Найти в Дзене
Неизвестный Туран

Мой ночлег у баранов в Бухаре

Вы же знаете, что я люблю экзотические ночевки? Сейчас вам расскажу еще одну историю моего первого ночлега в Бухаре, про второй вы уже слышали (смотрите ссылку в конце).
Проскочив около 470 км от Хивы через Ургенч в сторону афганской границы, большей частью по пустыне Кызыл-Кум, к 18:00 7 мая я приблизился к Бухаре. Еще в дороге решил что жить буду или в, или рядом с легендарным Зинданом - местной тюрьмой в виде небольшого замка с глубокими ямами в которых по традиции с комфортом размещались различные преступники. Надо сказать, что нечто подобное есть и в Пскове под названием "Дом с мешком" но там скорее всего содержали не преступников, а хранили масло в теплый период года и это не более чем городская легенда. До Зиндана мне оставалось около десяти  километров... В Бухаре чтобы найти жилье я решил поступить по уже отработанной в Хиве технологии. Не пытаться заселиться в отели в историческом центре города по цене 50$ за сутки (это стандартная цена на майские праздники), а заехать в стар

Вы же знаете, что я люблю экзотические ночевки? Сейчас вам расскажу еще одну историю моего первого ночлега в Бухаре, про второй вы уже слышали (смотрите ссылку в конце).
Проскочив около 470 км от Хивы через Ургенч в сторону афганской границы, большей частью по пустыне Кызыл-Кум, к 18:00 7 мая я приблизился к Бухаре. Еще в дороге решил что жить буду или в, или рядом с легендарным Зинданом - местной тюрьмой в виде небольшого замка с глубокими ямами в которых по традиции с комфортом размещались различные преступники. Надо сказать, что нечто подобное есть и в Пскове под названием "Дом с мешком" но там скорее всего содержали не преступников, а хранили масло в теплый период года и это не более чем городская легенда. До Зиндана мне оставалось около десяти  километров...

Белка у того самого Бухарского Зиндана
Белка у того самого Бухарского Зиндана

В Бухаре чтобы найти жилье я решил поступить по уже отработанной в Хиве технологии. Не пытаться заселиться в отели в историческом центре города по цене 50$ за сутки (это стандартная цена на майские праздники), а заехать в старый махаль и найти гостиницу "для своих" или просто снять комнату в частном доме. Цена такого варианта выгодно отличалась от гостиничного и колебалась в диапазоне 150-350 рублей в сутки. И вы еще спрашиваете, почему я не пользуюсь службами бронирования отелей? Да потому что там на порядок дороже и скучно.

Выезд из кишлака Сафкарда. Впереди развязка так полностью и недостроенной объездной Бухары. Сделан только северный обход.
Выезд из кишлака Сафкарда. Впереди развязка так полностью и недостроенной объездной Бухары. Сделан только северный обход.
Въезжаю в Бухару и сразу попадаю в гнездовье грузовиков ЗИЛ-130. Это обычная картина для центрально-азиатских городов. Примечательно, что иногда старые советские грузовики сбиваются в стаи именно по моделям, ГАЗ-53 отдельно от ЗИЛ-130.
Въезжаю в Бухару и сразу попадаю в гнездовье грузовиков ЗИЛ-130. Это обычная картина для центрально-азиатских городов. Примечательно, что иногда старые советские грузовики сбиваются в стаи именно по моделям, ГАЗ-53 отдельно от ЗИЛ-130.

В нашем случае представлена обширная коллекция самосвалов ЗИЛ-130 грузоподъемностью 6 тонн, груженых песком и какими-то странными брусками (не кирпичи и не баклажки). Судя по радиаторным решеткам здесь есть как минимум один настоящий долгожитель с решеткой радиатора первой серии выпуска до 1979 года с поворотниками под фарами. Перед ним стоит странный прицеп, напоминающий половину тушки уже умершего ЗИЛа. Остальные ЗИЛы имеют радиаторную решетку второго выпуска (с 1977 года) с поворотниками над фарами.
ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) — советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль третьего поколения разработки и производства автомобильного завода имени Лихачева в Москве. Широко использовался в народном хозяйстве и армии, поставлялся на экспорт. Один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома: за период с 1962 по 1994 годы было выпущено свыше 3,5 млн экземпляров. По грузоподъёмности (5…6 тонн) занимал нишу среднетоннажного грузовика между более лёгким семейством ГАЗ-53 и более мощными грузовиками семейств МАЗ-500, ЯАЗ (позднее КрАЗ), ЗИЛ-133, КамАЗ. В общем основная рабочая лошадка советских дорог сохранилась в заповеднике центрально-азиатских республик бывшего СССР. Более того, то тут то там здесь попадаются магазины запчастей для грузовиков ЗИЛ и ГАЗ. Где они их берут, для меня загадка.

