Найти в Дзене
Cinema Critique: всё о кино

А теперь пару слов о самом блэксплотейшн-кино, точнее – его влиянии

А теперь пару слов о самом блэксплотейшн-кино, точнее – его влиянии

Путь этих нишевых фильмов, безусловно, оказался интересен на линии своей культурной жизни, а феномен блэксплотейшна резонно описать библейским «и последние станут первыми» – начинали ведь как локальное явление для афроамериканского сообщества, а по итогу выбились на передовую поп-культуры.

Посудите сами: в 70-х, на волне таких лент, как «Шафт» и «Блакула», на страницах комиксов Marvel впервые появился Блэйд – персонаж, облаченный в кожаное пальто, прямо как вышеназванный детектив.

Элементы эстетики и сюжетных тропов блэксплотейшн проникают и в бондиану. «Живи и дай умереть» 1973 года - первый фильм об агенте 007, черпавший вдохновение не в шпионских романах, а в крутых лентах афроамериканского жанра. Наркобарон из Гарлема, элементы вуду, погоня по луизианским водам – лента во всем походила на кино из черных районов, правда, полностью переворачивая морально-этическую расстановку сил (тут, очевидно, все темнокожие были злодеями, а белые – героями, а в блэксплотейшне все ровно наоборот).

От Пэм Гриер как иконы блэксплотейшна (да, там были не только мужчины) до выхода жанра на территорию мейнстрима проделан долгий путь: была и залихватская кинопародия «Черный динамит» – уморительный ликбез для всех непросвещенных в жанр, и трибьют черному кино от Тарантино, причем дважды – безошибочно узнаваемый в «Джеки Брауне» и более тонкий и дерзкий в «Джанго освобожденном», который куда больше тянет на блэксплотейшн-фильм, нежели на вестерн.

Сам Квентин уже на первых страницах «Киноспекуляций» признается, что черное кино и тот вайб, испытанный в детстве с афроамериканской публикой в одном зале – причина, по которой он стоит за кинокамерой. Он хочет вернуть эффект той крутизны, старомодной и прямолинейной брутальности, хорошо понятный ему, местной публике и, конечно, тому самому парню – маминому кавалеру, который таскал Квентина по местным прокатным хитам.

Ну и наконец «Черная Пантера» – картина, которая тоже расписалась в принадлежности к традиции. Куглер, снявший «Грешников», добавил в марвеловскую рутину афро-экзотику, окончательно увязав паттерны уличного крутого кино для «своих» с гигантскими производственными мощностями, Голливудом и большой аудиторией.