Найти в Дзене

Первомайский Пастернак.

Да, есть такое. Некоторые — что некоторые? — многие стихотворения Пастернака связаны с календарём. Обычно в середине декабря начинаю читать зимнего Пастернака. Есть *весенние сборники* (как говорил сам Поэт). Есть *первомайские* произведения. Знаю два. «Весенний день тридцатого апреля...» 1931 года. Логично. Перед 1 Мая всегда 30 апреля. И, собственно, «Первое Мая» 1923 года. Первое Мая в отеческом для Пастернака городе. Сергей Луппов. Первое мая в Одессе. «Весенний день тридцатого апреля...». Весенний день тридцатого апреля
С рассвета отдается детворе.
Захваченный примеркой ожерелья,
Он еле управляется к заре. Как горы мятой ягоды под марлей,
Всплывает город из-под кисеи.
По улицам шеренгой куцых карлиц
Бульвары тянут сумерки свои. Вечерний мир всегда бутон кануна.
У этого ж особенный почин.
Он расцветет когда-нибудь коммуной
B скрещеньи многих майских годовщин. Он долго будет днём переустройства,
Предпраздничных уборок и затей,
Как были до него берёзы тройцы
И, как до них, огни пана

Да, есть такое. Некоторые — что некоторые? — многие стихотворения Пастернака связаны с календарём. Обычно в середине декабря начинаю читать зимнего Пастернака. Есть *весенние сборники* (как говорил сам Поэт).

Есть *первомайские* произведения. Знаю два. «Весенний день тридцатого апреля...» 1931 года. Логично. Перед 1 Мая всегда 30 апреля.

И, собственно, «Первое Мая» 1923 года.

Первое Мая в отеческом для Пастернака городе.

Сергей Луппов. Первое мая в Одессе.

«Весенний день тридцатого апреля...».

Весенний день тридцатого апреля
С рассвета отдается детворе.
Захваченный примеркой ожерелья,
Он еле управляется к заре.

Как горы мятой ягоды под марлей,
Всплывает город из-под кисеи.
По улицам шеренгой куцых карлиц
Бульвары тянут сумерки свои.

Вечерний мир всегда бутон кануна.
У этого ж особенный почин.
Он расцветет когда-нибудь коммуной
B скрещеньи многих майских годовщин.

Он долго будет днём переустройства,
Предпраздничных уборок и затей,
Как были до него берёзы тройцы
И, как до них, огни панатеней.

Все так же будут бить песок размякший
И на иллюминованный карниз
Подтаскивать кумач и тёс. Bсё так же
По сборным пунктам развозить актрис.

И будут бодро по трое матросы
Гулять по скверам, огибая дерн.
И к ночи месяц в улицы вотрётся,
Как мёртвый город и остывший горн.

Но с каждой годовщиной всё махровей
Тугой задаток розы будет цвесть,
Всё явственнее прибывать здоровье,
И всё заметней искренность и честь.

Все встрёпаннее, всё многолепестней
Ложиться будут первого числа
Живые нравы, навыки и песни
B луга и пашни и на промысла.

Пока, как запах мокрых центифолий,
Не вырвется, не выразится вслух,
Не сможет не сказаться поневоле
Созревших лет перебродивший дух.

Вот так в 1931 году велась в СССР подготовка к праздничному дню. Вернее, уже к двум праздничным дням. Потому как с 1928 года и второе мая было объявлено праздником.

Разумеется, традиция отмечать Первое мая — обычно выездами за город, на природу — не после революции появилась. Можно вспомнить роман Гончарова *Обломов*, опубликованный в 1859 году. Правда, там эту встречу тёплого времени года праздновали люди обеспеченные... к классу угнетателей и эксплуататоров принадлежащие. Капиталисты, помещики, рантье. Наши люди, короче говоря.

Пикники, именуемые согласно дате маёвками, были не чужды и простому народу... Но всегда ли у человека труда настроение и возможность для гуляния?

Рабочий люд придал первому мая свой идеологический смысл. Протесты, демонстрации, стачки...

Потому после победы Октября в России Дню солидарности трудящихся придали особое значение. Для СССР — это торжество освобождённого труда. Никто никого не эксплуатирует. Мир, труд, май.

И вот тогда-то — вдобавок к идеологии — стал возвращаться и первоначальный смысл Первого Мая. Природа, отдых, радость от тепла, маёвки... Победили, проделали большую работу, революцию в борьбе отстояли... Можно и расслабиться.

В СССР были два праздника, отмечавшиеся два дня подряд: Октябрьская революция и Первомай. Майскими народ особенно был доволен!

Итак, празднуем по новому. Как же складывались эти новые праздничные уклады? С массовыми действиями, демонстрациями, флагами, лозунгами. (Можно почитать у Валентина Катаева в *Уже написан Вертер*). Предпраздничная уборка. Украшение знамёнами, кумачовыми плакатами-лозунгами, иллюминацией. Шествия. Театральные представления на тему. Потому и свозят в пункты сбора актрис. Строят сцены...

Дальше будет только лучше, но первое время мы не забудем.

Борис Кустодиев. «Первомайский парад. Петроград. Марсово поле»

-2

А вот в 1923 году пишет Пастернак *Первое мая*:

О город! О сборник задач без ответов,
О ширь без решенья и шифр без ключа!
О крыши! Отварного ветра отведав,
Кыш в траву и марш, тротуар горяча!

Тем солнцем в то утро, в то первое мая
Умаяв дома до упаду с утра,
Сотрите травою до первых трамваев
Грибок трупоедских пиров и утрат.

Пусть взапуски с зябкостью запертых лавок
Бежит, в рубежах дребезжа, синева
И, бредя исчезнувшим снегом, вдобавок
Разносит над грязью без связи слова.

О том, что не быть за сословьем четвёртым,
Ни к пятому спуска, ни отступа вспять,
Что счастье, коль правда, что новым нетвёрдым
Плетням и межам меж людьми не бывать,

Что ты не отчасти и не между прочим
Сегодня с рабочим, — что всею гурьбой
Мы в боги своё человечество прочим.
То будет последний решительный бой.

Вот оно как! если бы построчно изложить, то и Маяковским перепутать недолго. Правда, немного затейливо, но какая любовь к пролетариату, вдохновенная уверенность в победе дела революции, в грядущих свободах, равенстве, братстве. Такое торжество гуманизма, что аж страшно. Гуманизм, к слову несколько выборочный... Но да ладно. Поглядим как слово отзовётся.