Найти в Дзене
Дела уездные

«Некрасивый» Санкт-Петербург: что интересного можно увидеть за пределами туристических улиц

Санкт-Петербург у большинства ассоциируется с дворцами, каналами, фасадами в стиле барокко, модерна, классицизма. Город чаще всего показывают через призму «парадного» облика: Эрмитаж, Медный всадник, Исаакиевский собор… Но есть и другой Петербург — с бетонными плоскостями, строгими линиями и мощными объемами — с архитектурой, которую большинство считают некрасивой. Советский модернизм — архитектурный стиль, который расцветал с конца 1950-х до начала 1980-х годов. Его часто критикуют: за холодность, однотипность, громоздкость. Но если приглядеться, можно увидеть в этих зданиях не только эстетику времени, но и настоящие архитектурные открытия. Архитекторы — Артюшин Б. И., Савин С. В.
Конструкторы — Мартьянов А., Драбкин Г
1973—1986 Когда впервые оказываешься рядом с этим зданием, кажется, что оно прибыло из будущего…. Монументальный, будто собранный из бетонных пластин, с выразительным силуэтом и лаконичными деталями — НИИ робототехники выглядит как декорация к советскому научно-фантаст
Оглавление

Санкт-Петербург у большинства ассоциируется с дворцами, каналами, фасадами в стиле барокко, модерна, классицизма. Город чаще всего показывают через призму «парадного» облика: Эрмитаж, Медный всадник, Исаакиевский собор… Но есть и другой Петербург — с бетонными плоскостями, строгими линиями и мощными объемами — с архитектурой, которую большинство считают некрасивой.

Советский модернизм — архитектурный стиль, который расцветал с конца 1950-х до начала 1980-х годов. Его часто критикуют: за холодность, однотипность, громоздкость. Но если приглядеться, можно увидеть в этих зданиях не только эстетику времени, но и настоящие архитектурные открытия.

НИИ робототехники (Тихорецкий проспект, 21)

Архитекторы — Артюшин Б. И., Савин С. В.
Конструкторы — Мартьянов А., Драбкин Г
1973—1986

Когда впервые оказываешься рядом с этим зданием, кажется, что оно прибыло из будущего…. Монументальный, будто собранный из бетонных пластин, с выразительным силуэтом и лаконичными деталями — НИИ робототехники выглядит как декорация к советскому научно-фантастическому фильму.

Комплекс зданий института включает в себя две лаборатории и производственный корпус. Башня высотой в 77-метров башня (105 метров с антенной) служит лабораторией для испытания космической техники. Архитектурный стиль здания сочетает элементы советского модернизма с готическими мотивами.

По изначальной задумке сам комплекс был гораздо больше, но построить успели только первую очередь. Попасть на территорию института нельзя, разглядывать можно только со стороны. Но что меня больше всего поражает: с одно взгляда на сооружение ты можешь предположить, для чего оно служит.

ЛЭТИ (ул. Профессора Попова, 5)

Архитектор — В. Левиаш
1965—1987

Сложная структура, рельефные фасады, активное использование сочетаний кирпича, стекла и белого бетона — всё это делает здание выразительными и запоминающимися. Внешний виде с одной стороны говорит о сложности научного пути (особенно, видимо, лестницей внутри – с ней точно намудрили), а с другой выглядит как символ научного прогресса, стремящегося в будущее. Было очень интересно прогуляться по лестнице, заворачивая в разные углы-балконы.

Вид на 5 корпус ЛЭТИ с Инструментальной улицы
Вид на 5 корпус ЛЭТИ с Инструментальной улицы

Технические коммуникации в здании вынесены в башнеобразные выступы и в гребень над кровлей, а выдвинутые стены здания стали рёбрами жёсткости. В том числе благодаря таким решениям здание стало объектом культурного значения, что редко для зданий советского модернизма в целом.

Архитектор, как нам рассказали, был не очень опытный, поэтому не все сработало так, как надо, например, долгое время аудитории, например, были холодными зимой.

Отдельная история – про главную лестницу здания (хотя, возможно, так и было задумано). С первого этажа начинаются две спирали, которые ведут на разные этажи – почти что двигающиеся лестницы в Хогвартсе.

Фото: p2beep.livejournal.com
Фото: p2beep.livejournal.com

Морской вокзал (пл. Морской Славы, 1)

Архитектор — В. А. Сохин
1973—1983

Один из архитектурных символов позднего СССР в Санкт-Петербурге. Построенный в 1983 году, Морской вокзал — уникальный пример советского модернизма, в котором сочетаются функциональность и парадность.

Морской вокзал Санкт-Петербурга
Морской вокзал Санкт-Петербурга

Вокзал выполнен в форме корабля. Его башня-шпиль — отсылка к классическим морским маякам, арки над окнами — к парусам корабля. Интересно внутреннее убранство здания: в центральной части, под стеклянным куполом, расположена центральная лестница-волна, которая ведет на этажи-террасы. На нижних этажах вокзала находились помещения для пассажиров и управления, на верхних – базы моряков и гостиницы.

Советский модернизм в Петербурге (впрочем, как и везде) не всегда «красив» в традиционном смысле, но он честен, смел и часто очень изобретателен. Эти здания — отражение времени, воли к прогрессу, дерзости инженеров. В следующий раз, проходя мимо бетонного гиганта, задержитесь на секунду – посмотрите, какой он? Зачем он? И чем он хорош, полезен?

Если статья была вам интересна, не забудьте поставить лайк. А короткие заметки из путешествий ищите в моем телеграм-канале.