18+
Режиссер Гай Ричи — имя, которое давно стало синонимом стильного криминального кино с остроумными диалогами, запоминающимися персонажами и захватывающим сюжетом. И его фильм «Джентльмены» (2019) — яркое тому подтверждение. Если вы еще не видели этот динамичный и виртуозно снятый фильм, то у вас есть как минимум 5 причин, чтобы исправить это прямо сейчас. От визуального пиршества до уморительной комедии, «Джентльмены» предлагает зрителю тот кинематографический опыт, который гарантированно оставит после себя яркое впечатление.
В этой статье мы рассмотрим основные причины, по которым вам просто необходимо добавить «Джентльмены» в свой список «к просмотру», а поможет нам в этом киновед, преподаватель кафедры киноведения ВГИКа и Высшей школы телевидения МГУ, Андрей Апостолов.
Кому зайдет?
Если вкратце, фильм «Джентльмены» (2019) — это история о не случившемся трансфере власти в криминальном мире современной Великобритании. Фильм понравится любителям криминального жанра в классическом исполнении Тарантино и всем ценителям старого доброго экшн-кино.
1. Возвращение Гая Ричи
Когда-то — если быть точным, в период с 99-го по 2001 год включительно — Гай Ричи считался самым модным режиссером в мире. Тогда его называли «вторым Тарантино». И с автором «Криминального чтива» его действительно многое роднит: например, феноменальное чувство ритма, безупречный музыкальный вкус и склонность к нелинейному нарративу. Оба делали насилие прежде всего смешным, а бандитов — поэтами в душе.
У Ричи была еще своя фирменная британская специфика, что делало его кино частью нового британского вторжения — неотъемлемой составляющей образа «Cool Britannia». Он не просто пересмешничал и рассказывал анекдоты, но и продолжал богатую традицию британского криминального жанра. Его «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», несмотря на всю ироничность интонации, по прямой наследовали таким фильмам, как «Убрать Картера» и «Долгая Страстная пятница».
Но и тогда были те, кто отказывал ему в звании настоящего аутера и считал его лишь временщиком и конформистом. Но большинство зрителей — особенно российских, благодаря незабываемым переводам Пучкова «Гоблина» — успели его полюбить. Следующие 20 лет жизни Ричи были посвящены браку с Мадонной, краткому и в меру убедительному возвращению к фирменному жанру — томный «Револьвер» (18+) и мелкотравчатый «Рок-н-рольщик», а также долгим и малоуспешным попыткам раствориться в голливудском конвейере.
В 10-е годы Ричи выстрелил в прокате с двумя частями «Шерлока Холмса», страшно провалился с «Агентами А.Н.К.Л.» и «Мечом короля Артура» и, наконец, докатился до «Аладдина» с синим поющим Уиллом Смитом. Вроде бы можно человека отпевать. Но случилось чудо: он не просто вернулся к корням, но и снял свой лучший фильм с 2001-го года. Кино бодрое и лихое, выдержанное в узнаваемом стиле, наполненное всеми его фирменными фишками, но при этом совсем не глупое.
«Джентльмены» переубедили всех тех, кто преждевременно поспешил хоронить Ричи. Вернули ему, казалось бы, уже утраченную былую репутацию. Теперь можно уверенно утверждать, что он режиссер со своим неповторимым почерком, а не наемный многостаночник.
2. Осознанная старомодность
«Джентльмены» — кино из тех, которые уже не делают, и сам Ричи это прекрасно понимает. Его фильм — оммаж ушедшей эпохе, в которой еще можно было позволить себе шутить про «черного урода» и вводить в фильм буквально одного женского персонажа. Ричи возвращается к привычным для себя стереотипам по поводу геев, русских, евреев и так далее — комфортной токсичной маскулинности, но при этом и сам понимает, насколько это морально устарело. «Джентльмены» — это вроде бы злободневное в деталях, но при этом осознанно ностальгическое кино, практически ретро. Ричи и не пытается убеждать нас в достоверности, реалистичности создаваемого им мира. Со времен выхода «Большого куша» и даже «Рок-н-рольщика» прошло уже слишком много времени, и это время создало дистанцию, поставило вселенную фильмов Ричи в кавычки.
Гротескные герои Ричи осознаются теперь исключительно как плод воображения режиссера, а феня (криминальный жаргон), на которой они разговаривают, как искусственный художественный конструкт вроде того, который в свое время для «Мама не горюй» (12+) придумал Константин Мурзенко. Ричи как будто прощается с породившими его временем и миром, не упуская возможности посмеяться над пресловутой маскулинностью этого мира. Для этого здесь персонажи Хью Гранта и Джереми Стронга, которые и в прямом, и в переносном смысле пытаются поиметь главных героев.
В то же время Ричи с надеждой смотрит в будущее и прекрасно понимает, что все новое — это хорошо забытое старое, а опыт и выдержка значительно важнее молодости и дерзости. Судя по «Джентльменам», Ричи все еще не занимать режиссерской хватки и бравады, поэтому рано провожать его на пенсию.
