Я знала, что Семён Семёнович Шестаков, чью фамилию ношу я (по мужу), мой сын и мои внуки, – герой, храбро сражавшийся на фронте Великой Отечественной.
Но только совсем недавно, когда 16-летний внук стал проходить призывную комиссию, глядя на этого вытянувшегося вдруг мальчика, которому придётся, возможно, через два года надеть солдатскую форму, я задумалась о военном пути его деда.
Семёну Семёновичу ещё не было 17-ти, когда он добился призыва в армию. Посудите сами: родился 16 июня 1926 г., призван 11 мая 1943 г. Рассказывал с лукавой усмешкой, что надоел в военкомате и те, прикрыв глаза, отправили в «учебку», рассчитав, что за проведённое там время парень подрастёт и подучится. Расчёт оказался верным, на фронт Семёна направили лишь в сентябре 1944 г., в 153-ю стрелковую Смоленскую Краснознаменную ордена Кутузова дивизию, 50-й армии, 3-го Белорусского фронта.
В это время дивизия, после молниеносного штурма Гродно и форсирования Немана, вырвалась из окружения и занимала оборонительные позиции в районе местечка Пильня. Затем целых три месяца советские войска вели кровопролитные бои восточнее польского города Августов. Именно здесь получил боевое «крещение» и первое ранение младший лейтенант С.С. Шестаков, командир пулемётного взвода. После военного госпиталя – опять в строй, в ставшую родной роту.
22 января 1945 г. дивизия получила задание прорвать оборону противника, овладеть населенным пунктом Жарново и наступать в направлении города Лик. Наступление было активным и очень успешным: всего за сутки удалось освободить от захватчиков 16 населенных пунктов в Польше и пересечь границу Восточной Пруссии.
24 января Семён Шестаков получил задание разведать расположение противника в районе деревни Микоссон возле Мазурских болот. «Со своим взводом на самоходных пушках атаковал деревню и, открыв огонь, заставил немцев разбежаться в панике», – именно так описали событие в наградном листе. Сам же участник рассказывал: «Молодые были, горячие; попрыгали взводом на две самоходки и погнали в деревню. Влетаем на площадь, а там у комендатуры фрицев полно. Но нас ждали! Посчитали, что русские большим составом прорвались. Мы открыли огонь, кого-то из фашистов накрыло, но большинство сдались в плен. Пленных оказалось 28 человек, из них 6 унтер-офицеров». Приказом командования от 13 февраля 1945 г. за проявленные доблесть и мужество С.С. Шестаков награждён орденом «Красной Звезды».
К сведению, пулемётный взвод в укомплектованном виде состоял из 11 бойцов, включая командира, и двух станковых пулемётов. «Но во время боевых действий, сами понимаете, – рассказывал Семён Семёнович, – взвод редко был полновесным».
В феврале дивизия оказалась на дальних подступах к цитадели пруссачества - городу Кенигсбергу. Противник стянул сюда не просто крупные силы, правильно сказать, элитные войска. «Свежая» немецкая 129-я пехотная дивизия, в которой было много эсэсовцев, была укомплектована прошедшими жесткую муштру солдатами и имеющими большой боевой опыт офицерами.
Немцы умело использовали знакомую местность, изобилующую речками и высотками, быстро проводили перегруппировки, непрерывно атаковали, а в обороне отстаивали буквально каждый клочок земли.
Двенадцать суток вражеская артиллерия перепахивала позиции дивизии. Одна танковая атака сменяла другую. Но поредевшие батальоны и полки стояли насмерть.
«23 февраля младший лейтенант Шестаков при отражении двух контратак противника в районе населенного пункта Фридрихсдорф умело организовал огонь станковых пулемётов, в результате чего первая атака была успешно отражена. При отражении второй атаки, когда вышел из строя наводчик, Шестаков сам лёг за пулемёт и расстрелял контратакующих солдат» (из наградного листа).
Семён Семёнович рассказывал, что в том сражении от взрывов пуль и снарядов, казалось, кипела земля. Он стрелял, не отрываясь от ручки пулемёта, пока рядом не раздался оглушительный взрыв, и его не засыпало землёй. Потеряв сознание, он пролежал в воронке до ночи. Его друг, один из немногих оставшихся в живых во взводе, под прикрытием темноты вытащил Семёна, не будучи уверенным, что тот ещё жив. К счастью, молодой парень оказался «крепким орешком», отделался легким ранением и контузией.
Согласно приказу руководства от 31 марта 1945 г. за образцовое выполнение задания С.С. Шестаков получил второй орден «Красной Звезды».
Три недели в лазарете хватило младшему лейтенанту для поправки здоровья, и к началу штурма Кенигсберга 6 апреля он был уже в строю.
Организация обороны города фашистами была беспрецедентной: бесконечные проволочные заборы в несколько рядов кольев, паутина траншей полного профиля с разветвленными ходами сообщений, бугры дотов и дзотов, покрытия железобетонных бункеров, мощные, приземистые форты, вынесенные за черту города.
«8.04.1945 в наступательном бою за н.п. Штигинен Шестаков С.С. умело организовал огнём своих пулемётов прикрытие и продвижение наступающих стрелковых подразделений. На подступах к форту Кведнау сам лично огнём из пулемёта уничтожил десятки немецких солдат. Огонь пулемёта его взвода не давал противнику сосредоточиться, заставил в панике отступать» (из наградного листа).
Приказом командования от 17 апреля 1945 г. С.С. Шестаков был награждён медалью «За отвагу». Стоит ли говорить, что она считалась самой почётной и уважаемой в воинской среде, самой главной медалью в реестре советских медалей, вручаемых за личное мужество и отвагу, проявленные в боях.
В последующем Семён Семёнович получил медали «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За боевые заслуги», орден Отечественной войны 1 степени и другие награды.
После войны продолжил службу на Балтийском Военно-морском Флоте, дослужился до майора, вышел в отставку в 1967 году. Но и потом, почти 30 лет, нёс службу в Орловском областном военкомате.
Человек поразительной работоспособности, кристальной честности и порядочности, удивительной доброты и веры в лучшие человеческие качества, деятельный, немногословный, необыкновенно скромный – именно таким запомнился мне Семён Семёнович Шестаков. Для меня навсегда останется загадкой, как, пройдя столько испытаний, многократно смотрев в глаза смерти, пережив муки безвозвратных потерь и утрат, он смог вынести всё это и сохранить в себе самые прекрасные человеческие черты.
В нашей семье трепетно хранят память о нём. Помним, любим, чтим Героя Великой Отечественной войны Семёна Семёновича Шестакова.
Вечная память героям!