позавидуешь.

"Дорогие друзья-приятели"
"Дорогие друзья-приятели"

Через два года Вилладжо снялся у Марио Моничелли в «Дорогие друзья-приятели» (1994). Эта смешная комедия рассказывает о группе оголодавших боксеров-любителей, которые после освобождения Италии от немцев едут по провинции, чтобы подкормиться за счет сельских жителей.

Паоло крайне необычно выглядит в роли организатора этой компании. Он здесь даже внешне не похож не то, что на Фантоцци, а на самого себя! Если вы пропустите начальные титры, то вам вряд ли придет в голову, что это тот самый Вилладжо. Одно непонятно – почему такой хороший фильм очень плохо прошел в прокате даже в Италии?..

Комедия «Я не говорю по-английски» (1995) Карло Ванцина тоже вышла достаточно удачной, но особенно популярной не стала. В некотором роде она похожа на «Я надеюсь, что выкарабкаюсь», поскольку в ней герой Вилладжо тоже весь фильм общается с компанией детей, но на этот раз он не учит их, а занимается с ними в одной группе английским языком.

-26

В 21 веке Вилладжо появлялся в кинофильмах не часто, и в основном, в небольших ролях. В последние годы жизни он болел и перестал сниматься, предпочитая литературное творчество. Умер Паоло в июле 2017 года в 84 года.

Лучшие комедийные фильмы Паоло Вилладжо (на мой взгляд):

«Фантоцци» (1975) Л.Сальче

«Синьор Робинзон» (1976) С.Корбуччи,

«Второй трагический Фантоцци» (1976) Л.Сальче

«Прекрасная страна» (1977) Л.Сальче

«Куда ты едешь в отпуск?» (1978) – киноальманах из 3-х новелл, Вилладжо сыграл во второй, поставленной Л.Сальче

«Банкир-неудачник» (1980) Л.Сальче

«Фантоцци против всех» (1980) П.Вилладжо и Н.Паренти

«Фраккия – зверь в человеческом облике» (1981) Н.Паренти

«Бонни и Клайд по-итальянски» (1983) Стено

«Супер Фантоцци» (1986) Н.Паренти

«Фантоцци уходит на пенсию» (1988) Н.Паренти

«Дорогие друзья-приятели» (1994) М.Моничелли

«Я не говорю по-английски» (1995) К.Ванцина

В итоге в мой список вошло 13 комедий и одна трагикомедия:

«Я надеюсь, что выкарабкаюсь» (1992) Л.Вертмюллер

МОЯ СТАТЬЯ ПРО ЛЮБИМУЮ ЖЕНЩИНУ ФАНТОЦЦИ:

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ В 4-х ЧАСТЯХ ОБ ИТАЛЬЯНСКИХ КОМИКАХ: