Ситуация вокруг производства и качества артиллерийских тягачей Красной Армии в 1941-45 годах
Механическая тяга для артиллерии появилась в отечественной армии еще во второй половине XIX века. Первым таким примером стало использование паровых колесных тракторов Fowler в годы Русско-турецкой войны 1877-78 гг как подвозчиков боеприпасов. По-настоящему массово, и уже как тягачи тяжелой артиллерии, тракторы применялись уже в годы Первой мировой войны. Войной моторов ту войну называют не просто так. Да, объемы применения техники пока были относительно скромными. Но преимущества тех же артиллерийских тягачей стали очевидными. В межвоенный период значительная часть работ по тягачам шла неспешно, в том числе по причине скромного финансирования.
Советская промышленность, к началу Великой Отечественной войны, сделала немало для того, чтобы обеспечить Красную Армию техникой. Не самой первоклассной, но, извините, люди работали, как могли. Это касалось и гусеничной техники. Согласно документам, на 1 января 1941 года в Красной Армии числилось 39622 гусеничных тягачей всех типов. Из них тягачей специальной постройки имелось почти 13 тысяч штук. Пик выпуска тягачей пришелся на 1941 год, на что имелись различные причины. Иногда возникают всякие странные теории, которые продвигаются как прописные истины. Что же, давайте посмотрим, есть ли основания для альтернативных идей.
Итак, для начала следует посмотреть, какие же тягачи имелись на снабжении Красной Армии к лету 1941 года. Если мы посмотрим внимательно, то выясним, что советское командование, в целом, действовало по общемировому принципу. Естественно, с некоторыми оговорками, но тем не менее. Вместо трёх классов (легкие, средние и тяжелые), у нас для тягачей, включая гусеничные, было четыре класса. Это тягачи противотанковой артиллерии (500-1000 кг), дивизионной артиллерии (1000-3500 кг), корпусной артиллерии (4000-10000 кг) и артиллерии большой мощности (свыше 10000 кг). Далее планка боевой массы орудий постепенно росла, но общая классификация сохранилась и после Великой Отечественной войны.
Приоритетом при этом являлись тягачи тяжелой артиллерии (корпусная и большой мощности). Почему, понять несложно. Противотанковую, полковую и дивизионную артиллерию можно таскать не только гусеничными тягачами, но и грузовиками. В этом смысле забеги вокруг колёсных тягачей, которыми надо было заменить Т-60 (будете смеяться, но уже и до такого дошло), выглядят слегка смешно. Особенно по отношению к продукции Горьковского Автомобильного Завода. Следует напомнить, что "полуторки" обычно использовались как простые грузовики, хотя 45-ки они вполне таскали. Для чего потяжелее имелись ЗИС-5, которые таскали не то, что противотанковую, а вполне дивизионную артиллерию. Не говоря о том, что именно такие орудия, дивизионной и противотанковой артиллерии, часто таскали лошадьми. Порой даже это делали осознанно (кавалеристы, например), хотя чаще по причине недостатка мехтяги.
А вот корпусные орудия, а также артиллерию большой мощности эквестрийской тягой сильно не потаскаешь. Точнее, немцы были иного мнения, поэтому в пехотных дивизиях таскали 15 cm sFH 18 лошадками. А у нас те же гаубицы-пушки МЛ-20 таскали "никчемными тракторами" Сталинец С-65. Не от хорошей жизни, понятное дело, но мехтяга всяко лучше, чем лошадки, особенно в осенне-зимний период. Естественно, у нас старались сделать тотальную механизацию, но есть желания и возможности. Кстати говоря, и немцы также старались сделать мехтягу, прежде всего, для тяжелой артиллерии. Если копнуть историю немецких полугусеничных тягачей, совершенно внезапно выяснится, что изначально создавались 8-тонные (для таскания 15 cm sFH 18) и 12-тонные ( для таскания 21 cm Mrs.18) тягачи. Всё остальное появилось потом.
Не менее важный вопрос - какие возможности у той артиллерии, которую должны таскать тягачи. Об этом, кстати, любители разных интересных теорий не задумываются, от чего оказываются в забавных ситуациях. Для противотанковой и легкой дивизионной артиллерии скорость возки достигала 50 км/ч, для дивизионных орудий этот параметр составлял 35-50 км/ч (в зависимости от орудия), для корпусной артиллерии 25 км/ч (далее повысили до 35 км/ч). А вот артиллерия большой мощности имела предельную скорость возки 15 км/ч. Неслучайно после войны появилась 203-мм гаубица Б-4М с колесным лафетом, чья скорость возки выросла до 35 км/ч. Более того, еще до начала Великой Отечественной войны орудия большой мощности уже проектировали по колесные лафеты со скоростью возки 25-35 км/ч. У немцев же проектирование тяжелой артиллерии шло совместно со скоростными тягачами, и там скорость задавалась 50 км/ч по шоссе.
Конечно, 15 км/ч будет побыстрее, чем 5 км/ч, но вот что интересно. Если мы посмотрим на требования перспективных тягачей Красной Армии 1945 года, то там мы увидим средние скорости для тяжелых тягачей 20-22 км/ч, и максимальную скорость 35 км/ч. Вы ведь понимаете, откуда идут эти требования, не так ли? Дальше они, конечно, несколько выросли, но до "скоростных полугусов" всё равно не стали доводить. Чтобы делать что-то быстрое, надо таскать что-то быстрое, а тут предел скорости 35 км/ч. Кстати, и у немцев реально скорости движения тяжелой артиллерии, на самом деле, те же 35-40 км/ч.
Смотреть на то, как любители разных смешных теорий пристают к Горьковскому Автомобильному Заводу, уже даже не смешно. Очередная претензия заключается в том, что надо было, мол, выпускать ГАЗ-61-416. Вероятно, у любителей данной теории есть даже не моторы, а тысячи комплектов ШРУС-ов (они затормозили выпуск ГАЗ-61-416 и ЗИС-32), а потом еще и много листовой стали для кузовов (это стало главной причиной того, почему на конвейере осталась только "полуторка" с упрощенной кабиной). Главный вопрос, а в курсе ли они, чем таскали пушки вместо ГАЗ-61-416. Первый же правильный ответ - ЗИС-5 Грузовик. Снимков, где "Захары" таскают дивизионные пушки, более чем достаточно. А еще в 1942 году прибыло 9200 полноприводных зарубежных грузовиков, часть из которых пошло как раз на роль тягачей. Они так и проходят по сводкам Главного Автомобильного Управления. И чтобы два раза не вставать, американцы обычно свою артиллерию аналогичного класса (особенно дивизионную) таскали при помощи грузовиков GMC CCKW-353. Которые прямые аналоги "Студера". Кстати, если бы на ГАЗ не освоили выпуск "ненужных" Т-60, то выпускал бы он... нет, не ГАЗ-61-416. А ЛБ-62 (БА-30), именно он стал главной жертвой 60-ки. Ибо требования по броневикам никуда не делись. Делали бы их в меньших объёмах, чем БА-64, при этом танк обычно более эффективен, чем броневик. Это даже не автор придумал, а Совет Стилуэлла. Броневики американцы после войны перестали делать не просто так.
По этой причине надо не мешать в Горьком выпускать ГАЗы и сконцентрироваться на более интересных вещах. А именно поиске, где бы еще производить тягачи. Если вы думаете, что умнее военных того периода, у меня плохие новости. Об этом задумались еще во второй половине 30-х годов. Сталинец С-2 появился не на пустом месте: как показало производство "Коминтерна", одновременный выпуск тягача и танка приводит к тому, что тягач оказывается в нижнем приоритете. Поэтому появился С-2, мягко говоря, не подарок, но в 1941 году их сдали около 1000 штук. Больше половины от выпуска "Коминтернов" за 1934-40 годы. Кстати, авторам разных влажных теорий могу подсказать еще пару интересных идей. В 1942 году ЧКЗ более-менее отмахался от пик выпуска КВ-1 и собрался выпускать тягач Сталинец С-10. Но тут товарищ Сталин дал указание нарастить выпуск Т-34, в том числе и на ЧКЗ. И вместо С-10 стали выпускать "никчемный" Т-34. Надо же делать тягачи, очевидно же (нет).
