Ошибки в авиабилетах часто становятся причинами скандалов в аэропортах и штрафов, которые перевозчики требуют с невнимательных пассажиров за соблюдение формальностей. Самая крупная российская авиакомпания "Аэрофлот" отныне разрешила пассажирам самим устранять ошибки в купленных авиабилетах. Но, как всегда, есть много нюансов...
Чтобы понять масштаб и остроту проблемы достаточно вспомнить недавний громкий скандал в Домодедово: в середине апреля авиакомпания "Уральские авиалинии" потребовала с четырех пассажиров, вылетавших в Дубай, 16 000 рублей (по 4 тыс. с каждого) за корректировку сроков действия паспортов, неправильно указанных в билетах. Самое поразительное, что ошибку допустили не сами путешественники, а агентство, которое оформляло им билеты.
Сборы за исправление ошибок в авиабилетах - будь то написание имени, даты рождения сроков действия паспорта и пола, взымают многие российские авиакомпании. Например, у "Победы" такая услуга стоит от 800 рублей. У некоторых перевозчиков плата достигает 5000 рублей.
В тоже время еще в 2023 году Роспотребнадзор посчитал недопустимым взимание платы с пассажиров за исправление данных в авиабилетах, в этом увидели нарушение прав потребителей.
В частности было вынесено предостережение авиакомпании NordStar:
«Получены сведения о наличии в действиях АО «Авиакомпания «Нордстар» признаков нарушения закона «О защите прав потребителей», выразившихся в навязывании потребителю платной дополнительной услуги по внесению изменения в отчество пассажира, стоимость которой была установлена авиаперевозчиком в размере 1 тыс. рублей», — сказано в предостережении.
Решение было принято по жалобе одного из пассажиров, которому отказали в перевозке из-за того, что он не стал доплачивать за исправление ошибки в отчестве.
Впрочем, это решение Роспотребнадзора для многих авиакомпаний оказалось не указ. Та же "Победа" или "Уральские авиалинии" продолжают собирали собирать с пассажиров деньги за эту "услугу".
Но у "Аэрофлота" и S7 исправление ошибок в большинстве случаев было бесплатным, если оно не требовало переоформления авиабилета. Правда самостоятельно сделать это было невозможно, нужно было обращаться в офис авиакомпаний или на горячую линию.
И вот с конца апреля "Аэрофлот" открыл для пассажиров возможности самим корректировать написание ФИО и данных паспорта в билетах, которые оформлены в контакт-центре, на сайте компании, в офисах собственных продаж. В билетах, оформленных в агентствах или на сайтах сторонних компаний, как сообщается, корректировка доступна в день вылета рейса.
Скорректировать написание ФИО и данные документа пассажира возможно на сайте в разделе «Управление бронированием». При этом необходимо приложить скан документа, подтверждающий корректность вносимых данных. Перевозчик подчеркивает, что даже очевидные ошибки не будут исправлены, если не предъявлен документ.
Другое дело, если изменения вносятся по причине замены паспорта, смены имени или фамилии, например, по причине замужества. Тут потребуется целый пакет документов.
"Корректировка фамилии, имени, отчества или номера документа в оформленном билете производится на основании старого документа, нового документа и документа, подтверждающего корректировку. Например, в случае смены фамилии в результате замужества потребуются: копия старого паспорта, новый паспорт и свидетельство о заключении брака. Если ФИО менялись не по причине замужества, то потребуется свидетельство о перемене имени. В случае получения нового паспорта в связи с истекшим сроком действия старого: копия старого паспорта, новый паспорт".
Еще один момент: если ошибок в билете допущено несколько, то компания потребует переоформить билет за деньги, если тариф не позволяет сделать это бесплатно. Вот как это сформулировано:
Если более одного параметра не совпадают с предъявленным документом – корректировка невозможна. Просим Вас сдать билет и оформить новый (возврат не признается вынужденным и осуществляется по правилам оплаченного тарифа).
Кроме того, авиакомпания указала еще семь ситуаций, при которых за корректировку данных будет взыматься сервисный сбор, а чтобы внести изменения нужно ехать офис перевозчика, например, если вы хотите, чтобы написание совпадало с вашей бонусной картой, если ко всему прочему в билете поменяли местами фамилию и имя или если обмен паспорта на новый произошел до оформления билета.
Вот все эти "нюансы" целиком:
- Корректировка фамилии, имени, или отчества из-за ошибки допущенной при самостоятельном оформлении перевозки – при условии совпадения трех из четырех проверяемых параметров, корректировка возможна только в офисах ПАО «Аэрофлот» с оплатой сервисного сбора, на основании документа удостоверяющего личность пассажира, по которому была оформлена перевозка.
- Корректировка фамилии, имени, или отчества из-за изменения ФИО пассажира – если документ с новыми ФИО был получен до оформления билета, то корректировка возможна только в офисах ПАО «Аэрофлот» с оплатой сервисного сбора, на основании старого документа, нового документа и документа, подтверждающего корректировку (если документ с новыми ФИО был получен после оформления билета, то корректировка производится без оплаты сервисного сбора).
- Если в оформленном билете ФИО указаны в неправильном порядке и при этом требуются дополнительные корректировки написания - корректировка возможна только в офисах ПАО «Аэрофлот» с оплатой сервисного сбора, на основании документа удостоверяющего личность пассажира, по которому была оформлена перевозка (если дополнительных корректировок не требуется, то исправление производится без оплаты сервисного сбора).
- Добавление фамилии или имени из-за ошибки, допущенной при оформлении перевозки на сайте ПАО «Аэрофлот» – при условии совпадения трех из четырех проверяемых параметров, корректировка возможна только в офисах ПАО «Аэрофлот» с оплатой сервисного сбора, на основании документа удостоверяющего личность пассажира, по которому была оформлена перевозка.
- Корректировка написания фамилии, имени, или отчества из-за ошибки допущенной при самостоятельном оформлении перевозки – при условии совпадения трех из четырех проверяемых параметров, корректировка возможна только в офисах ПАО «Аэрофлот» с оплатой сервисного сбора, на основании документа удостоверяющего личность пассажира, по которому была оформлена перевозка (по билетам, оформленным в офисах или КЦ ПАО «Аэрофлот» корректировка производится без оплаты сервисного сбора).
- Корректировка написания фамилии, имени, или отчества в связи с отличающимся написанием в новом документе, удостоверяющем личность – если новый документ получен до оформления билета, то корректировка возможна только в офисах ПАО «Аэрофлот» с оплатой сервисного сбора, на основании старого документа, нового документа и документа, подтверждающего корректировку (если новый документ был получен после оформления билета, то корректировка производится без оплаты сервисного сбора).
- Корректировка написания фамилии и/или имени в соответствии с написанием в профиле «Аэрофлот Бонус» – допускается только для внутренних перевозок и производится в офисах ПАО «Аэрофлот» с оплатой сервисного сбора, на основании документа удостоверяющего личность пассажира, по которому была оформлена перевозка.
Перевозчик подчеркивает, что самостоятельное изменение данных билета на сайте предоставляется в тестовом режиме. Как пишет, например, издание "Фонтанка", его читатели сообщают, что воспользоваться услугой у них пока не получилось.
Тем временем другая крупная авиакомпания ввела новый запрет для пассажиров:
А вам приходилось сталкиваться с ошибками в билетах? Как действовали в такой ситуации?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel