Главный редактор медиагруппы «Россия сегодня» и канала RT Маргарита Симоньян заявила о сходстве россиян с американцами, которое она заметила в юности во время поездки в США по программе обмена. «Там очень много потрясающих совершенно людей, душевных. И вообще мы очень похожи, как ни странно, с американцами», - сказала журналистка. И, действительно, несмотря на десятилетия геополитического противостояния и культурные различия (такие как, например, коллективизм в России и индивидуализм в США), эти две огромные и влиятельные страны имеют гораздо больше общего, чем принято считать. Но чем же обусловлено такое сходство? Рискнем предположить, что дело в исторических параллелях - в истории наших государств так много общего, что неудивительно, что мы так похожи друг на друга.
1. Варяги / норманны
Одной из первых значимых параллелей является наше общее наследие викингов.
Варяги скандинавского происхождения были верхушкой древнерусских княжеств, переезжая на территорию будущей России целыми семьями и постепенно растворяясь в местном населении.
Многие американцы, даже те, кто не является прямыми потомками скандинавов, тоже имеют норманнские гены. Викинги из Дании начали вторгаться в Англию в конце восьмого века, и к 1016 году датский король Кнуд правил всей Англией. А в 1066 году французская армия, основу которой составляли жители Нормандии - провинции, заселенной в большой мере потомками скандинавов, вторглись в Англию под предводительством Вильгельма Завоевателя. Через несколько веков их правнуки станут основной силой при колонизации Америки.
2. Казаки / ковбои
Дальние рубежи играли большую роль в истории как России, так и Америки: в США был «фонтир», а в России - "Дикая степь". В обоих случаях предкам этих двух народов приходилось защищать эти границы от постоянных вторжений и, по возможности, обустраивать их. Немудрено, что такую неспокойную жизнь, как правило, выбирали люди с особым складом характера - непокорные и авантюрные.
В России на границах с Дикой степью сформировалась особая культура-этнос - казаки. Казаки приобрели впечатляющую репутацию за свою боеспособность и в конечном итоге стали частью регулярной русской армии. Несмотря на то, что по прошествии времени, они интегрировались в русскую народность, они, тем не менее, сохранили большую часть своей отличительной культуры - музыки, танцев, одежды, оружия, религиозности и консерватизма.
Американская ковбойская культура развивалась схожим образом с казачьей. В девятнадцатом веке многие американцы, включая беглых чернокожих рабов, искали лучшей жизни на великих равнинах Запада в качестве скотоводов, рабочих на ранчо и фермеров. Как и казаки, они часто брались за оружие, чтобы защищать границы. Их культура (музыка, одежда, религиозность, оружие) не менее самобытна, чем казачья, при этом своим консерватизмом очень схожа с ней.
3. Сибирь / Дикий Запад
Большая часть востока России была покорена во второй половине шестнадцатого века казаками под предводительством Ермака во время правления Ивана Грозного. Подчинение местных племен - разрозненных остатков Золотой орды - в основном происходило бескровным путем, за исключением войн с ханом Кучумом и некоторыми воинственными племенами, такими как чукчи. Постепенно российские пионеры продвигались все дальше, пока не вышли к берегам Тихого океана.
Европейским поселенцам также предстояло пройти материк с востока на запад, часто встречаясь с сопротивлением коренных жителей. Индейцы, возможно, были более боеспособной и многочисленной силой по сравнению с аборигенами Сибири, но преимущество в вооружении и тактика использования внутренних противоречий между индейскими племенами позволили колонизаторам, в конце концов, взять верх.
4. Крепостное право / рабство
В России и в Америке в свое время имелся избыток земли и ограниченная рабочая сила для ее обработки. В результате элиты обратились к принудительному труду - крепостному праву и рабству. Конечно, были различия: русская знать закрепощала своих соотечественников-крестьян, в то время как американцы ввозили африканских рабов, которые отличались от них культурно и расово. Другое отличие состояло в том, что семьи крепостных редко разделялись, и большинство из них оставались на земле, где они родились, поэтому крепостное право было, возможно, менее жестоким явлением, чем рабство в США.
Аналогично, в обеих странах угнетенные слои населения обогатили искусство - литературу и музыку своего народа. Крестьянские песни, сказки, передаваемые из уст в уста, стали основой русской идентичности, а американцы обязаны рабам и их потомкам госпелом, джазом, регтаймом, блюзом и рэпом.
5. Староверы / протестанты
В середине семнадцатого века могущественный православный патриарх Никон решил приблизить ритуал своей церкви к греческим корням, пересмотрев литургию и другие практики. Это вызвало бурную реакцию со стороны консервативных православных верующих во главе с протопопом Аввакумом, последователи которого стали известны как старообрядцы. Они подвергались яростным преследованиям со стороны российских властей, которые приравнивали восстание против государственной церкви к восстанию против государства; они сожгли Аввакума и казнили или сослали тысячи его последователей. Выжившие бежали в уральские леса, Сибирь и казачьи пограничные земли, сыграв важную роль в заселении этих отдаленных районов.
Такую же роль в освоении Америки сыграли и западные религиозные меньшинства. Многие из первых постоянных европейских поселенцев в Америке были протестантами, искавшими религиозной свободы в дикой местности Америки, а американские религиозные группы, такие как пуритане и квакеры, стали одними из первых, кто осмелился проникнуть в дебри американской глуши.
