Найти в Дзене

Алхимические этюды: Splendor solis и целенаправленное неделание

Уважаемый читатель, сегодня я хочу обратиться к иллюстрации 10 из алхимического манускрипта Splendor solis. Самая ранняя версия манускрипта была выполнена на пергаменте и датируется 30-ми годами 16 века. Авторство манускрипта иногда приписывают Трисмосину, учителю Парацельса. Всего в серии 22 иллюстрации. То есть, обращаясь к 10 иллюстрации, мы попадаем примерно в середину алхимического процесса. Я приведу 2 варианта изображения. Вариант в цветном исполнении Адама Маклина (для работы Маклином были взяты гравюры 1708 года): B скан пергаментной версии из прекрасного издания, посвящённого трактату: В упомянутой книге Стивен Скинер так расшифровывает иллюстрацию: «отделение четырех Элементов (четыре конечности) от Квинтэссенции золотой головы, которую сохраняют». И сопровождает её следующим референсом: «Старик, который хочет снова стать молодым, разрезает себя на части и варит до полной готовности, чтобы его части смогли вновь соединиться и омолодиться. Этот образ, вероятно, основан на ист

Уважаемый читатель, сегодня я хочу обратиться к иллюстрации 10 из алхимического манускрипта Splendor solis. Самая ранняя версия манускрипта была выполнена на пергаменте и датируется 30-ми годами 16 века. Авторство манускрипта иногда приписывают Трисмосину, учителю Парацельса. Всего в серии 22 иллюстрации. То есть, обращаясь к 10 иллюстрации, мы попадаем примерно в середину алхимического процесса. Я приведу 2 варианта изображения.

Вариант в цветном исполнении Адама Маклина (для работы Маклином были взяты гравюры 1708 года):

Иллюстрация из книги Адама Маклина “Alchemical Sequences Coloured” (счастливой обладательницей которой (книги) я являюсь)
Иллюстрация из книги Адама Маклина “Alchemical Sequences Coloured” (счастливой обладательницей которой (книги) я являюсь)

B скан пергаментной версии из прекрасного издания, посвящённого трактату:

Иллюстрация 10. Расчленённое тело с золотой головой. «Splendor Solis. Все секреты алхимического трактата».
Иллюстрация 10. Расчленённое тело с золотой головой. «Splendor Solis. Все секреты алхимического трактата».

В упомянутой книге Стивен Скинер так расшифровывает иллюстрацию: «отделение четырех Элементов (четыре конечности) от Квинтэссенции золотой головы, которую сохраняют». И сопровождает её следующим референсом: «Старик, который хочет снова стать молодым, разрезает себя на части и варит до полной готовности, чтобы его части смогли вновь соединиться и омолодиться. Этот образ, вероятно, основан на истории из «Метаморфоз» Овидия про Медею, которая вернула молодость своему свекру Ясону, сварив его».

Я привела здесь 2 иллюстрации с тем, чтобы можно было сконцентрироваться на сути гравюры, вычленив общее в двух изображениях. Потому что иначе мы можем уйти в полупрозрачность туники мужчины в пергаментной версии или рамку с цветами.

Для нас интересны с точки зрения психологических трансформационных процессов следующие элементы:

  1. Действо происходит на природе, вне здания, которое есть на фоне в обоих вариантах гравюр. В обоих вариантах мы видим отплывающие корабли, с которыми кто-то прощается с берега. Здания часто ассоциируются с сознанием, природа, особенно воды – с глубинами бессознательного. И тогда мы видим отсечение головы-сознания как символ погружения в бессознательное. При это отсечение производится мужской фигурой (также про структуру и сознание) и мечом, то есть целенаправленно. О том, что мы здесь говорим о ритуальном отречении от сознания, свидетельствует и присутствующий в обоих случаях цвет солнца: золотая голова на пергаменте и золотые волосы в варианте Маклина.
  2. Отсечение рук и ног. И будто здесь мы видим потребность в пассивности в определённый период. Я думаю, что эта мысль особенно важна сегодня, в век бесконечности превознесения деятельности. Мы, наверное, слишком часто сталкиваемся с вопросами клиентов «что делать?». Безусловно, с нашим багажом знаний мы можем накидать клиенту вариантов 10 на каждое такое «что делать». А древние нам говорят: «не торопись!». Самое тяжёлое послание этой иллюстрации для современного человека: «не делай». И сюда хорошо ложится приводимый Скинером сюжет греческого мифа. Чтобы омолодиться, надо чтобы тебя сварили (кстати, следующая иллюстрация в серии как раз с процессом вот такого варения). Ну а когда ты варишься, то уж точно ничего делать не можешь.
  3. Одеяние действующего мужчины. Вот здесь мы можем обратить внимание на сочетание белого и красного, как цветов в алхимии, символизирующих женское и мужское. И тогда мы видим Эго, которое получает силу от соединения женского и мужского в психике. И через обретение этой силы мы видим, в том числе, решимость.

В целом, я думаю, что эта гравюра может символически отражать для нас важный этап в терапевтической работе. Более того, это будет повторяющийся паттерн. Когда мы только начинаем работу с пациентом, то там всегда много действий, озарений, изменений. Мы будто бы бежим с придыханием, ожидая открытия за каждым поворотом терапевтической сессии. Но настаёт этап, когда активность проявления открытий снижается, будто затишье на море. И вот это тот самый этап, который важно принять символически отрубив делательные инструменты и попытки разума опять начать свой бег. Важно остаться в тишине теменоса, в покое волн терапии. Потому что в этот момент происходит что-то важное на уровне бессознательного. Если мы сможем удержаться в этой позиции, нас ждут новые глубины. Это будут более глубокие слои психики, которые готовятся открыться в затишье. Те самые корабли, которые отплывают из гавани.

Удачи Вам в совладании с зудом делания 😊!

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/