Найти в Дзене

Мистический Гоголь

Не судите обо мне и не выводите своих заключений — вы ошибётесь, подобно тем, кто, создав из меня идеал некоего писателя, сообразно своему собственному образу мысли и понимания, начали требовать от меня, чтобы я отвечал ими же созданному идеалу. Для меня самого всё предельно ясно: рождён я вовсе не за тем, чтобы произвести эпоху в области литературной, дело моё проще и ближе — сочинять я должен прочно. Кто-то незримый пишет передо мной могущественным жезлом, от каждого моего пальца идут нити к сонмам колоколов, я призван утопить Россию в этом звоне — вот и всё… Н. В. Гоголь Самый мистический писатель позапрошлого века, чья жизнь и даже смерть окутаны множеством тайн, которые до сих пор не могут разгадать исследователи. Но мы с вами всё же попробуем если не приоткрыть эту завесу, то хотя бы ответить на самые распространённые вопросы и развенчать некоторые мифы, касающиеся удивительной судьбы этого загадочного человека. Итак, мы начинаем! Явление миру Необъяснимые события сопровождали н

Не судите обо мне и не выводите своих заключений — вы ошибётесь, подобно тем, кто, создав из меня идеал некоего писателя, сообразно своему собственному образу мысли и понимания, начали требовать от меня, чтобы я отвечал ими же созданному идеалу. Для меня самого всё предельно ясно: рождён я вовсе не за тем, чтобы произвести эпоху в области литературной, дело моё проще и ближе — сочинять я должен прочно. Кто-то незримый пишет передо мной могущественным жезлом, от каждого моего пальца идут нити к сонмам колоколов, я призван утопить Россию в этом звоне — вот и всё…

Н. В. Гоголь

Самый мистический писатель позапрошлого века, чья жизнь и даже смерть окутаны множеством тайн, которые до сих пор не могут разгадать исследователи. Но мы с вами всё же попробуем если не приоткрыть эту завесу, то хотя бы ответить на самые распространённые вопросы и развенчать некоторые мифы, касающиеся удивительной судьбы этого загадочного человека. Итак, мы начинаем!

Явление миру

Необъяснимые события сопровождали не только самого писателя на протяжении всей жизни, но также и его родителей. Так, отец Николая Васильевича увидел свою будущую супругу во сне, где та явилась ему, 14-летнему подростку, в образе младенца, на которого указала Сама Царица Небесная. Через какое-то время он узнаёт этого ребёнка в маленькой соседской девочке и начинает регулярно посещать дом соседей, играть и гулять с нею, а по достижении ею 14 лет, после долгих и романтических ухаживаний, просит руки девушки у её родителей. Они, хотя и не сразу, дают своё благословение, и Мария Ивановна становится женой Василия Афанасьевича.

Николай был первым выжившим ребёнком, позже родятся брат Иван, умерший в детстве, и ещё 4 девочки, младшие сёстры будущего литератора. Само появление на свет великого писателя таит в себе немало загадок, до сих пор ведутся споры о дате его рождения. Официальная версия звучит так: «Николай Васильевич родился 20 марта 1809 года в доме врача Трофимова, который жил в знаменитых Сорочинцах». Мальчик был назван в честь святого Николая Угодника, имя которого носил храм, куда ходил каждое воскресенье Василий Афанасьевич. Через некоторое время отец семейства скончается от болезни, называемой в то время «страх смерти», а его супруга останется одна с пятью детьми на руках. Мать писателя тяжело переживала утрату, отказываясь от еды и не вставая с постели, но пять пар родных глаз, смотрящих с надеждой на мать, смогли поднять её практически из гроба. По версии некоторых психологов, это произвело сильнейшее впечатление на сына Марии Ивановны и стало первопричиной его душевного нездоровья, хотя многие другие считают, что большую роль сыграла наследственность Николая Васильевича, ведь некоторые его родственники обладали неустойчивой психикой. Например, есть воспоминания, согласно которым мать Гоголя имела способность видеть вещие сны и предупреждать окружающих о грядущих событиях, а у его родной тётки были выраженные психические отклонения.

Николушка рос болезненным и слабым ребёнком, из-за чего часто оставался дома и в результате стал замкнутым и нелюдимым. Родители его были людьми набожными и детей своих воспитывали в духе веры и благочестия, поэтому великий писатель с ранних лет был человеком воцерковлённым, знал наизусть множество молитв и регулярно посещал храм. Особенную роль в религиозном воспитании сыграла его мать Мария Ивановна, она очень гордилась своим сыном, которому после смерти отца пришлось взвалить груз ответственности за неё и сестёр на свои плечи, считала его гением и в разговорах со знакомыми приписывала ему несуществующие заслуги, что часто очень раздражало литератора.

