Найти в Дзене
Охотник за Мечтой

Кого проще заманить в секту: верующего или атеиста? Результаты исследований

Автор книги "Внутри секты", социальный психолог Михаил Вершинин, пишет, что из атеиста проще сделать "приверженца нового истинного учения", чем переубеждать представителя традиционной религии. Давайте разберёмся с тем, что по этому поводу говорит наука. В своих рассуждениях автор книги допускает очень серьёзную ошибку. Он пишет: - 57% россиян считают себя православными, 6% - мусульманами. Католиков, протестантов и буддистов по 1%, а вот представителями других религий назвали себя 5% опрошенных... 19% граждан назвались атеистами. Серьёзная ошибка заключается в том, что автор приравнял верующего человека к человеку, имеющему стойкие убеждения, а атеиста - к человеку без убеждений. Именно исходя из этой ложной предпосылки он и делает вывод о том, что верующего человека сложнее затащить в секту, чем атеиста. Убеждённый атеист - это такой же идейный человек, как и убеждённый верующий. С другой стороны, большинство людей считают себя верующими, но не имеют никаких стойких убеждений. Я собир
Оглавление
Чем слабее критическое мышление, тем легче вербовка
Чем слабее критическое мышление, тем легче вербовка

Автор книги "Внутри секты", социальный психолог Михаил Вершинин, пишет, что из атеиста проще сделать "приверженца нового истинного учения", чем переубеждать представителя традиционной религии. Давайте разберёмся с тем, что по этому поводу говорит наука.

Свежая статистика подоспела

В своих рассуждениях автор книги допускает очень серьёзную ошибку. Он пишет:

- 57% россиян считают себя православными, 6% - мусульманами. Католиков, протестантов и буддистов по 1%, а вот представителями других религий назвали себя 5% опрошенных... 19% граждан назвались атеистами.

Серьёзная ошибка заключается в том, что автор приравнял верующего человека к человеку, имеющему стойкие убеждения, а атеиста - к человеку без убеждений.

Именно исходя из этой ложной предпосылки он и делает вывод о том, что верующего человека сложнее затащить в секту, чем атеиста. Убеждённый атеист - это такой же идейный человек, как и убеждённый верующий. С другой стороны, большинство людей считают себя верующими, но не имеют никаких стойких убеждений.

Я собираюсь оспорить мысль автора книги "Внутри секты", опираясь как на данные статистики, так и на научные исследования. Для начала давайте обратимся к данным сайта ВЦИОМ, на котором Михаил взял приведённые выше проценты. В отчёте Центра приведены портреты типичного атеиста и типичного верующего.

  • Портрет типичного верующего россиянина. Возрастной, со средним уровнем дохода, со средним специальным образованием, из провинции или чаще села, активный телезритель.
  • Портрет типичного атеиста. Молодой, активный пользователь интернета, не доверяет ТВ. Об образовании, проживании и уровне дохода политкорректно умалчивается, но на контрасте с предыдущей группой и так всё понятно.

Сравнение двух портретов однозначно указывает на то, что уровень критического мышления у атеистов в среднем выше. Оно и понятно: эти люди привыкли отрицать догму и подвергать сомнению то, что религиозные люди принимают на веру. Но если такие данные вас не убедили, то обратимся к результатам научных исследований.

-2

Атеисты более склонны к критическому мышлению

В книге "Защита от тёмных искусств" кандидат биологических наук Александр Панчин даёт ссылки на ряд научных исследований, которые проводились учёными разных стран и, независимо друг от друга, были сделаны выводы о том, что:

  • Существует обратная корреляция между рациональным мышлением и религиозностью: чем более религиозен человек, тем меньше он полагается на рациональность и больше доверяет интуиции;
  • атеисты и агностики в целом набирают в тестах на аналитическое мышление более высокие баллы.

Заметьте, речь идёт не о мелкомасштабных экспериментах с тремя несчастными студентами: в исследованиях принимали участие более 15000 человек. Александр Панчин с опорой на журнал "Социологические исследования" указывает, что религиозные люди в большей степени склонны верить в НЛО, телепатию, астрологию, реинкарнацию и экстрасенсорику.

В главе 11 книги "Защита от тёмных искусств" Панчин даёт ссылку на зарубежное исследование, в котором было показано, что люди, верящие в сверхъестественное, в сравнении со скептиками более склонны видеть закономерности в случайном движении геометрических фигур на экране компьютера (эффект апофении). Другими словами, видят то, чего нет.

Впрочем, и Михаил Вершинин, в своей книге "Внутри секты", высказав мнение о том, что верующие более устойчивы к вербовке в секты, сам поспешил указать на противоположное. Так, давая характеристику различным новым религиозным движениям, он пишет:

  • "Культ ("Радастеи" Евдокии Марченко)... представляет из себя смесь поклонников всяких лженаук".
  • "Лидер культа ("Путь к Солнцу" Светланы Пеуновой) сместила свою вербовочную деятельность на уфологов, антиваксеров и конспирологов, так как их легче вовлекать в своё движение".
  • Автор указывает, что секта Виссариона начиналась с кружка уфологов.
  • А "Бог Кузя" вообще вербовал к себе православных под видом епископа.

Вообще, важно понять простую идею: всякая секта - это в первую очередь, религиозный феномен. Чтобы стать частью религиозного движения, нужно либо быть религиозным человеком, либо оставлять в своей картине мира место для "чего-то такого", то есть сверхъестественного. Атеисты, склонные измерять реальность критериями научного метода, являются самыми неудобными клиентами для вербовщиков. В прочем, это касается только идейных атеистов. А таких, по ряду причин, очень и очень немного.

Статьи по теме

Мои ресурсы: ВК Телеграмм Ютуб