Найти в Дзене
Дом, где живут книги

Литература войны: посвящение Ольге Берггольц

«80 лет назад», в канун Дня Победы Мэри расскажет о #читать_не_вредно, затрагивающего не простое время для нашей страны и нашего города. Тема блокады была эхом воспоминаний о сборнике военных рассказов. В некоторых из них упоминалось ленинградское радио, помогавшее людям не сдаваться и жить, несмотря на голод и страх. Петербург – город, выживший и сохранивший память об этой стойкости через воспоминания, поэзию, дневники, город, ежегодно 27 января отмечающий день снятия блокады как день воинской славы и памяти. Голосом же блокадного Ленинграда была Ольга Берггольц, и в 2011 году был опубликован её «Запретный дневник» – выдержки из ее дневников разных лет. Насколько глубока душа поэта, что она может черпать вдохновение в той безысходности, которая её окружает. Особенно пронзительной стала история создания «Февральского дневника» – самой лучшей, на наш взгляд, поэмы о блокаде. А финальные его строчки были позже увековечены в монументе на Пискаревском кладбище. Образ Бронзовой славы, держа
Оглавление
Ольга Федоровна Берггольц (16.05.1910-13.11.1975 гг.) – русская советская поэтесса, прозаик, драматург, писательница и военный журналист.
Ольга Федоровна Берггольц (16.05.1910-13.11.1975 гг.) – русская советская поэтесса, прозаик, драматург, писательница и военный журналист.

«80 лет назад», в канун Дня Победы Мэри расскажет о #читать_не_вредно, затрагивающего не простое время для нашей страны и нашего города.

Тема блокады была эхом воспоминаний о сборнике военных рассказов. В некоторых из них упоминалось ленинградское радио, помогавшее людям не сдаваться и жить, несмотря на голод и страх. Петербург – город, выживший и сохранивший память об этой стойкости через воспоминания, поэзию, дневники, город, ежегодно 27 января отмечающий день снятия блокады как день воинской славы и памяти.

Голосом же блокадного Ленинграда была Ольга Берггольц, и в 2011 году был опубликован её «Запретный дневник» – выдержки из ее дневников разных лет. Насколько глубока душа поэта, что она может черпать вдохновение в той безысходности, которая её окружает.

«Февральский дневник»

Особенно пронзительной стала история создания «Февральского дневника» – самой лучшей, на наш взгляд, поэмы о блокаде. А финальные его строчки были позже увековечены в монументе на Пискаревском кладбище. Образ Бронзовой славы, держащей в руках обугленный венок был настолько остр, насколько обоюдоострой может быть боль и печаль от потери близкого человека.

«И, крылья мечевидные расправив над нами встанет
Бронзовая слава держа венок в обугленных руках».

«Февральский дневник» Ольга Берггольц написала после гибели от голода своего мужа Николая Молчанова. И ее слова стали фениксом в замерзающем зимой 1942 года городе. Кто сейчас добровольно готов остаться в осажденном городе, снедаемом голодом и зимой, когда можно эвакуироваться? В здравом уме – никто. Но то была иная эпоха, иные люди.

«Я никогда героем не была, не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом
Я не геройствовала, а жила».

Голосу блокадного Ленинграда – Ольге Берггольц – в Петербурге посвящено несколько памятников, но один из них для Мэри главнее всего: барельеф на Доме радио. Человек должен быть там, где в памяти людской он оставил самый глубокий след. И это правильно. Для нее она стала настоящим гражданским поэтом, не боящимся высказывать свою точку зрения и даже критиковать советскую власть. Видимо за это Ольгу Берггольц не любили и долгое время не издавали.

Ольга Берггольц и Николай Молчанов, г. Алма-Ата, 1930 г.
Ольга Берггольц и Николай Молчанов, г. Алма-Ата, 1930 г.

«Запретный дневник»

Хотя, если прочитать дневники и воспоминания о ней её друзей и знакомых, то там все гораздо глубже и грязнее. Что может быть грязнее зависти? Ничего. Поэтому «Дневные звезды» были изданы только в 50-х, а снятый по ним фильм несколько лет пролежал на полке.

«И все неукротимей год от года к неистовству зенита своего
растет свобода сердца моего – единственная на земле свобода».

По мотивам книги «Запретный дневник» был поставлен спектакль, и после него люди шли за книгой, как за весомой памятью, которую можно сохранить. Как жаль право только, что другие ее произведения стали издаваться только сейчас.

После 2011 года были выпущены сборники «Говорит Ленинград», биографические книги и сборники поэзии. Память людей нужно воспитывать нужными книгами и тогда уроки истории будут усвоены и связь поколений не прервется никогда.

«В грязи во мраке, а голоде, в печали, где смерть как тень тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам».

Нравятся наши публикации?

Оставайтесь с нами! Ставьте лайк и подписывайтесь на «Дом, где живут книги»