Детство Николая Васильевича, как и вся жизнь его, обросло немалым количеством легенд, самая известная из которых — про чёрную кошку, которую мальчик якобы то ли утопил в пруду, то ли задушил, но достоверных данных об этой истории нет. Тем не менее, как признавался сам гений, он никогда и ничего не создавал в своём воображении, беря прототипов своих персонажей и описание вещей и событий из своего жизненного опыта. Добавлю, что Николай Васильевич прослыл весьма странным молодым человеком ещё со времён Нежинской Гимназии, где товарищи его звали не иначе как Таинственный Карл, и ему нравилось быть непохожим на других. Писатель непостижимым образом сочетал в себе ревностную веру и тягу ко всему мистическому и необъяснимому. Впрочем, как говорил герой Льюиса Кэрролла, «никто не нормален, и это нормально»! Сам же Николай Васильевич говорил о себе: «Тот, кто создан творить в глубине души, жить и дышать своими творениями, должен быть странен во многом».

-2

Творческий взлёт…

Начав с сочинения стихов в 5-летнем возрасте, Гоголь к 20 годам становится известным сочинителем рассказов. Его «Вечерами на хуторе близ Диканьки» зачитывается, без преувеличения, вся империя! «Ах, как он забавен, этот малоросс!» — восторженно приговаривают читатели. В литературной среде того времени ходил анекдот, будто бы рабочие типографии, печатая рассказы Николая Васильевича, катались по полу от смеха, но современные писатели склоняются к тому, что это всего лишь байка. Однако переоценить вклад этого самобытного автора в мировую литературу невозможно, как и успех его «Ревизора». Каждый спектакль сопровождается безудержным весельем публики, овациями и криками: «Браво!» Даже император Николай I истерически гогочет над приключениями пройдохи Хлестакова. Сам автор произведения сбегает с премьеры, бормоча себе под нос: «Никто ни хрена не понимает! Я не сказочник, не комик, не рассказчик анекдотов, силой, данной мне Богом, я показываю родине, какова она, чтобы она увидела и ужаснулась, и очистилась через ужас, в котором я живу, от макушки до пят!»

Считается, что Николай Васильевич писал свои рассказы, основываясь на древних славянских мифах и легендах, но сколько бы этнографы ни пытались найти похожие сказки в народе, ничего подобного они не встречали. Так что же, Гоголь всё же выдумывал эти истории? Лично я думаю, что этот писатель мог посредством своего воображения преодолевать временные пространства и разговаривать с духами предков, которые и дали ему все эти знания. Это подтверждается воспоминаниями его современников, когда один из друзей Николая Васильевича пришёл к нему в гости и застал литератора в странном одеянии, с кокошником на голове и накрашенными глазами, губами и щеками, а другой стал свидетелем странных плясок Гоголя, похожих на шаманское камлание. Все, кто был знаком с великим писателем, уверяли, что он имел удивительную власть над душами людей, будто колдун, который своими словесными формами мог ввергнуть читателей в пучину переживаний и вернуть их обратно. Сам автор «Мёртвых душ» признавался, что часто погружался в творческий транс и никакого дела не начинал без молитвы.

...и падение

Как всем известно, слава — дама капризная и весьма непостоянная, и вот вчерашние почитатели вашего таланта уже с недоумением смотрят на ваши творческие порывы и брезгливо кривят рты. А если вы человек известный, то невольно зависите от мнения окружающих, хотя бы просто потому, что любой душевный порыв, а у творческих людей особенно, ищет выхода и признания у других. Подобное случилось и с Николаем Васильевичем. Вот он пишет одному из выдающихся критиков своего времени, уверенному в том, что преобразованиями и реформами получится изменить общество к лучшему, о том, что никакое улучшение благосостояния не способно это сделать, ведь пока человек не вспомнит, что он небесный гражданин, не будет порядка в его гражданстве! Но публика воспринимала писателя не иначе как сочинителя забавных рассказов и пьес, комедианта, шута, и попытки Гоголя обратить внимание общества на его пороки не находят понимания у критиков и читателей, и для Николая Васильевича начинается тяжёлый период в творчестве. Находясь под моральным давлением, он уезжает за границу, где проведёт с перерывами 14 лет. Но находясь вдали от родины, Гоголь тоскует по России и всею душой рвётся в родные сердцу места. Уже вскоре после отъезда в Европу он пишет своему другу: «На Руси есть такая изрядная коллекция мерзких, гадких рож, что невтерпёж мне глядеть на них — это верно, даже теперь тошнить хочется, когда об них вспоминаю, но сейчас передо мной чужбина, за мной — чужбина, вокруг меня — чужбина, а в сердце моём — одна только Русь, и вовсе не гадкая, но только прекрасная и нестерпимо любимая Россия, Россия, Россия — во все стороны моей души...»

