На месте, где находился древний город Бряхимов, посреди его развалин, в так называемом Чертовом городище, в 1614 году при царе Михаиле Федоровиче был устроен мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы. В грамоте, данной этому монастырю на закамскую землю и угодья в 1638 году говорится: «...в прошлом де во 1616 году поставили они в том каменном городище монастырь, и в том - де монастыре устроили две церкви во имя Живоначальныя Троицы, да Сошествия Святаго Духа, а у тое - де пустыни земли мало и питаться не чем». Тут говорится только об окончательной постройке монастыря и его церквей в 1616 году. Само же основание Троицкому монастырю было положено года за два иеромонахом Ионою, бывшим до того казначеем Костромского Богоявленского монастыря. Ему в 1614 году на содержание монастыря была дана пустошь на речке Анзирке в 30 километрах от Елабуги, а в 1616 году, когда был отстроен монастырь с церквами, по прошению Ионы были пожалованы на церковные потребности (на темьян и церковное вино) безоброчно смежные с монастырем участки для рыбной ловли по реке Кама с прибрежными озерками и заводками.
В следующем 1617 году монашествующие на устье речки Танайки распахали пашню и поставили двор с мельницей и просили эту пашню и строения оставить за ними, а первоначально пожалованную пустошь Анзирскую, из-за ее отдаленности от монастыря, отписать на Великого Государя, что по царской грамоте и было им дозволено в 1619 году.
Каким образом явился близ Елабуги и по какому поводу стал строить здесь иноческую обитель Костромского Богоявленского монастыря казначей Иона, можно объяснить тем, что Богоявленский монастырь около Елабуги имел свои владения, и казначей хотел их расширить. По крайней мере в описях 1655 года встречается выписка Костромского Богоявленского монастыря игумену Герасиму на землю по реке Кама, напротив устья реки Ик, т.е. на том месте, где нынче стоит село Икское-Устье, в 35 километрах от Елабуги.
Распаханная и отчасти застроенная земля Троицкого монастыря была первоначально по правую сторону Камы. В 1637 году другой настоятель монастыря, келарь старец Моисей, ссылаясь на недостаточность земли монастырской и средств к содержанию, просил и по царской грамоте получил на церковное строение, на воск, и на фимиам, и на вино церковное, и монахам на пропитание землю за рекой Кама, лежащую напротив самого монастыря с сенными покосами и рыбной ловлей.
В следующем 1638 году, когда сторонние люди стали угрожать и требовать уплаты налогов от новой беззащитной обители, для обережения от них старец Моисей просил приписать Троицкий монастырь к славному в свое время Пыскорскому Соликамскому монастырю, построенному Иоаникием Строгановым в 1560 году. Большие налоги на крестьян, опустошение монастырской казны, растрата имущества и другие злоупотребления этого Пыскорского управления через 21 год вынудили Троицкую братию и крестьян в 1660 году искать себе защиты у епархиального архиерея, Казанского митрополита Лаврентия, и просить его о приписке их обители с вотчинами к домовым Его Преосвященства. Но в этом им Казанский митрополит почему-то отказал.
В то же время игумен Костромского Богоявленского монастыря Герасим, ссылаясь на то, что якобы Троицкий монастырь был построен Богоявленским старцем Ионою за счет их же казны, предъявил свои права на обитель, но братия монастыря по печальному пыскорскому опыту просили Правительство избавить их от приписки к Богоявленскому монастырю и сделать свободным Великого Государя монастырем под ведением лишь и защитой Казанского митрополита. После этого Троицкий мужской монастырь с крестьянами в течение тридцати лет, не исполняя никаких повинностей и платежей был только под ведением епархиального государственного начальства и нередко терпел нападения, разорения и убийства от набегов башкир и татар.
По Казанским писцовым книгам Семена Волынского 1648 года значатся за Троицкоим монастырем Каменного городища, монастырские пашни и расчистки 27 десятин, в деревне Таны (читай Танайка) пашня и расчистки 94 десятины в поле, лес общий с селом Трехсвятским, от монастыря до монастырской деревни Таны по смете вдоль на 10 и поперек на 5 верст. По переписным книгам 1678 и 1679 годов значилось в вотчинах Троицкого монастыря населенных крестьянами в Подгорной (подмонастырской слободе) и в селе Танайке, в селе Бетки и в деревне Прости 64 крестьянских двора, двадцать пять дворов бобыльских, а всего 89 дворов.
В 1692 году указом Казанского Митрополита Маркела Троицкий монастырь был приписан к Казанскому архиерейскому дому и сравнен с прочими его вотчинами в платежах и повинностях. В сделанной при этом подробной описи монастырю и вотчинам значилось:
1) церковь Сошествия Святого Духа, каменная ветхая, трапеза деревянная;
2) холодная церковь деревянная Успения Пресвятой Богородицы;
3) на оградных воротах церковь святителей Гурия и Варсанофия Казанских не достроена.
Ограда рублена в тарасы, не достроена. Кельи – строительская, казначейская и три братских, в которых братии 11 человек. В монастыре двор конюший и скотный.
В 1751 году в монастыре при игумене Виталии значилось две церкви: 1-я Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, холодная с колокольней, 2-я вновь построенная, деревянная, Сошествия Святого Духа. Они просуществовали до 1764 года, когда Троицкий монастырь, вместе с многими другими в Российской империи, был упразднен. И было предписано тогдашнему игумену Макарию всю церковную ризницу и утварь лично доставить в Казанский архиерейский дом, кроме больших местных икон, из-за трудности их перевозки. Были они оставленны на месте в двух монастырских церквях. Иконы Пресвятой Троицы и Преподобного Сергия из упраздненного Троицкого монастыря были впоследствии перенесены в Елабужскую Троицкую кладбищенскую церковь.
В 1767 году преосвященный Казанский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович затребовал археологических сведений от настоятелей Троицкого монастыря и бывшего в зданиях и на развалинах Булгара на Волге Успенского Булгарского монастыря об имеющихся в том и другом монастыре древних каменных зданиях и об иноверческих древних надписях, какие встречаются на камнях.
С тем, чтобы их через приглашенных татар или других инородцев перевести на русский язык, а если это будет невозможно, то сделать с них точную копию. А также нет ли где древних вещей, таких как костей древних людей или животных и прочего тому подобного.
Неизвестно, что на это ответил настоятель Булгарского Успенского монастыря, а из Троицкого монастыря был послан рапорт, названный «описью древнему каменному зданию»:
«Оный Троицкий монастырь состоит близ Камы реки, на высокой горе, под которою в реку Каму течение имеет с востока мало к полудню река Тойма. По берегу той самой горы древнего здания стена из мелкого камня деланная, длиной двенадцать сажен, толщина одного аршина, вышина пять аршин. В той стене с концов и на срединах три круглые печуры наподобие башни, в них входы изнутри монастыря, из которых одна, что от реки Камы с конца, пред другими выше – четыре аршина, в коей напредь сего была церковь во имя Сошествия Святого Духа, сверху покрыта шатром деревянным. В том же монастыре две церкви, кельи и прочее строение и ограда деревянные, все ветхое. Кроме вышеописанного каменного здания ничего нет и надписей никаких и древних вещей не имеется. В том монастыре строения - две церкви, кельи и прочее, также от каменной стены вкруг монастыря ограда деревянные и все ветхое».
Через два года после этого Чертово городище с находящимся на нем упраздненным Троицким монастырем было посещено и описано Капитаном Рычковым: «Близ пригородка Елабуги на верху крутой горы, находятся остатки древнего города. С южно-западной стороны, подле самой подошвы горы сея течет река Кама, а с восточной стороны протекает река Тойма, впадающая в Каму. Хотя не видно тут никаких других зданий, кроме каменной стены, сделанной из белого дикого камня, но сие самое тем большего заслуживает внимания, ибо оная стена так порядочно построена, что ни самая древность не могла еще истребить удивительного искусства древних сего места обитателей. Она построена вдоль крутой и почти неприступной горы, и соответствует течению реки Тоймы. Длина еще и доныне безвредно стоящей стены составляет тринадцать, а вышина оная более двух сажен, и в рассуждении так малого пространства находятся три круглые и довольно пространные башни, которые выдались из стены наподобие полукружия. Из них на двух верхи не имеют никакого прикрытия и видно, что изломаны или разрушились от продолжительной древности так, что они уже равны со стоящей стеной, но одна из них гораздо возвышена и покрыта досками наподобие обыкновенной башни. Вокруг ее находились шесть небольших окошек, а внутри палата, величиной и окружностью с ней равной.
Из чего, кажется, можно заключить, что на сем месте были градские ворота, которых довольной вышины отверстие и до днесь видно, хотя оно и закладено внутрь сей стены недавно жившими монахами, и деревянное прикрытие сей возвышенной башни без сомнения сделано руками сих новых обитателей».
Примечательно еще следующее наблюдение Рычкова: кроме каменной стены с юго-восточной стороны укрепляет довольно глубокий ров с изрядными в нем валами, которые, обойдя вокруг монастыря, кончаются у самой крутой долины, из которой выходят два источника с весьма приятной и чистой водой, текущие по мелкому песку… Немалую красоту этому городищу придает находящаяся внутри вала проросшая березовая роща». И в заключение он говорит: «...для меня остается то только несказанным утешением, что я имел счастье видеть остатки древностей, которые возбудят внимание и труд какого-либо человека искусного».
У Рычкова приложен и подробный план Чертова городища, каменной стены, двух церквей, монашеских келий и окружного вала, даже вид самой стены с башнями и вала со рвом.
Список Настоятелей Троицкого монастыря с основания до упразднения:
- Иеромонах, строитель старец Иона, основавший монастырь в 1616 году;
- Келарь старец Моисей упоминается в 1637 году и 1638 году;
- Игумен Иннокентий в 1748 году;
- Игумен Виталий упоминается в 1751 году;
-Игумен Макарий, при котором был упразднен монастырь в 1764 году.
Продолжение следует, не забываем подписываться
Читайте также по теме: