В благодатной речной долине между отрогами сопок в южном Приморье расположился авиационный гарнизон морской авиации Тихоокеанского флота. Эта одна из старейших воинских частей на Дальнем Востоке имеет богатую историю. Её лётчики принимали участие в Великой Отечественной и войне против милитаристской Японии, не единожды участвовали в боевых действиях и различных военных конфликтах. Настоящие профессионалы своего дела, готовые в любое время и в любых условиях обстановки подняться в небо для выполнения поставленных задач. Краснознамённый Порт-Артурский авиационной полк уже который год задаёт тон в боевой учёбе подразделений морской авиации флота на Тихом океане. Его экипажи противолодочных самолётов и вертолётов несут боевое дежурство и выполняют задачи боевой службы в ближней и дальней морских зонах, а транспортные машины бороздят воздушные просторы и за пределами Дальневосточного региона.
День, когда я прошёл через КПП авиабазы, оказался благоприятным для полётов: большая часть военнослужащих лётного и инженерно-технического состава уже находилась на аэродроме. Технику полка совсем недавно перевели на летний период эксплуатации. В эти дни здесь проходили специальные лётно-тактические учения.
Контрольно-диспетчерский пункт, «вышка», пожалуй, самое видимое и запоминающееся сооружение на любом аэродроме, откуда и осуществляется управление воздушным движением в зоне взлёта и посадки, а также в пределах установленных границ диспетчерской службы. С «вышки» хорошо видно всю территорию аэродрома. Здесь установлено современное оборудование, включающее в себя автоматизированную систему отображения информации. Система обзора лётного поля обеспечивает контроль над движением любых средств по аэродрому.
«В зале руководителя полётов есть все необходимое оборудование для контроля над вылетами и дальнейшего отслеживания движения воздушных судов. Поддерживаем связь с пилотами и фиксируем с помощью радиолокационных систем их местоположение. Задача ответственная, потому что мы главная связь лётчиков с землей», — знакомит меня с обстановкой майор Александр Быков, начальник службы безопасности полётов, как только выдаётся свободная минута.
Со своего рабочего стола руководитель полётов имеет возможность визуального обзора всего лётного поля, по этой причине здания КДП стараются располагать, как правило, равноудалённо от концов взлётно-посадочной полосы.
На автомобильной стоянке в ряд выстроились специальные аэродромные автомобили с важными функциями. В их обязанности, например, входят своевременный подвоз необходимых материально-технических средств и тщательная подготовка взлётно-посадочной полосы. Кроме них, в аэродромной службе работают кислородные станции, авиационные кондиционеры и тепловые машины. К наиболее востребованным относится аэродромный пусковой агрегат со вспомогательным двигателем, обеспечивающий запуск авиационных двигателей и питание бортовых систем.
С балкона КДП взлетают две зелёные ракеты, резво поднимается на флагштоке флаг Военно-воздушных сил и натужно ревёт сирена. Всё это означает, что началось учение. С командного пункта к местам стоянок спешат лётные экипажи. Над аэродромом один за другим гремят запускаемые двигатели самолётов и вертолётов.
По команде руководителя полётов первым на взлёт готовится противолодочный Ил-38Н. Лётный экипаж занял свои места в кабине.
Рутинная проверка двигателей на малых, крейсерских взлётных оборотах, пробы рулей. Командир жестом показывает: «Убрать колодки». Наземный экипаж убирает колодки из-под колёс шасси. Старший техник, отойдя на безопасное расстояние перед носом самолёта, поднимает большой палец верх и прикладывает руку к козырьку: «Готово, вперёд!»
Самолёт трогается с места. Наземный экипаж будет следить за ним, пока он не наберёт высоту и не станет недосягаем для глаз.
Самолёт, заправленный под пробку, рулит степенно, подрагивая концами крыльев на неровностях бетонной полосы, к началу ВПП. Остановка. Предварительный старт. Здесь ещё один пункт осмотра дежурным авиационным техником снаружи. Рука к козырьку. Порядок.
Самолёт выруливает на взлётно-посадочную полосу и становится на исполнительный старт.
«Осмотр по карте произвёл, разрешите взлёт?» — командир экипажа докладывает на «вышку».
«Взлёт разрешаю», — звучит в ответ.
Гремят двигатели, самолёт, удерживаемый тормозами, подрагивает. Включены посадочные фары. Пилот отпускает тормоза. Начинается разбег, медленный, уверенный и торжественный. Отрыв в самом конце взлётной полосы. Набор высоты неторопливый, самолёт поднимается выше и выше и в итоге растворяется в бездонном голубом небе.
Дальше по плану командования основным эпизодом учения стал вывод из-под удара «противника» самолётов и вертолётов с практическим показом элементов подготовки к вылету, руления и взлёта летательных аппаратов разных типов и классов с аэродрома, а также метеорологического и радиотехнического обеспечения морской авиации.
На одной из рулёжных дорожек, прозванных в народе «карман», экипаж военно-транспортного самолёта Ан-26 производит оперативную посадку личного состава при постановке специальной аэрозольной дымовой завесы, которая скрывает от глаз условного противника детали погрузочных мероприятий. Самолёт заканчивает погрузку личного состава и грузов для перебазирования на запасной аэродром. Выезд на взлётную полосу, в конце разворот, разбег — и ещё один самолёт растворился в небе.
Параллельно с погрузкой Ан-26 дежурный расчёт пожарного автомобиля отработал действия по ликвидации очагов возгорания.
По очереди в белых клубах дыма аэрозольной маскировки, шелестя лопастями винтов, к предварительному и исполнительному старту рулят вертолёты Ка-27ПЛ и Ка-27ПС. Короткий осмотр машин дежурными техниками — и летательные аппараты выезжают на полосу к месту взлёта.
Короткая остановка, и сразу около десятка винтокрылых машин совершают взлёт, они разлетаются каждая по своему назначению.
«В ходе отработки отдельных эпизодов лётно-тактического учения наши экипажи, инженерно-технический состав и расчёты пунктов управления работают с полной отдачей, успешно демонстрируют свои боевые навыки в решении поставленных задач», — рассказывает командир Краснознамённого Порт-Артурского отдельного смешанного авиационного полка Тихоокеанского флота полковник Алексей Заплавний.
В ходе учения в течение нескольких дней были отработаны задачи учебно-боевого применения самолетов Ил-38, Ил-38Н и Ан-26, а также вертолётов Ка-27 различных модификаций. Самолёты противолодочной авиации выполняли задачи по поиску подводной лодки условного противника в акватории Японского моря. Для этого использовались радиолокационные и гидроакустические системы обнаружения. В роли вражеской субмарины выступила дизель-электрическая подводная лодка Приморского объединения разнородных сил ТОФ.
Кроме того, в ходе учения экипажи вертолётов отработали задачи по выведению сил из-под удара и перебазированию техники, включая массовый разлёт на площадки подскока с последующей маскировкой лётной техники авиации.
Были отработаны такие сложные элементы лётной подготовки, как перевозка грузов на внешней подвеске, сложность которой обусловливается тем, что груз весит 2 тонны, его необходимо правильно закрепить, поднять и перевезти в другую назначенную точку. Необходимо учитывать погодные факторы, силу ветра и при этом отработать точную доставку груза на площадку.
Все действия прикрывались дымовыми завесами для создания условий, близких к боевым. В учении участвовали не только лётчики, но и технические специалисты, связисты и тыловики.
Основными целями лётно-тактического учения являлись совершенствование экипажами лётной натренированности и навыков боевого применения авиации, а также повышение профессионального мастерства лётчиков.
Ильдус Гилязутдинов.
Фото автора.