За границей писатель принимается за работу над первым томом «Мёртвых душ», идею которого, как и комедии «Ревизор», подаёт ему Александр Сергеевич Пушкин, друг Николая Васильевича. В период временного пребывания Гоголя в России поэма с некоторыми редакторскими поправками издаётся и вызывает у публики неоднозначную реакцию. Автор «Мёртвых душ» возвращается за границу и приступает ко второму тому поэмы, который считает своей главной книгой, отличающейся от всего, что ранее он написал. Ему кажется, что он знает, как именно нужно писать, чтобы показать обществу направление, в котором оно должно двигаться. Но в конце июня 1845 года у писателя наступает творческий и духовный кризис, и он сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». Предполагается, что на момент сожжения поэма не была окончена. Николай Васильевич болезненно переживал уничтожение результатов 5-летнего труда, но понимал, что его произведение принесёт людям больше вреда, нежели пользы, потому как прежде следовало показать обществу всю его мерзость, и оно ещё не готово было воспринимать светлые образы персонажей книги, такие чуждые им самим. Он будто приносит в жертву главное своё детище, предавая огню листы рукописи.

Немного о любви

Существует распространённое представление о том, что Гоголь был аскетом и отношений с женщинами не имел, однако известно по крайней мере о двух женщинах, с которыми Николай Васильевич поддерживал тёплые отношения, а на одной из них даже чуть было не женился.

Фрейлина императрицы Александра Осиповна Россет была первой серьёзной влюблённостью писателя, читательницей некоторых из ещё неизданных его произведений и единственной, кто удостоился чести увидеть одну из глав второго тома «Мёртвых душ». К слову сказать, есть мнение, что в основу сюжета произведения легло дело, возбуждённое против её мужа, губернатора Калужской губернии. Вскоре после прочтения главы из поэмы Александра увидела сон, в котором рукопись была охвачена огнём. Сон оказался пророческим. Женщина часто сопровождала писателя в зарубежных поездках, поддерживала его в болезни и хлопотала о назначении ему пенсии. Николай Васильевич писал ей в одном из своих писем: «Любовь, связавшая нас с Вами, высока и свята, она основана на взаимной душевной помощи».

Другой возлюбленной, Анне Михайловне Виельгорской, Гоголь делал предложение, но семья девушки отказала ему ввиду невыгодности партии. Анну Михайловну с Николаем Васильевичем связывали тёплые чувства и взаимная симпатия. Гоголь прочил девушке блестящее будущее, предполагая, что женская красота имеет благотворное воздействие на нравственное и духовное состояние общества. Анна почитала его талант, была очень набожной и духовно близкой писателю, а он ценил её за понимание, способность сострадать чужой боли и детскую непосредственность. Девушка, знавшая подверженность Гоголя чужому влиянию, писала ему: «И отчего, любезный Николай Васильевич, Вы так хотите узнать мнения других? Помните, любезный Николай Васильевич, что Ваше имя и Ваш талант обязывают Вас быть самостоятельным и что Вы должны иметь некоторое уважение к самому себе и к званию писателя».

-3

Закат жизни

В 1839 году, находясь в Европе, Николай Васильевич перенёс малярийный энцефалит, после чего он стал впадать в летаргический сон на 3-4 дня. Именно в этот период писатель пишет завещание, в котором просит похоронить его лишь после того, как появятся явные признаки разложения. Он очень боится спать в постели, дремлет полулёжа в кресле или на диване и таким образом проведёт более 10 лет.

И вот наступает январь 1852 года. Гоголь, потрясённый внезапной смертью Екатерины Михайловны Хомяковой, сестрой его друга, поэта Николая Языкова, с которой поддерживал дружеские отношения, неделями лежит в постели в доме своего друга, графа Толстого, отвернувшись к стене и бормоча: «Пустословие… Всё — сплошное пустословие...» В ночь с 11 на 12 февраля, в момент обострения психического заболевания, писатель сжигает некоторые свои бумаги, среди которых, как полагают современные литературоведы, была законченная версия второго тома «Мёртвых душ». Как Николай Васильевич наутро признается Александру Петровичу Толстому, он хотел предать огню некоторые подготовленные для этого бумаги, а в итоге сжёг всё.

