Найти в Дзене

Выставка: Кустодиев. Он рисовал лежа, а мы недоумеваем стоя: История, которая обнимет вас через век

Первого мая весь день в Москве лил дождь. Да и второго тоже погода не лучше, 7 градусов, ощущается, как 2. Остаться в Москве и сходить на выставку Бориса Кустодиева в Третьяковку - было более чем правильным решением и вот почему. Невзирая на безумное количество народа, и порой ожидания подхода к картине по центру, чтобы насладиться изображением, посещение выставки все же доставило массу положительных эмоций. Лично у меня творчество Кустодиева всегда ассоциировалось с пышнотелыми сдобными красавицами, про которых говорят "кровь с молоком". Однако, на выставке меня ждало много открытий! Это тот случай, когда реальность превзошла ожидания! Вошли в зал и сразу будто попали в книжку с яркими лучезарными картинками. Кустодиев... Его холсты похожи на пряники с глазурью: сочные, сладкие, с искорками радости. А знаете, что он многие работы писал лежа? Болезнь сковала тело, но не душу. Душа у художника светлая-светлая, оттого, может, краски такие безудержно жизнерадостные. Солнце наполни
Оглавление

Мой день в солнечном мире Кустодиева

Первого мая весь день в Москве лил дождь. Да и второго тоже погода не лучше, 7 градусов, ощущается, как 2.

Остаться в Москве и сходить на выставку Бориса Кустодиева в Третьяковку - было более чем правильным решением и вот почему.

Фото автора
Фото автора

Невзирая на безумное количество народа,

Фото автора
Фото автора

и порой ожидания подхода к картине по центру, чтобы насладиться изображением, посещение выставки все же доставило массу положительных эмоций.

Лично у меня творчество Кустодиева всегда ассоциировалось с пышнотелыми сдобными красавицами, про которых говорят "кровь с молоком".

Фото из архива автора
Фото из архива автора

Однако, на выставке меня ждало много открытий! Это тот случай, когда реальность превзошла ожидания!

Вошли в зал и сразу будто попали в книжку с яркими лучезарными картинками.

Кустодиев...

АВТОПОРТРЕТ (НА ОХОТЕ), 1905, Холст, масло, Государственный Русский музей. Фото автора
АВТОПОРТРЕТ (НА ОХОТЕ), 1905, Холст, масло, Государственный Русский музей. Фото автора

Его холсты похожи на пряники с глазурью: сочные, сладкие, с искорками радости. А знаете, что он многие работы писал лежа? Болезнь сковала тело, но не душу. Душа у художника светлая-светлая, оттого, может, краски такие безудержно жизнерадостные.

Утро

Солнце наполнило собой комнату, в которой молодая женщина купает прелестного розовощекого пухляша. На ней красивая белая блузка гармонирует с белоснежными цветами в вазе на камине. Брызги воды сверкают на румяных щеках и ручках младенца так, что ты сходу веришь происходящему на картине.

УТРО, 1904, холст, масло, Государственный Русский музей. Изображена Юлия Евстафьевна Кустодиева (1880-1942), жена Художника с сыном Кириллом. Фото автора
УТРО, 1904, холст, масло, Государственный Русский музей. Изображена Юлия Евстафьевна Кустодиева (1880-1942), жена Художника с сыном Кириллом. Фото автора

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой

Дочь художника, Ирина, в белом платье маленькой ладошкой обнимает мохнатого пса. Шумка смотрит на зрителя с осмысленно. Взгляд дочери полон детского задора, глаза сверкают словно лазуриты. У обоих глаза блестят шаловливо, будто они вот-вот сорвутся бегать в саду. Здесь так видна искренность момента.

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. Фото автора
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. Фото автора

Сирень

Жена художника, Юлия, в нежно сиреневом платье, тонкая и звонкая, как струна, стоит в саду, держа на руках дочку, Ирину. Фиолетовые гроздья сирени стучатся в окно дома. Это гимн простому счастью: любовь, ребенок, весна, аромат цветов.

Сирень. Фото автора
Сирень. Фото автора

Голубой домик

Летний пейзаж: голубая изба с белыми наличниками. На верхней террасе самовар и пара (автор с супругой) пьет чай, самовар с дымком на столе. На окошке первого этажа сидит златовласая Ирина, на других распахнутых окошках выглядывают герани. На крыше Кирилл гоняет голубей. На переднем плане слева странная вывеска с надписью «гробовой мастер», но даже это обстоятельство не вносит диссонанса в умиротворенную картину. Дом розовеет от заката. На заднем плане у Кустодиева всегда в кадре храмы. Кустодиев создал этот образ «идеальной России».

Голубой домик. Фото автора
Голубой домик. Фото автора

Крестный ход

Первое, что замечаешь на темно-синем небе - двойная радуга. Радость! А справа - рассвет и синее небо с кремовыми облаками.

