Найти в Дзене
Anime Magic

Рецензия на аниме-фильм "Роза Версаля"

"Роза Версаля" – знаковая работа, оказавшая огромное влияние на раннюю мангу жанра "сёдзё". Неудивительно, что, разошедшись тиражом свыше 23 миллионов копий по всему миру, она сохраняет свою актуальность в массовой культуре даже спустя полвека после публикации. Это обстоятельство предваряет выход нового анимационного фильма от студии MAPPA, амбициозно стремящегося уместить всю многолетнюю сагу в рамках одной картины. Закономерно возникает вопрос: как адаптировать повествование, которое было развернуто на протяжении 14 томов манги и 40 эпизодов телевизионного сериала? Фильм находит оригинальный выход: представить историю в формате мюзикла.

Изображение MAPPA
Изображение MAPPA

Лента, музыкальное сопровождение которой создано талантливым Хироюки Савано (известным по работам над "Атакой титанов", "Мобильным воином Гандамом: Единорогом", "Kill la Kill"), задействует структуру бродвейского мюзикла для рассказа этой масштабной истории. В данном формате драматические сцены демонстрируют ключевые моменты в жизни героев, а музыкальные номера призваны либо выразить их внутренние переживания, либо облегчить продвижение сюжета. Именно такой подход реализован в "Розе Версаля".

Способы использования музыкальных вставок весьма разнообразны. Иногда персонажи просто изъясняются пением вместо речи. В других эпизодах мысли и чувства героев визуализируются в виде сюрреалистичных музыкальных клипов. Встречаются и вставные песни, где музыкальное сопровождение сцены отражает эмоции или обстоятельства, в которых пребывают персонажи, беседующие на соответствующие темы. Кроме того, присутствуют музыкальные монтажи, помогающие преодолевать значительные временные отрезки в повествовании.

Признаться, превращение этой истории в мюзикл – гениальный способ обратить потенциальные трудности, связанные с сокращением столь обширной истории, в преимущество и создать не менее волнующее впечатление. А потрясающая визуальная составляющая от MAPPA в сочетании с восхитительным саундтреком придают фильму цельность и завершенность.

Сюжетная линия представляет собой одновременно трогательную и возвышенную драму. В первой половине экранного времени внимание акцентируется скорее на Мари, нежели на Оскаре, раскрывая её внутренний мир как глубоко несчастной женщины. Мари – это персона, вынужденная жить ролью, которая совершенно не соответствовала её истинным стремлениям. Её "идеальный возлюбленный" оказался сдержанным и интеллектуальным человеком, лишённым романтического пыла, о котором она мечтала в юности. Более того, её заточение в Версале пробуждает в ней стремление к хоть какому-то контролю над собственной жизнью.

Вначале её положение вызывает сочувствие. Однако, её способ заполнить душевную пустоту отталкивает и зрителя, и Оскара. Вместо развития и обучения она потакает своим прихотям и гедонистическим увлечениям, игнорируя нужды государства и семьи. Её действия постоянно причиняют боль окружающим и разрушают жизни многих.

Оскар, в свою очередь, сталкивается с внутренним конфликтом, связанным с её женской идентичностью. Открыто заявляя о своей принадлежности к женскому полу, она занимает мужскую позицию в высшем обществе, что становится для неё все более очевидным в общении с Мари. С возрастом она осознает, что упускает множество возможностей, доступных женщинам, но для их получения ей пришлось бы отказаться от своей привычной самоидентификации.

Помимо борьбы за самоопределение, Оскар – благородная личность. В отличие от Мари, живущей в своем изолированном мире Версаля, Оскар проводит время среди простого народа, видит их страдания и стремится помочь. Это приводит её к необходимости выбирать между ожиданиями общества, зовом сердца и чувством долга.

В целом, центральная тема фильма – свобода, её отсутствие и то, как ею распоряжаются. Мари, обладая небольшим объемом свободы, использует её в эгоистичных целях: тайно покидает дворец, злоупотребляет королевской властью, посещает непристойные вечеринки, тратит деньги на безвкусную роскошь и даже изменяет мужу.

Оскар же использует редкую свободу, предоставленную ей мужским статусом, для помощи народу Франции. Она не закрывает глаза на страдания на улицах и делает все возможное, чтобы облегчить их, даже встречая ненависть со стороны тех, кому помогает. В конечном итоге она теряет все, но достигает своей цели – сделать Францию лучше для простых людей.

Изображение MAPPA
Изображение MAPPA

Этот фильм, безусловно, заслуживает просмотра для интересующихся историей аниме и Франции.