Приближаюсь к центру Бухары
Приближаюсь к центру Бухары
Спустя несколько минут, миновав Бухарский Арк, паркуюсь в тени у Зиндана. Приехали! На часах 19:01 по пермскому времени
Спустя несколько минут, миновав Бухарский Арк, паркуюсь в тени у Зиндана. Приехали! На часах 19:01 по пермскому времени
К сожалению, Зиндан уже закрыт и меня здесь не ждут... В Зиндан мы отправимся через пару дней, а сейчас, пока не стемнело, самое время озаботиться ночлегом
К сожалению, Зиндан уже закрыт и меня здесь не ждут... В Зиндан мы отправимся через пару дней, а сейчас, пока не стемнело, самое время озаботиться ночлегом
Выхожу из машины и, разминая ноги, делаю несколько фото Белки на фоне Зиндана
Выхожу из машины и, разминая ноги, делаю несколько фото Белки на фоне Зиндана
Было бы просто чудесно поселиться вот в этих домиках на его задворках, но как туда попасть отсюда не совсем понятно...
Было бы просто чудесно поселиться вот в этих домиках на его задворках, но как туда попасть отсюда не совсем понятно...
Вполне возможно, что некоторые из этих домиков на холме, построенных из дерьма и палок, видели Фрунзе. Новодел слева меня не интересует, гораздо любопытнее традиционные глинобитные кубики или вон тот деревянный домик, на самом верху.
Вполне возможно, что некоторые из этих домиков на холме, построенных из дерьма и палок, видели Фрунзе. Новодел слева меня не интересует, гораздо любопытнее традиционные глинобитные кубики или вон тот деревянный домик, на самом верху.

К домикам на холме я не нашел прохода снизу и решил прогуляться по улочкам у подножия Зиндана и поспрашивать на счет ночлега. Кстати, по одной из версий, Зиндан первоначально был отдельно стоящим замком, построенным на кончике небольшого мыса городского холма. Это и сейчас отчасти читается в рельефе.

К сожалению, все встреченные мной местные жители по улице Мирзы Гафура почему-то от меня шарахались и не понимали что мне надо. Я словил девочку на велосипеде и с ее помощью переговорил с хозяевами нескольких домов без особого результата. Потом началась традиционная для азиатских городов история, когда все хотят помочь, но не знают как. Меня стали водить из дома в дом и обратно. Иногда я робко говорил, что в том конце улицы я уже был и мне отказали, туда ходить не надо.

Перекресток улиц Мирзы Гафура и Мирзы Гафура, это не опечатка, если что, и стадо барашков в загоне
Перекресток улиц Мирзы Гафура и Мирзы Гафура, это не опечатка, если что, и стадо барашков в загоне

Так я добрался до перекрестка улицы Мирзы Гафура и Ахмада Яссави. Кто они такие я, к сожалению, не знаю, но ко мне постепенно приходило понимание, что в Бухаре все несколько сложнее устроено чем в Хиве. И тут у кафе рядом с "Бухарским районным департаментом экологии и охраны окружающей среды" и по совместительству "Бухарским центром недвижимости" я повстречал небольшую компанию "специалистов по недвижимости". Один из ее представителей сказал, что точно знает где меня ждут, только туда далеко идти, на что я заметил что на колесах, но до них тоже надо немного пройти. Мы дошли до Белки и поехали.

Надо ли говорить что после дневного рейда по жаре через самое сердце пустыни я немного устал и не горел желанием вновь за рулем машины плутать по бухарским улочкам. Какими-то окольными путями мы подъехали к гостинице по улице М.Ашрафи, вызвали ее хозяина, приятеля моего помогатора, который после длительного общения с другом озвучил цену за проживание - "пятьдесят". Тут мне пришлось вновь объяснить, что я не хочу жить в новопостроенной гостинице за 50 баксов, а хочу жить в старом доме исторического центра. Мой визави сказал что все понял, "сейчас". Мы немного проехали и остановились у следующей гостиницы следующего знакомого моего спутника. Хозяин второй гостиницы после традиционной приветственной беседы (меня как будто тут не существовало) внезапно  вспомнил обо мне и вновь озвучил стоимость ночлега: "пятьдесят". Я так устал, что уже был готов заплатить, но меня остановило то, что и в том и в другом случае мне не хотели показать номер, по принципу - плати и иди смотреть. Кстати, мне оба раза из спортивного интереса удавалось опускать их по цене до 35$, но и это не приносило мне удовольствия. В общем я разозлился и отвез своего помогатора туда где взял, хотя он и вопил, что вспомнил куда нам надо обязательно еще съездить. После нашего возвращения компания помогаторов сразу потеряла ко мне интерес.

Стемнело. Высадив помогатора я перевел дух и тут заприметил сторожа ворот служебного въезда "Департамента экологии" и на шару спросил его на счет ночлега, но не в гостинице. Все произошло как в Хиве. Он сказал, что не вопрос, пошли к афганцу. Закрыв будку, мы прошли пару тройку домиков и постучали в ворота. Оттуда вышел мужик вполне русского облика по имени Сергей (?), который сказал, что без проблем, только ему надо спросить разрешения сестры Ольги. Позвонил сестре и скоро она подъехала, показала не без стеснения мои скромные апартаменты, взяла деньги за пару суток и, строго настрого предупредив чтобы я ни в коем случае не давал Сергею алкоголь и денег, растаяла в темноте...