3. Изобретательный нарратив
Ричи всегда был мастером нелинейного повествования и многофигурных композиций, но в этот раз по части нарратива он переходит на новый уровень. Можно сказать, что фабула фильма — это один большой флешбэк, но на самом деле дело обстоит несколько хитрее.
По сути, формальная основа сюжета «Джентльменов» — это питчинг сценария под названием «Куст», написанного частным детективом Флетчером. Питчингует он свой сценарий Реймонду, правой руке Пирсона, при этом пытаясь его запугать и шантажировать. Рассказчик не только крайне ненадежен, но и неприятен, а его рассказ имеет весьма косвенное отношение к реальным событиям — скорее это набор пошлых клише криминального жанра. Флетчер выдумывает на ходу, рассказывает сразу несколько версий событий и даже предлагает для них режиссерские решения. И все это с единственной целью — корыстной.
Если принять как факт, что Флетчер — это своеобразное авторское альтер-эго самого Гая Ричи, а в фильме на это есть несколько прямых указаний, то «Джентльмены» оказываются фильмом на редкость самоироничным и даже саморазоблачительным, и вспоминается в их контексте даже не «Расемон» (18+) Куросавы, где нарратив так же вариативен в зависимости от рассказчика, а скорее строчка из шекспировского «Макбета», давшая название знаменитому роману Фолкнера: «Жизнь — это повесть глупца, написанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла».
4. Блистательный актерский состав
Если в первых своих фильмах Ричи за редким исключением вроде Брэда Питта или Бенисио Дель Торо снимал в основном малоизвестных на тот момент актеров, полагаясь в первую очередь на их фактуру, в «Джентльменах» он делает ставку на уже сложившуюся актерскую мифологию.
При этом в основе его метода по-прежнему комедия масок. Колоритным персонажем совсем не нужна психологическая глубина. Главное — яркость исполнения. Монументальный Мэттью Макконахи вкладывает всю свою львиную харизму в образ Микки Пирсона — царя зверей в мире лондонской наркоторговли.
Прямиком из фильма Мартина МакДона в клетчатом спортивном костюме заходит Колин Фаррелл. Его задача — изображать незамысловатые нравственные устои британской гопоты. Актер Чарли Ханнэм, за свою карьеру успевший переиграть и субтильных геев, и брутальных байкеров, и викторианских джентльменов играет здесь человека-функцию. Известная по самому важному британскому сериалу последних лет «Аббатство Даунтон» Мишель Докери персонализирует здесь, по сути, саму Англию, которой беззаветно предан главный герой американец. Самый популярный на данный момент актер азиатского происхождения Генри Голдинг играет молодую шпану, которой так и не удалось никого стереть с лица Земли. А Хью Грант с явным наслаждением глумится здесь над своим давним амплуа красавца и «своего парня». Все здесь на своем месте, и все вкладывают в своих героев сердце и душу. Иногда даже с избытком. Казалось бы, не может в одном фильме быть столько бенефисов сразу. А вот поди ж ты!
5. Саундтрек
Музыка в «Джентльменах» — отдельная большая радость. Как и все в этом фильме — от кепки на Макконахи до стакана виски на дубовом столе — музыка здесь выдержана в ностальгических тонах. В ассортименте в основном старые песни о главном 60-х, 70-х годов. «Sunshine Of Your Love» от супергруппы 60-х Cream и «That's Entertainment» от ново-волнового трио The Jam.
Звучит Джонни Риверс и Пол Джонс, а так же хрестоматийная «Vitamin C» от немецкого краут-рок коллектива Can, которую до этого можно было услышать в целом ряде фильмов: от «Врожденного порока» Пола Томаса Андерсона и «Развернутых объятий» Педро Альмодовара, до недавних «Жарких летних ночей» с Тимоти Шаламе. В «Джентльменах» уже второй раз за сезон звучит и самая кинематографичная песня на свете: «In Every Dream Home a Heartache» Roxy Music. Кинопотенциал этой песни невозможно исчерпать, но лучшие режиссеры раз за разом пытаются это сделать.
Если у Финчера в открывающем эпизоде «Охотника за разумом» под нее рукоблудит маньяк Денис Рейдер, то здесь под нее выбивают дверь героинового притона. Будем считать, что очередная попытка засчитана.
Стоит смотреть фильм «Джентльмены»?
«Джентльмены» (2019) — это старомодный, сложносочиненный фильм Гая Ричи в его фирменном стиле, с блестящим кастом и саундтреком; это кинематографический коктейль, тщательно смешанный из стильной режиссуры, остроумного сценария и зубодробительного экшена. Это фильм, который хочется пересматривать снова и снова, каждый раз открывая для себя что-то новое. Так что, если вы ищете увлекательное, динамичное и просто чертовски стильное кино, то не тратьте время зря — «Джентльмены» ждут вас. Погрузитесь в мир лондонских гангстеров и интриг — вы не пожалеете. А смотреть фильмы Гая Ричи приглашаем в онлайн-кинотеатр Wink!
Изображения: legion-media.com