И вот тут выясняется, что дела обстоят совсем не так радужно, как это бы хотелось. Быстроходных моторов для таких тягачей нет (был, конечно, дизель "744", но его зарубили, потому как он умер вместе с перспективными сменщиками Т-26). При этом никто не отменяет заказы по сельхозтехнике, которой все эти ваши 35 км/ч как рыбе зонтик. У гусеничного трактора рабочая скорость - 3-4 км/ч, а максимальная - 7-9 км/ч. Такая скорость у ЧТЗ-65 и СХТЗ-НАТИ. И если на СТЗ выпускали более-менее подвижный СТЗ-5, то ХТЗ так быстроходный трактор и не освоил. Есть, конечно, всякие смешные идеи выпускать летом-осенью 1941 года на ХТЗ быстроходный трактор вместо ХТЗ-16. Но вот честно - кто-то всерьёз думает, что стремительно приближающаяся линия фронта стимулировала подобное? То, что СТЗ-5 выпускался аж до лета 1942 года, уже чудо.
Пытались ли в таких условиях организовать производство тягачей? Конечно, да. Прежде всего там, где нельзя было выпускать танки или САУ. Например, в 1942 году организовали производство полугусеничных тягачей дивизионной артиллерии ЗИС-42. Для справки, его летом 1941 года признали лучшим тягачом данного класса из имевшихся. Выпустили за войну больше 5 тысяч. Также в серию запустили гусеничный тягач Я-11 (позже Я-12/Я-13), который изначально для дивизионной артиллерии. Но забрили его в корпусную артиллерию. Ибо ничего другого не имелось. Наконец, была попытка запустить в серию тяжелый тягач АТ-45, в котором остро нуждалась артиллерия большой мощности. Но вместо него далее запустили производство танков Т-44.
Но и это не всё. Еще в конце 1941 года была предложена идея организации выпуска САУ вместо связки "буксируемое орудие+тягач". Итогом стало появление 14 тысяч СУ-76М, и также тяжелых САУ СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122. Их обычно спорщики как-то не замечают, но есть один забавный нюанс. Например, весной 1943 года появилось задание по разработке 122-мм противотанковой пушке. Даже изготовили опытные образцы таких орудий, но но довольно быстро стало понятно, что особых перспектив у них нет. В отличие от самоходного орудия ИСУ-122.
Напоследок бы очень рекомендовал тем людям, которые рассказывают про архивы, работать в них должным образом. Там есть масса интересных документов в центральных управлениях, особенно что касается Автотракторного Управления, Управление мехтяги самоходной артиллерии ГАУ КА и схожих структур. Эти самые документы отлично показывают, что "всё придумано до нас". Только после Великой Отечественной войны, да и то не сразу, у нас появились массовые скоростные гусеничные тягачи. Чтобы они получились, потребовалась усилия тысяч инженеров и большие усилия тех, кто направлял промышленность в нужное русло. А еще любые альтернативные теории стоит начинать с того, что у вас где-то появляется большой завод, а лучше несколько, которые выпускают моторы, как для колесных машин, так и для гусеничных тягачей. И у вас его не отбирают для выпуска танкового, либо авиационного мотора.
Список источников:
РГВА
ЦАМО РФ
РГАКФД
Другие статьи-культпросвет по советской колесной, гусеничной и полугусеничной технике Красной Армии 1920-1945 гг:
Автомобильное производство на ГАЗ и "ненужные танки"
К 85-летию принятия на вооружение Т-34, КВ, Т-40 и ряда других боевых машин Красной Армии