Торжественная процессия с иконами движется по деревне. В толпе — старушка в платье в горошек, ребенок на руках у мамы, мужчины и женщины. В правом углу, говорят, сам художник.

Крестный ход. Фото автора
Крестный ход. Фото автора

Картина напомнила мне, как мы ездили в этом году ночью в проливной дождь из Карелии в Питер на Крестный ход в Казанский собор. А на обратном пути в утро Воскресения - небо озарилось чудесным рассветом.

Казанский Собор: Пасхальная ночь. Из Карелии в Питер
TravelTo20 апреля

Вербный торг у Спасских ворот

Ярмарка на Красной площади в Москве перед Пасхой: корзины с вербой,

Фрагмент картины «Вербный торг». Фото автора
Фрагмент картины «Вербный торг». Фото автора

толпа в пестрых нарядах. На заднем плане — храм Василия Блаженного. А кругом торговля полным ходом - от мебели до рыбы и птицы. И воздушные шары, они уже тогда были! Кустодиев, уже прикованный к креслу, воссоздал Москву по памяти, добавив сказочных красок.

Вербный торг у Спасских ворот. Фото автора
Вербный торг у Спасских ворот. Фото автора

На террасе

Семейная идиллия: Юлия в красивом платье с нежными цветами, смотрит на дочь, Ирина играет под присмотром няни, Кирилл сидит нарядный за столом. На столе — яблоки, выпечка, фарфоровая посуда, самовар. Ветер теребит занавеску сквозь распахнутые окна. Вдали за террасой виден лес. Картина дышит покоем, здесь художник поймал счастье момента. Эта картина запала мне в душу раньше, в Нижегородском музее в Кремле.

НА ТЕРРАСЕ, 1906, Холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей
НА ТЕРРАСЕ, 1906, Холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей

А на обратной стороне картины «На террасе» художник написал «Русскую Венеру». Говорят, напряженка тогда была с холстами такого размера, поэтому на одном холсте - Ирина-малышка, а на другом - уже взрослая Ирина.

Русская Венера

Ох, это шедевр! Обнаженная златокудрая девушка держит в одной руке березовый веник, а другой поправляет роскошные длинные волосы. За окном — зимняя картинка и, конечно, церковь. Тело «Венеры» пышное, жизнерадостное, светлое и чистое, без классического идеала.

РУССКАЯ ВЕНЕРА, 1925-1926, Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. Фото автора
РУССКАЯ ВЕНЕРА, 1925-1926, Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. Фото автора

А сверкающие пузыри пены и кусок мыла в этой картине - словно натюрморт.

Фрагмент картины РУССКАЯ ВЕНЕРА. Фото автора
Фрагмент картины РУССКАЯ ВЕНЕРА. Фото автора

Для этой картины художнику позировала его дочь, Ирина, в руке вместо веника была линейка.

Кустодиев не бросает вызов Ботичелли и его картине «Рождение Венеры» и не копирует его.

Рождение Венеры. Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki
Рождение Венеры. Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki

Русская Венера — не абстрактный символ, а воплощение земной, жизнеутверждающей красоты, близкой русской душе.

Эта картина - одна из последних работ художника. Он также писал ее, будучи тяжело больным.

Купчиха, пьющая чай

Красивая молодая пышная купчиха одетая в нарядное платье, пьет чай из блюдца, держа его рукой с оттопыренным мизинцем. Гериня полна ироничного жизнелюбия. Перед ней бублики, без них мягкостей не наешь, конечно. Рядом — разрезанный сочный алый арбуз. Арбузы в разрезе и без в картинах художника встречаются часто, чуть реже, чем храмы.

КУПЧИХА, ПЬЮЩАЯ ЧАЙ, 1923, Холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей. Фото автора
КУПЧИХА, ПЬЮЩАЯ ЧАЙ, 1923, Холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей. Фото автора

На ту же тематику мне больше знакомо вот это произведение:

Купчиха за чаем. 1919, холст, масло. Государственный русский музей. Фото автора
Купчиха за чаем. 1919, холст, масло. Государственный русский музей. Фото автора

Масленица

Зимний праздник в разгаре: сани мчатся с горы, карусель крутится, дородные купцы в дорогих мехах на переднем плане. Справа — гармонист создает музыкальное сопровождение.

Вдали виднеется храм с колокольней и пряничный домик в снегу. Кустодиев использовал особый прием перспективы: все яркое, крупное, как в детском воспоминании. Даже снег здесь — похож на взбитые сливки. Солнечная праздничная картина. Душа веселится вместе с персонажами.

