Если вы росли в СССР, то для вас Винни-Пух — это, скорее всего, тот круглый, слегка растрёпанный мишка с голосом Евгения Леонова, который ходит по лесу, поёт про «кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!» и клянчит мёд у Пятачка. И вот что удивительно: этот Пух — совсем не копия английского оригинала. Он свой, самостоятельный, с особенным юмором, голосом и пластикой. И его история вдохновила так много художников, что было сложно выбрать ограниченное количество карикатур, хотелось взять всё!
Немного истории Винни-Пуха
Когда в 60-х в Советском Союзе решили экранизировать сказки Милна, никто не пытался копировать западную версию. Диснеевский мультфильм к тому моменту уже существовал, но режиссёр Фёдор Хитрук сознательно не стал на него смотреть. Он сказал: «Если смотреть чужое, можно случайно украсть». Поэтому он создал совершенно нового Пуха — такого, каким его мог бы представить советский ребёнок: шумного, упрямого, без комплексов и, как бы это сказать... душевного.
Внешность мишки придумал художник Владимир Зуйков: маленькие глазки-бусинки, обрубистые лапки, удивлённое лицо, будто Пух постоянно сам себе поражается. А его движения, походка, интонации — всё это заслуга аниматора Хржановского и великого актёра Евгения Леонова, который озвучил Пуха так, что мишка зажил своей жизнью. Слушаешь его бессмертное «Хорошо живёт на свете Винни-Пух! Оттого поёт он эти песни вслух!» — и кажется, что он настоящий.
Этот Винни-Пух вовсе не глупый. Он импульсивный, простодушный, немного эгоистичный, но настоящий друг. А ещё он очень... советский. В нём есть что-то от дяди с соседнего этажа, который немного ворчит, но всегда поможет. Его фразы стали народными: «Это ж-ж-ж неспроста», «И того и другого! И можно без хлеба», «Всё потому, что кто-то слишком много ест!». Эти реплики до сих пор живут — в мемах, в шутках, в обычной разговорной речи.
Винни-Пух и Пятачок в карикатурах: дружба, мёд и немного безумия
Если бы кто-то взялся составлять рейтинг самых переосмысляемых персонажей в комиксах и карикатурах, Винни-Пух с Пятачком наверняка бы заняли почётное первое место. То ли дело в их характерной внешности, то ли в абсолютной узнаваемости — но уж слишком часто именно они становятся героями весёлых, странных и абсурдных рисунков.
И неудивительно. Сами по себе эти двое — ходячий парадокс. Один вечно голоден, второй вечно тревожен. Один смотрит на мир через призму «а где бы достать мёд», второй — через «а вдруг что-то случится». Их диалоги — смесь детской философии, жизненной усталости и какой-то тихой безысходности. И это, как ни странно, делает их идеальными героями для карикатуры.
Визуальный стиль при этом сохраняется: тот же мишка, узнаваемый с первого взгляда. Художники нарочно рисуют его в духе Зуйкова — с той самой мимикой и округлым телом. Даже в карикатурах Пух остаётся Пухом — медвежонком с опилками, который почему-то слишком хорошо понимает, что происходит.
Карикатуры про Пуха и Пятачка часто полны чёрного юмора. Парочка из мультика по прежнему дружит, но сценки уже не дружеские. Шутка про то как Винни слопал друга или пустил поросенка на тушёнку — одни из самых частых.
Тут важно ещё то, что образы Пуха и Пятачка знакомы всем — от ребёнка до взрослого. А значит, даже странные и мрачноватые работы воспринимаются легче. Потому что зритель знает: эти двое в любом случае выкарабкаются. Или хотя бы обсудят, как не выкарабкаться — но всё равно с мёдом.
Кажется, что Пух и Пятачок живут в каком-то особом временном пузыре. Они не взрослеют, никуда не спешат. И именно поэтому их можно без конца помещать в новые абсурдные декорации. И наблюдать, как они с неизменным выражением лиц реагируют на вечную суету, которая происходит вокруг.