Это я только-только после заселения перевожу дух. На часах 20:48, т.е. за чуть более чем полтора часа я получил что хотел
Это я только-только после заселения перевожу дух. На часах 20:48, т.е. за чуть более чем полтора часа я получил что хотел

Ночлег у ветерана войны в Афганистане обошелся мне в 25 тыс. сомони в сутки, что составляет около 200 рублей. За эти деньги я получил в свое распоряжение домик в усадьбе с бетонным двором. Усадьба была устроена просто и по планировке напоминала античную. Крытые ворота с флангов прикрывали две башни, внутри которых кто-то копошился. Я этому не придал значения, а зря...

Далее был бетонный плац по периметру которого буквой "П" стояли жилые постройки в один этаж. Я поселился в левом домике и в моем распоряжении помимо небольшой прихожей была достаточно просторная комната с ковром на полу. Из мебели присутствовал диван, стол, колченогий стул, какая-то тумба с неработающим телевизором и кажется все. Электрическая розетка имела место быть, что для меня было важно, а вот все остальное не существенно. В соседней конурке была плита и электрический чайник.  Хозяин проживал в центральном домике, а в домике справа никто не жил и у него были заляпаны белилами стекла. Где-то в углу двора находилась водопроводная труба с краном откуда можно было брать техническую воду. Как выглядел туалет я не помню. Вообще я чет постеснялся в деталях отснять свое жилище и теперь жалею, т.к. многое забыл. А как же душ спросите вы?

Душ был узбекский и выглядел он вот так (фото следующего дня)
Душ был узбекский и выглядел он вот так (фото следующего дня)

Работает душ следующим образом: утром ставишь два ведра на солнце и к обеду у тебя уже есть горячая вода. Я не совсем понял зачем была нужна эта перекладина с крюками. А вы как думаете? Я было решил, что это специальное устройство чтобы было удобнее мыться. На острых крюках очень было удобно вешать полотенце и ковшик. Главное не напороться на крюк.
Но это были еще не все бонусы моего жилища.
Оказывается в привратных башнях жили два удивительных барана. Оба они были бойцовыми и чемпионами в своем виде спорта.

Все это я выяснил в вечер заселения и вскоре уже спал без задних ног. Однако, несмотря на усталость, всю ночь я постоянно просыпался от блеяния баранов и их возни.

Пара роликов первого вечера в Бухаре:

Показываю как по-узбекски дразнить барана:

На следующий день, набегавшись по Бухаре, я вернулся лишь к вечеру перевести дух и застал выгул первого барана на площадке напротив
На следующий день, набегавшись по Бухаре, я вернулся лишь к вечеру перевести дух и застал выгул первого барана на площадке напротив

Если баран встает на задние ноги то делается почти в рост человека. Судя по задней оконечности баран близок к курдючной породе гиссарских овец, но это не точно.

Дело в том, что если овец гиссарской породы я наблюдал, то баранов среди них не заметил и сравнить не с чем. И эти овцы выглядели, за исключением курдюка, несколько по иному. Более мелкие что ли. Репортаж об овцах гиссарской породы был здесь:

Тем не менее, овцы гиссарской породы являются самыми крупными представителями среди всех культурных пород овец. Бараны в холке достигают высоты до 85 см. Наиболее крупные бараны могут весить до 190 кг. Согласно архивным данным института животноводства Академии сельсхознаук Республики Таджикистан (ТАСХН) во время экспедиции по животноводству в Таджикской ССР в 1927-28 годах в Регарском районе был задокументирован гиссарский баран живым весом 188 кг. Также в Таджикской ССР в 1927-28 годах по неподтвержденным данным был зафиксирован гиссарский баран весом 212 кг.

Вторую ночь я опять промучился из-за баранов и осознал, что при всей моей любви к животным надо съезжать. Привыкать к бараньей возне и воплям придется долго, да и пожить мне хотелось в Шахристане с видом на какой-то знаковый объект Бухары, а не на школу. В итоге к вечеру 9 мая я переехал к медресе Абдуллазиз-хана (1651-1652 гг.), об этом смотрите здесь:

А что за вешалка с крючками спросите вы? Это перекладина для разделки туш проигравших баранов...

Небольшое резюме: жилье вполне сносное, если бы не бараны; афганец терпимый, хотя и потерялся на 9 Мая; инфраструктура развитая, напротив школа и в пяти минутах ходьбы наркодиспансер. Пробег за день от Хивы до Бухары составил 479 км. Описание маршрута будет в следующем посте.

Спасибо что дочитали до конца, не забывайте подписываться и
жать донатную кнопку, если хотите поддержать канал.

Полная навигация по репортажам по Большому Центрально-Азиатскому путешествия
здесь...

Центральная Азия и Азербайджан 2019. Навигация

Оригинал поста в моем ЖЖ здесь...