Найти в Дзене

Почему избитые женщины не уходят от своих тиранов?

Предисловие Поводом для появления этого рассказа явились статья и целый стрим, организованный в ТГ-канале "Творчество в психологии". А поскольку мы доносим сложные психологические идеи, выводы и решения через творчество, то наши самые яркие представители творческих профессий, такие как Полина Белозёрова, охотно делятся своими мыслями, чувствами и болями на страницах наших ресурсов. Игорь все-таки сделал это. Ударил Катю ребром ладони по руке, а потом схватил и сильно сжал. Но синяк остался небольшой, если натянуть рукав, то даже незаметно совсем. Может, ничего и не было... Вечером и на следующий день общались сухо и только по делу: одевали близнецов в садик, Катя краем глаза заметила, что каждый из малышей получил по подзатыльнику за то, что копался. Но ведь это правильно, это отцовское воспитание. А она чем тогда лучше? Тоже провозилась вчера... Почему же тогда так обидно? Игорь ушел в садик, потом на работу, Катя позвонила на свою и попросила день за свой счет по семейным обстоятель
Оглавление
Рисунок автора рссказа - Полины Белозеровой
Рисунок автора рссказа - Полины Белозеровой

Предисловие

Поводом для появления этого рассказа явились статья и целый стрим, организованный в ТГ-канале "Творчество в психологии". А поскольку мы доносим сложные психологические идеи, выводы и решения через творчество, то наши самые яркие представители творческих профессий, такие как Полина Белозёрова, охотно делятся своими мыслями, чувствами и болями на страницах наших ресурсов.

Первые ростки зла

Игорь все-таки сделал это. Ударил Катю ребром ладони по руке, а потом схватил и сильно сжал. Но синяк остался небольшой, если натянуть рукав, то даже незаметно совсем. Может, ничего и не было... Вечером и на следующий день общались сухо и только по делу: одевали близнецов в садик, Катя краем глаза заметила, что каждый из малышей получил по подзатыльнику за то, что копался. Но ведь это правильно, это отцовское воспитание. А она чем тогда лучше? Тоже провозилась вчера... Почему же тогда так обидно? Игорь ушел в садик, потом на работу, Катя позвонила на свою и попросила день за свой счет по семейным обстоятельствам. Собрала немного вещей, забрала детей из сада и поехала к маме.

Первые сутки без тирана

У мамы малыши сначала смотрели мультики, потом стояли на ушах, Кате было тяжело с ними, а им было тяжело в непривычной обстановке. Они уже гостили у бабушки, но тут может, сказалась Катина нервозность, а может то, что остались на ночь. Когда близнецы заснули, женщины сели на кухне поговорить.

- Меня повысили наконец, и навалили новых обязанностей, начальник опять накричал, вот я и провозилась с ужином, подала на полчаса позже, а близнецы были голодные и шумели. Я думала, лучше их сперва накормить, а Игореша... Обиделся наверное.

- Ну и что ты, пойдешь снимать этот крошечный синячок? Платить деньги за то, что он тебя стукнул? Из семейного же бюджета. Это еще если заявление примут, а то знаешь, скажут - мама понизила голос, - что у вас, у молодежи секс такой, ты сама попросила...

- Мама!

- А что? У Ленкиной дочки так было, ей так в участке полицейский и сказал...

- Ну понятно мама, полиция отменяется.

- Какие еще варианты? Может, ко мне переедешь?

- В твоей однушке ты с нами с ума сойдешь. Близнецы же никогда не сидят на месте. Да и ехать отсюда до сада больше часа на метро, это уже я с ума сойду. Где у тебя кофе?

- Вон, в банке посмотри.

За последние полгода Катя уже привыкла, что все баночки в доме покрыты бумажными салфетками, "чтобы не скапливалась пыль", но обнаружив в банке с кофе 3 салфетки, а еще очки, она удивилась.

- Это чтоб запах не выходил - объяснила мама. - Ах вот где были мои очки, а я-то их обыскалась!

- Мама, ты ходила к неврологу?

- Да как-то не до этого было, вчера я цветы пересаживала, позавчера... не помню... Там еще запись за 2 месяца.