6. Плавильный котел / суперэтнос
Американский «плавильный котёл» - это смешение всех этносов и рас планеты. США, основу которым заложили белые англосаксонские протестанты, быстро впитывала в себя африканскую, индейскую и западноевропейскую культуру, в которую в конце 19 - начале 20 влились иммигранты веков из Южной и Восточной Европы, а в течение 20 и 21 веков - выходцы из Азии и Латинской Америки. В целом можно сказать, что американцев как нацию объединяет не религиозная или этническая принадлежность, а политические и общественные ценности.
В Российской истории до определенного времени русскими называли всех, независимо от происхождения, кто принимал православную веру. По мере географической экспансии русские как губка впитывали в себя финно-угорские, балтские, тюркские и прочие народности. А с учетом того, что сама русь возникла из смешения славянских, кельтских, готских, гуннских и множества других племен, то русский плавильный котел (или по Гумилеву - суперэтнос) мало в чем уступает американскому. Неудивительно, что нас также объединяет не религия или происхождение, а общая культура и история.
7. Религиозный плюрализм / религиозное разнообразие
В США нет единой государственной религии, при этом большинство граждан (78,4%) считают себя христианами. Протестанты составляют 51,3% населения, католики - 23,9%, иудеи - 1,7%, буддисты и индуисты - 1,5%, мусульмане - 0,6%, другие группы (сикхи, бахаи, мормоны и пр.) - около 3%.
В России религия тоже отделена от государства, но исторически религиозные концессии имеют более тесные связи с органами власти. Также не существует официальной статистики религиозной принадлежности, так как закон запрещает требовать от граждан заявлений об их вероисповедании. О религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам. По данным на 2025 год, конфессиональный состав Российской Федерации распределяется следующим образом: христианство - 47,4% (в том числе, русская православная церковь - 41,1%), ислам - 6,5% и другие религии - 6%.
8. Духовность / демократия
Обе страны имеют долгую историю убежденного мессианства во внешней политике.
В 15 веке русский царь Иван III Великий объявил, что Первый Рим пал под натиском варваров, Второй Рим (Константинополь) - под натиском турок, Третий Рим - Москва - еще стоит, а Четвертого никогда не будет. Так родилась мессианская идея Москвы как хранителя истинного христианства - православия - в мире. Мнение русских о своей мессианской судьбе были усилены триумфом в наполеоновских войнах, а победа над нацисткой коалицией во Второй мировой войне подтвердила представление русских о себе как о «Щите Европы», защитившем западную цивилизацию от монгольского нашествия, Наполеона и Гитлера.
В Америке также сильно чувство особенности и исторического призвания. В 1850 году Герман Мелвилл писал: «Мы, американцы, - особый, избранный народ, Израиль нашего времени; мы - хранители ковчега свобод мира...". В двадцатом веке президент Теодор Рузвельт говорил об Америке как о божественно «избранной нации», а президент Вудро Вильсон - о судьбе Америки спасти мир. Провалы сначала нацизма, а затем коммунизма к концу двадцатого века убедили многих американцев в том, что конституционная демократия по образу и подобию США - единственная справедливая и жизнеспособная идеология, оставшаяся в мире.
9. Сахаров / Оппенгеймер
Решающая роль России и Америки в создании ядерного оружия общеизвестна. Менее известны, однако, параллельные биографии двух замечательных физиков, которые успешно руководили ядерными программами своих стран. Оба были одаренными учеными, и оба пришли к серьезным сомнениям в правильности политики своих правительств. В результате и Сахаров, и Оппенгеймер стали диссидентами в своих странах.
Роберт Оппенгеймер был одним из руководителей Манхэттенского проекта по разработке первой в мире атомной бомбы. В восторге от первого успешного испытания он процитировал строку из индуистской Бхагавад-гиты: «Я стал смертью, разрушителем миров». Но после того, как две атомные бомбы разрушили Хиросиму и Нагасаки, Оппенгеймер стал скептически относиться к способности американских чиновников должным образом управлять разрушительной силой, которую он им дал. Он стал одним из самых ярых сторонников гражданского контроля над ядерной энергетикой и решительно выступил против разработки водородной бомбы. В 1953 году он был отстранен от работы на правительство.
Андрей Сахаров руководил разработкой ядерного оружия в СССР. Вскоре после этого, однако, он начал высказывать сомнения относительно политики советского правительства. Более двадцати лет он был самым выдающимся сторонником демократических реформ и прав человека в Советском Союзе. После того, как Сахаров выступил против советского вторжения в Афганистан, его с женой выслали из Москвы и поместили под домашний арест в городе Горький (Нижний Новгород).
10. Гражданская война 1917-1922 / Гражданская война 1861-1865
Гражданская война в России стала следствием политического и экономического кризиса, начавшегося с революции 1905-1907 годов, усугубившегося в ходе Первой мировой войны и приведшего к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества. Апогеем этого раскола стала ожесточённая война в масштабах всей страны между вооружёнными силами советской власти, Белого движения и третьих стран. Гражданская война закончилась установлением советской власти на большей части территории бывшей Российской империи.
Гражданская война в США велась между Союзом («Севером») и Конфедерацией («Югом»). Основной причиной войны стал спор о том, разрешить ли рабству распространиться на западные территории, что привело бы к увеличению числа рабовладельческих штатов, или не допустить этого, что, по общему мнению, поставило бы рабство на путь окончательного исчезновения. К концу войны большая часть инфраструктуры Юга - особенно железные дороги и флот - была разрушена. Конфедерация была ликвидирована, рабство было отменено, и четыре миллиона порабощённых чернокожих были освобождены. Затем разрушенная войной страна вступила в эпоху Реконструкции, пытаясь восстановить хозяйство, вернуть отколовшиеся штаты в состав США и предоставить гражданские права освобождённым рабам.