Найти в Дзене
Фигачу на удалёнке с 2011 года

Умерший композитор продолжает писать музыку

Его «мозг» всё ещё работает. Хотя не так, как у живого человека.

Элвин Люсьер
Элвин Люсьер

Эта история началась в 2020 году. Композитор Элвин Люсьер согласился принять участие в эксперименте под названием «Возрождение» (Revivification). Для этого он в течении года сдавал кровь, а группа учёных под руководством нейробиолога Стюарта Ходжеттса перепрограммировала клетки крови в стволовые клетки.

На втором этапе стволовые клетки были преобразованы в церебральные органоиды — кластеры нейронов, имитирующие человеческий мозг.

Для этого стволовые клетки перенесли на тонкую сетку из 64 электродов. Органоиды проросли сквозь сетку и превратились в единую сеть из нескольких слоёв. Процесс во много похож на развитие мозга.

Органоиды на 82 день развития
Органоиды на 82 день развития

В итоге спустя несколько месяцев получился «мозг» композитора. Внешне это выглядит это так: два белых пятна, похожие на крошечную пару медуз, помещены в прозрачную коробку.

Комната, где звучит музыка органоидов Люсьера. В центре люди смотрят на органоиды сквозь прозрачную крышку
Комната, где звучит музыка органоидов Люсьера. В центре люди смотрят на органоиды сквозь прозрачную крышку

Коробка стоит посередине большой комнаты, по стенам которой развешаны 20 латунных пластин в форме тарелки. За каждой пластиной спрятан преобразователь (вроде динамика) и молоток, которые реагируют на нейронные сигналы «мозга Люсьера».

Вот прямо сейчас вы можете послушать, как это звучит. Это не музыка в общепринятом смысле слова, но и не хаотический набор звуков. Звучит довольно странно, и в каком-то смысле страшновато.

Но учёные на этом не остановились. Они не только считывают мозговые сигналы и преобразовывают их в электрический импульс, но и передают сигналы обратно.

Для этого в комнате установили микрофоны, которые улавливают окружающий шум, включая человеческие голоса и резонансные тоны пластин, и передают эти данные в мозг.

«Нам очень интересно узнать, будет ли органоид меняться или учиться со временем», — говорит один из создателей проекта художник Гай Бен-Ари.

Чем же закончиться этот проект? По словам создателей, они пока этого не понимают. Если органоид будет меняться, то это даст огромные данные для науки. Если нет, то всё останется в рамках художественной инсталляции. То есть в какой-то момент «мозг Люсьера» могут «выключить».

Слева-направо: Гай Бен-Ари, Мэтт Джинголд, Натан Томпсон и Стюарт Ходжеттс
Слева-направо: Гай Бен-Ари, Мэтт Джинголд, Натан Томпсон и Стюарт Ходжеттс

А пока в комнате, где стоит коробка с органоидом Люсьера, звучит странная музыка. Кстати, перед началом работы над текстом статьи я был не прочь сходить и послушать органоид вживую, но сейчас, заканчивая текст, что-то мне эта идея разонравилась. Что-то в этом есть неестественное, не человеческое…

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Всем добра!