- Мама, это очень важно, запишись к неврологу! Ну что, мне тебя за руку нужно отвести?..

А вот и Костик!

В это время в кухню впорхнул Катин брат, Костик. Он открыл дверь своим ключом, и Катя вздрогнула от неожиданности.

- О, сестренка! - громко начал Костик, и поцеловал Катю в щеку. Необычного запаха она не почуяла, но глаза брата показались какими-то странными.

- Тише, дети спят.

- Наконец-то привезла внуков бабушке? Хвалю, одобряю! Мам, дай денег!

- Конечно, золотце! Столько хватит?

Мама достала пятитысячную бумажку. Катя подавилась кофе: это была четверть от маминой пенсии.

- Ну да, на первое время - Костя заговорщицки подмигнул Кате, поцеловал маму и двинулся к выходу: - ну, я побежал.

- Я закрою, - сказала Катя, выходя за ним в прихожую.

- Ну что, сестренка, когда за третьим пойдешь? - попытался занять время пустым разговором Костик. Только для Кати этот разговор был совсем не пустой.

- Какой третий ребенок, я же полгода только на работу вышла, меня повысили наконец, мы кредит еще не выплатили... Ты заметил, что с мамой происходит?

- Да! Она раньше строгая была, деньги давала только один раз в месяц, а сейчас все забывает, может дать и три, и четыре! А ей они зачем? Все равно проест... А у меня тут мутка одна, только нужно немного денег вложить... Помнишь, она говорила, что квартиру на меня перепишет, раз у вас с Игорем все схвачено? Не знаешь, когда?

Катя рассвирепела. Она вытолкала брата на лестницу с незавязанным шнурком, и закричала ему вслед: - Не смей сюда возвращаться! Узнаю - с лестницы тебя спущу!

- Как скажешь, сестричка! - прокричал с первого этажа Костик, - но помни, как ты со двора - я тут как тут!

Резко развернувшись, Катя больно ударилась синяком о дверной косяк. Синяк заныл, напоминая о ее проблемах.

- Знаешь, что я вспомнила? - проговорила мама с кухни, - Позвони тете Лене, она мне здорово помогла в свое время.

И в свободной от кофе руке у Кати оказалась визитка, на которой было написано, что тетя Лена, ближайшая мамина подруга - психолог и травматерапевт.

Катя, не успевшая еще отдышаться от перепалки с братом, вылупилась на маму как баран на новые ворота: - Чем тебе психолог-то мог помочь? Папа же тебя никогда не бил!

А что папа?

- Да, папа был добрый - глаза у нее увлажнились, - жалко деньги беречь не умел. Зарплату либо сразу до дома не доносил, либо за три дня куда-то девал. Лена мне этим и помогла: сделала счет в сберкассе на свое имя, я понемногу откладывала туда деньги про запас. Работала, конечно, тяжело, все переработки собирала, в отпуска не ходила, но что поделаешь...

Катя грустно смотрела в кружку: с мамой она заново познакомилась уже после смерти папы, когда та вышла на пенсию. До этого мама вечно была на работе, и Катя так не хотела.

Дедушка и бабушка

- Зато бабку твою дед смертным боем бил.

Катя снова едва не подавилась: - Бабушку Тосю? Она ничего не говорила! Всегда веселая была...

- А с чего бы она тебе что-то сказала? Она ж когда умерла, тебе 6 лет всего было... Да и я бы когда сказала: когда ты с пузом диплом защищала? Когда замуж выходила? Когда в институт поступала? Может, когда в школе училась?

- Почему же она не ушла?

- Времена другие были. И развод не так просто получить, и на собрании месткома обсуждали бы: мирили бы, стыдили. Они же за моральным обликом следили, а не за безопасностью. Да и к детям в школе было бы другое отношение... Да ты не бойся, твой Игорь не такой. Подумаешь, повздорили.

Катя сидела уже с постоянно выпученными глазами. Она решила, что для одного вечера информации ей многовато, и отправилась спать.

