Найти в Дзене
Штаб фронта

Как красноармейцы наступали по заминированному в полю в январе 1943 года

Случай, который мне рассказал очевидец произошел под Ржевом в полосе Калининского фронта во время одного из огромного числа попыток прорваться к городу. Кроме крупных наступательных операций были и более мелкие. Все они заканчивались неудачей. Захват одной-двух деревень не приводил к какому-то серьезному успеху. Вот и в тот раз в середине января 1943 года поступил приказ взять и удерживать до особого распоряжения ближайшую деревню. Наших бойцов только рота. Их не поддерживала ни артиллерия, ни авиация. Даже танков не выделили. Спрашивать и выяснять у командования себе дороже. Так это ещё не всё. Поле до деревни, пока ещё занятой противником, оказалось заминировано. А приказ был наступать. То есть бежать предстояло по минам! Единственным утешением было то, что частично мины обезвредили артиллеристы (наши или не наши — в этом случае неважно) и частично красноармейцы, пытавшиеся до этого взять деревню. Бойцы, бежавшие по полю, наступали на мины, которые взрывались, лишая жизней наступа

Случай, который мне рассказал очевидец произошел под Ржевом в полосе Калининского фронта во время одного из огромного числа попыток прорваться к городу. Кроме крупных наступательных операций были и более мелкие. Все они заканчивались неудачей. Захват одной-двух деревень не приводил к какому-то серьезному успеху.

Вот и в тот раз в середине января 1943 года поступил приказ взять и удерживать до особого распоряжения ближайшую деревню. Наших бойцов только рота. Их не поддерживала ни артиллерия, ни авиация. Даже танков не выделили. Спрашивать и выяснять у командования себе дороже.

Так это ещё не всё. Поле до деревни, пока ещё занятой противником, оказалось заминировано. А приказ был наступать. То есть бежать предстояло по минам! Единственным утешением было то, что частично мины обезвредили артиллеристы (наши или не наши — в этом случае неважно) и частично красноармейцы, пытавшиеся до этого взять деревню. Бойцы, бежавшие по полю, наступали на мины, которые взрывались, лишая жизней наступающих.

Поле было усеяно трупами и воронками от разрывов мин и артиллерийских снарядов. Теперь и роте нашего очевидца предстояло бежать по нему. Офицеры придумали способ, как сократить потери. Предложили передвигаться не по прямой, а около трупов и воронок, так как рядом с ними вероятность наступить на мину небольшая. Мины там уже разорвались от попадания снаряда или от наступившего человека.

Сигнал атаки... . И побежали. Кричать было не желательно. Но ничего с эмоциями поделать было нельзя. Вопли от страха и накала страстей вырывались сами по себе. Кричали кто что. Кто матерился. Кто просто драл глотку. В итоге нал полем слышался долгий звук "а" (ааааааааа). Никакого "ура" в помине не было.

Бежали от трупа до воронки и от воронки до трупа. Кто-то наступал на трупы, кто-то пробегал рядом. Этот способ существенно сократил потери наступающих.

В тот раз нашим бойцам здорово повезло. Немцы толи проспали, толи занимались другими делами. Правда, сыграл ещё на руку фактор неожиданности. Деревню захватили, потеряв только третью часть от роты. Повезло и очевидцу, который смог выжить до конца войны и рассказать мне эту историю.

Узнать больше о судьбе роты бойцов под Ржевом можно из книги "Шаг за шагом или след в след" https://vk.com/kniga_shtab_fronta

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.