Масленица. 1919, холст, масло. Государственный русский музей. Фото автора
Масленица. 1919, холст, масло. Государственный русский музей. Фото автора

Портрет Ф.И. Шаляпина

Певец стоит в роскошной шубе на фоне масленичного гулянья. Его поза величественна, но в руках — трость, он без перчаток и нараспашку, поза открыта зрителю, которого он приветствует таким образом. Интересно, что Шаляпин лично помогал Кустодиеву и привозил холсты. Борис писал этот двухметровый портрет полулежа, по частям, полотно наклонялось в нужную сторону с помощью специального устройства.

Портрет Ф.И. Шаляпина. Фото автора
Портрет Ф.И. Шаляпина. Фото автора

Портрет М.В. Петцольд (второй жены Ф. И. Шаляпина)

Портрет Марии Петцольд был создан в сложный период истории России. К этому времени Шаляпин и Петцольд уже несколько лет состояли в фактическом браке, который из-за невозможности развода певца с первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги, вызывал общественное осуждение. Портрет Петцольд создавался также в тяжелые для художника годы: когда Кустодиев был прикован к инвалидному креслу, но продолжал работать, воспевая красоту жизни вопреки личным трагедиям и социальным потрясениям.

Портрет М.В. Петцольд. Фото автора
Портрет М.В. Петцольд. Фото автора

Мария Петцольд изображена в изысканном платье с кружевной отделкой, сверху алая накидка, отороченная соболем. Она красива и знает об этом, полна благородства и внутренней силы.

Большинство картин Бориса Кустодиева - жизнеутверждающих и праздничных. Эту гамму чувств он черпал в семье.

Дети художника. Фото автора
Дети художника. Фото автора

Семья — его главный праздник.

Ю.Е. Кустодиева. Фото автора
Ю.Е. Кустодиева. Фото автора

Японская кукла. Фото автора
Японская кукла. Фото автора

Жена и дочь художника. Фото автора
Жена и дочь художника. Фото автора

Девочка с цветами. 1917. Фото автора
Девочка с цветами. 1917. Фото автора

ПОРТРЕТ К.Б. КУСТОДИЕВА, 1922, Холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
ПОРТРЕТ К.Б. КУСТОДИЕВА, 1922, Холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Портрет художника И.Я. Билибина. Красивый мужчина, взгляд с поволокой, знает себе цену. Фото автора
Портрет художника И.Я. Билибина. Красивый мужчина, взгляд с поволокой, знает себе цену. Фото автора

Групповой портрет художников общества «Мир искусства». Похоже на фоторепортаж, столько динамики в кадре! 1916-1920. Государственный русский музей. Фото автора
Групповой портрет художников общества «Мир искусства». Похоже на фоторепортаж, столько динамики в кадре! 1916-1920. Государственный русский музей. Фото автора

Посмотрите! Одни только зимы Кустодиева чего стоят!

Масленица. 1916, холст, масло. Государственный русский музей. Фото автора
Масленица. 1916, холст, масло. Государственный русский музей. Фото автора

Гулянье. Фото автора
Гулянье. Фото автора

Морозный день. Фото автора
Морозный день. Фото автора

Масленица, 1919, холст, масло. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург. Фото автора
Масленица, 1919, холст, масло. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург. Фото автора

Глядя на такие жизнерадостные картины сложно представить, что после операции позвоночника в 35 лет, Кустодиев целых 15,5 лет был прикован к кровати.

Хотите увидеть, как боль превращается в праздник? Сходите на выставку или найдите его картины в Третьяковке, Русском музее или интернете. И не удивляйтесь, если после выставки вам захочется обнять незнакомца: Кустодиев учил этому еще век назад.

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но, если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – вспоминал Федор Шаляпин.

Мир Кустодиева не боится ни боли, ни зимы. Он как горячее солнце — всегда готов согреть своими работами. Может, потому, что картины писал человек, который любил жизнь, людей и которого любили?

И хочется отметить, что после выставки солнечных кустодиевских картин даже дождь резко прекратился! Мы легко добрались до дома по суху, а не вплавь. Ай, да Кустодиев! Это ж какая сила доброй мысли вложена в его работы, что даже обложной дождь прекратился!

Взрослый билет стоит 900₽, адрес, покупка билетов и подробности на официальном сайте Третьяковской галереи.

Если вам нравится творчество художника, читайте статью о доме-музее Кустодиева в Астрахани:

И еще одно новое арт-пространство обнаружили «Арт Центр», а в нем выставка до начала июня 2025 удивительно солнечного Художника

Роскошный Арт Центр: Шультце. Художник, чьи картины покупали Романовы и обожал Фаберже. Вы его знали?
TravelTo4 мая

С вами Юлия и мой канал

#кустодиев #борис кустодиев #кустодиев картины #борис михайлович кустодиев #кустодиев купчиха #кустодиев за чаем #кустодиев венера #выставка кустодиева #борис кустодиев купчиха за чаем #кустодиев шаляпин #кустодиев москва #портрет шаляпина кустодиев #борис кустодиев масленица