Развязка

Дальнейшие выходные прошли без откровений, некогда было даже присесть. Игорь не звонил и не приезжал, Костик не заходил. Катя записала маму в поликлинику, пополнила мамины запасы, заказала мелкий ремонт, и все это с близнецами на руках. Разбираться с Костиком сил уже не осталось, но взрослый мужчина наверное может сам о себе позаботиться? Твердой уверенности у Кати не было. В понедельник больше часа ехала с малышами в метро до садика (кажется, израсходовала весь свой запас игр, потешек и прибауток), а на работе начальник опять орал на нее, на этот раз за опоздание. Работа, которая казалась прекрасной надеждой на самостоятельность, и возможностью выплатить наконец кредит, представала перед Катей своей неприглядной стороной. Она как раз закончила с текущими звонками, когда в кабинет снова зашел начальник. Катя привычно съежилась, ожидая новой порции разгромной критики, но он неожиданно заявил: - Катерина Батьковна, вы бы хоть в окно выглядывали, а то все работаете!

Окна были в соседнем помещении, где сидело большинство Катиных коллег, и протиснуться было не просто. На улице стоял Игорь в костюме, с корзиной роз и плакатом "Прости меня, Катенок!", а рядом паренек играл на саксофоне романтические мелодии.

- Катька, ты такая счастливая! - томно протянула молодая стажерка, - После стольких лет, после детей! Как в кино!

Катя потупилась и согласилась, что да, она счастливая. И натянула рукав пониже, чтобы скрыть синяк.

Игорь всегда умел обратить на себя внимание. Они познакомились в институте, и там он всегда блистал, имел репутацию смелого экспериментатора, искрометного юмориста и грозы девчонок. Кате он тогда не нравился, да и он сам ею, скромной студенткой младшекурсницей заинтересовался совсем не сразу. Как-то они остались вдвоем после вечеринки, и отношения начались. Игорь тогда встречался с Катиной однокурсницей, но она нисколько не обиделась на Катю, и прекрасно общалась с ней до выпуска, хоть и не очень близко. А когда Катя выпустилась с красным дипломом, Игорь пропал на 3 дня (у него самого был обычный синий диплом, но работу он с помощью родителей нашел впечатляющую, и там тоже был всеобщим любимчиком). Катя была уже замужем, ждала близнецов, и бегала, искала его с милицией по всему городу. Потом он пришел с розами, извинениями и подарками, и никогда не рассказывал, куда исчезал. Когда Катю взяли на работу, история повторилась. Каждый раз, как и в начале отношений, Катя думала, точно ли ей нужно это все, и каждый раз рядом оказывались друзья Игоря, которые твердили, что они такая красивая пара, а у Игоря просто характер, и как им нужно быть вместе. А своих друзей у Кати не осталось: Игорь как-то незаметно выжил их из совместной жизни. Да и сложно поддерживать дружбу с маленькими близнецами на руках. Казалось, никого не осталось на Катиной стороне, все были очарованы его чувством юмора и щегольской натурой.

Под давлением коллектива она спустилась на улицу, и сразу ее накрыло волной ласковых слов и извинений.

-Катя, Катенька, Катенок, прости меня, родная моя маленькая девочка! Я просто психанул, ну, бывает же всякое, ты же меня знаешь, я никогда тебя пальцем не трону! Знаешь, я понял, что не так, что мне нужно, что нам мешает быть счастливыми! Наши детки подросли, а я так скучаю по малышам в доме! Мы родим еще одного ребенка! Будет наша девочка, наша принцесса, как ты всегда хотела! Все у нас будет хорошо!

И, конечно, Катина память подсунула ей воспоминания о нежных пяточках, любопытных глазках и сладких макушках, а не о том, как Игорь будил ее посреди ночи между кормлениями, чтобы поговорить о том, как сильно он их любит, или выяснить отношения, когда она спала не больше 4 часов в сутки. И не о том, что до года он почти не интересовался детьми, и только ворчал (а иногда и орал), что дома опять не убрано. Оказавшись в крепких теплых объятиях, Катя, наконец, заплакала... И простила.

По статистике, прежде чем окончательно уйти от абьюзивного партнера, женщина совершает в среднем, 8 попыток.