На Масленой неделе он начинает говеть, отказывается сначала от еды, а потом и от воды, по 8 часов в сутки стоит на коленях перед иконами и беспрерывно читает молитвы. Во время одного из таких молитвенных стояний Николай Васильевич слышит голос, который предрекает ему скорую смерть. Врачи собирают консилиум, на котором ставят писателю диагноз — менингит. Современные врачи лечили бы Гоголя от острой фазы маниакально-депрессивного психоза, сопровождающегося физическим и моральным истощением, и, возможно, им удалось бы спасти писателя, но увы, история не любит сослагательного наклонения. Как лечили Николая Васильевича доктора того времени, если это можно назвать лечением, описывать не буду, так как об этом пророчески написал сам автор в своих «Записках сумасшедшего». Истощённый организм несчастного не выдерживает такого «лечения», и 21 февраля душа великого писателя покидает этот жестокий мир…

Всё время, пока автор «Мёртвых душ» тяжело болел, люди толпились вокруг дома на Никитском бульваре, ожидая известий о его здоровье. Узнав же о смерти Николая Васильевича, они решают отказаться от катафалка и на руках несут гроб с его телом до самого кладбища возле Даниловского монастыря. В процессе похорон появляется неизвестно откуда взявшаяся чёрная кошка, которая исчезает в толпе людей после того, как гроб писателя был опущен в могилу.

И после смерти нет ему покоя…

Но на этом мистика в судьбе Николая Васильевича не заканчивается, и уже в ХХ веке общественность потрясает одно чрезвычайное происшествие, связанное с эксгумацией его тела. Итак, 31 мая 1931 года в рамках антирелигиозной кампании было принято решение о закрытии Даниловского монастыря и переносе могил выдающихся людей на Новодевичье кладбище. И вот гроб с останками Гоголя вскрывают и… Не может быть! Нет черепа!!! Об этом тут же доносят Сталину, попутно беря со всех свидетелей подписку о неразглашении; писатели того времени, присутствовавшие на кладбище, начинают бессовестно разграблять последнее пристанище Николая Васильевича: кто-то берёт на память его сапоги, другой прихватывает с собою ребро гения литературы, третий отрывает кусок фольги с внутренней обивки гроба… Вскоре бульварные газетёнки разнесут слухи о том, что Гоголь лежал в гробу в неестественной, скрюченной позе, а на внутренней стороне крышки гроба остались следы от ногтей. И лишь в конце ХХ столетия будут обнародованы записи допроса монахов Даниловского монастыря в 31-м году, из которых выяснится следующее.

В 1909 году, в канун столетия со дня рождения великого писателя, проводилась реставрация его могилы. В это самое время на кладбище появляется Алексей Бахрушин, известный московский коллекционер со скандальной репутацией. За очень неплохие деньги он выкупает череп Николая Васильевича и уносит домой, где хранит его в кожаном медицинском саквояже. Об этом становится известно внучатому племяннику Гоголя, лейтенанту морфлота Российской Империи Яновскому, он, угрожая револьвером, вынуждает отдать ему череп знаменитого родственника и отправляется с ним в Севастополь. Там он перед уходом в море оставляет саквояж с черепом своему другу, предварительно попросив его передать этот саквояж российскому консулу. Вслед за тем друг Яновского уходит в плавание, а его младший брат прихватывает с собой череп писателя в поездку по железной дороге, чтобы, когда поезд въедет в туннель, достать и напугать им товарищей. Поезд въезжает в туннель… и больше никогда из него не выезжает! Он просто пропадает в нём навсегда! Потом призрак этого поезда видели в разных концах света, и до сих пор ходят слухи, что можно услышать душераздирающие крики пассажиров в том туннеле…

P. S. Надеюсь, что мне удалось справиться с поставленной задачей, хотя прекрасно знаю, что вряд ли кому-то удастся разгадать тайну личности этого неординарного человека, ведь на портрете Николая Васильевича, в его глазах, помимо боли, можно прочитать издёвку: «Никто ни хрена не понимает...»

СБЕР---2202 2036 9109 9040

Донат----https://www.donationalerts.com/r/istorialydi

Канал дзен----https://dzen.ru/id/62684e4273bfd52e69ec400d

Канал РУТУБ---https://rutube.ru/channel/25550898/

Канал ЮТЮБ---https://www.youtube.com/@Istorialudi

Канал ВК видео----https://vkvideo.ru/@id437123678