Найти в Дзене
Meo Voto

Зависть Кончаловского к Тарковскому: история скрытой вражды

Оглавление

Отношения Андрея Кончаловского и Андрея Тарковского — один из самых драматичных творческих дуэтов в истории советского кинематографа. За внешним взаимным уважением скрывалась сложная паутина профессиональной ревности, личных обид и эстетических противоречий, которые повлияли на судьбы обоих режиссеров.

Истоки отношений: ВГИКовское братство (1954-1960)

Период ученичества

  • Оба поступили во ВГИК в 1954 году в мастерскую Михаила Ромма
  • Тарковский — сын поэта Арсения Тарковского, выходец из интеллигентной семьи
  • Кончаловский (тогда ещё Михалков-Кончаловский) — потомок аристократического рода, сын известного советского писателя
"Андрей (Тарковский) сразу выделялся — он был небожителем даже среди самых талантливых" — из воспоминаний сокурсника Вадима Юсова.

Первые творческие столкновения

  • 1956 год: совместный учебный фильм "Убийцы" по Хемингуэю
  • Кончаловский играл главную роль, Тарковский руководил постановкой
  • Уже тогда проявилось различие подходов: Тарковский искал философскую глубину, Кончаловский — зрелищность
Кончаловский VS Тарковский
Кончаловский VS Тарковский

1960-е: от сотрудничества к конкуренции

Соавторство на "Ивановом детстве" (1962)

  • Кончаловский участвовал в написании сценария
  • После оглушительного успеха фильма в Венеции (Золотой лев) их отношения начали меняться
  • В дневниках Тарковский записал: "Стёпа (Кончаловский) считает, что это и его победа тоже. Но это не так"

Разрыв во время работы над "Андреем Рублевым"

  • Первоначальный сценарий писали вместе (1964)
  • Кончаловский настаивал на более линейном, историческом повествовании
  • Тарковский увлекся мистической концепцией
  • Итог: Кончаловский вышел из проекта, назвав замысел Тарковского "бредом иноверца"
Андрей Кончаловский
Андрей Кончаловский

1970-е: расходящиеся пути

Кончаловский в тени Тарковского

  • Пока Тарковский получал мировое признание ("Солярис", "Зеркало")
  • Кончаловский снимал "Дядю Ваню" (1970) и "Романс о влюбленных" (1974) — фильмы, которые критиковали за "излишний конформизм"
  • В письме Виктору Некрасову: "Мне больно видеть, как Андрей (Тарковский) транжирит свой талант на эзотерическую чепуху"

Скандал вокруг "Сталкера" (1979)

  • Кончаловский публично назвал фильм "претенциозной неудачей"
  • В закрытом кругу утверждал, что мог бы снять лучше
  • Тарковский в ответ: "Стёпа способен снять только то, что можно объяснить словами"
Андрей Тарковский
Андрей Тарковский

1980-е: эмиграция и последний акт драмы

Разные стратегии за границей

  • Тарковский уехал в 1982 году как диссидент, снял "Ностальгию" и "Жертвоприношение"
  • Кончаловский эмигрировал в 1980-м как "невозвращенец", снимал голливудские ленты ("Поезд-беглец", "Танго и Кэш")
"Я сделал в Америке то, о чём он (Тарковский) даже мечтать не смел — настоящий кассовый успех" — Кончаловский в интервью 1987 года.

Смерть Тарковского (1986) и реакция Кончаловского

  • В день похорон дал интервью французскому ТВ: "Он был гением, но гением бесполезным"
  • Через год выпустил статью "Оправдание Тарковского" — странную смесь восхищения и критики
  • В мемуарах 1998 года признался: "Я завидовал его бесстрашию"

Психология зависти: пять ключевых аспектов

  1. Творческое соперничество
    Тарковский получал международные награды, когда Кончаловский боролся с цензурой
    После "Зеркала" (1975) Кончаловский уничтожил черновики своего экспериментального сценария
  2. Отношение к советской власти
    Тарковский открыто конфликтовал с системой
    Кончаловский искал компромиссы, что воспринималось как слабость
  3. Работа с актерами
    Тарковский создавал культовых актеров (Солоницын, Янковский)
    Кончаловского часто критиковали за "диктаторские" методы
  4. Философская глубина
    Тарковский становился глубже с каждым фильмом
    Кончаловский после 1980-х перешел на коммерческое кино
  5. Посмертная слава
    Тарковский стал иконой мирового кино
    Кончаловский остался в его тени, несмотря на Оскар (2017)

Свидетельства современников

Марк Захаров:

"Стёпа страдал от того, что его считали "вторым Тарковским". Хотя по уму и технике он превосходил Андрея".

Александр Сокуров:

"Кончаловский — великий режиссёр, но его трагедия в том, что он жил в одно время с Тарковским".

Инна Чурикова:

"Когда мы снимали "Горячее лето", Андрей Сергеевич (Кончаловский) постоянно сравнивал себя с Тарковским. Это было болезненно".

Последние годы: незаживающая рана

  • В 2017 году Кончаловский снял "Рай" — явную отсылку к эстетике Тарковского
  • В интервью 2020 года назвал "Андрея Рублева" "слишком длинным и нудным"
  • В то же время включил "Зеркало" в список величайших фильмов всех времен

Вывод: что скрывает эта зависть?

За внешним конфликтом стояли фундаментальные различия:

  • Тарковский — художник-визионер, готовый жертвовать всем ради искусства
  • Кончаловский — прагматик, ищущий баланс между творчеством и успехом

Их противостояние — это столкновение двух типов творческой личности, двух способов существования в искусстве. Как сказал сам Кончаловский в 2012 году: "Я завидовал не Тарковскому, а его свободе. Но свобода — это одиночество. А я не хотел быть один".