В тени стремительных Spitfire и грозных Hurricane скромный Fairey Fulmar теряется. Он нёс вахту над бурными морями. Этот двухместный палубный истребитель-разведчик стал ангелом-хранителем британских конвоев в мрачные годы начала Второй Мировой. Это история самолёта, чья незаметная служба повлияла на ход войны.
Предпосылки и проект.
В 1930-е годы британский флот нервно поглядывал на небо. Его старые палубные самолеты вроде "Blackburn Skua", которые больше напоминали летающие комоды, а никак не грозные истребители. А тут еще немцы вовсю строят линкоры и тренируют пилотов для "Блицкрига". Адмиралтейство хватается за голову: "Нам срочно нужен новый самолет! Но какой?".
Принято считать, что всё началось с прототипа P.4/34, который Fairey Aviation создавала для замены устаревшего "Fairey Battle". Работы вели по спецификации Министерства авиации A.4/34 на лёгкий бомбардировщик, который способен нести бомбовую нагрузку, вести разведку и поддерживать сухопутные войска. Но конкурс выиграл Hawker Henley.
В 1938 военные представили задание O.8/38. Оно получилось очень амбициозным, но противоречивым. Военные хотели самолет с внушительной продолжительностью полёта, минимум 4 часа патрулирования (в идеале — все 6 часов). Вооружение достойное для конца тридцатых — 8 × 7.7-мм пулемётов — вдвое больше, чем у истребителя Hurricane!
Из интересного, кабина должна быть двухместной. Штурмана-радиста считали обязательным для навигации над океаном и связи с кораблём. Разумеется, истребитель должен быть адаптирован к работе с авианосцев: складные крылья, усиленное шасси и тормозной крюк. А вот скорость около 390 км/ч. Очень странное решение. Адмиралтейство требовало истребитель, но фактически заказало многоцелевой самолёт.
Так на свет появился "Fulmar" — этакая "сборная солянка" авиации. Крылья научили складываться, но вручную, кстати — механикам потом пришлось изрядно попотеть. Шасси усилили, чтобы выдерживать удары о палубу, а под хвостом появился тормозной крюк, прозванный моряками "кошачьим когтем".
Сердцем Fulmar стал Rolls-Royce Merlin — тот самый, что прославится на Spitfire! Но здесь стояла "облегчённая" версия: 1080 л.с. у Mk.I и 1300 л.с. у Mk.II. Проблема была в весе: представьте, что вы пытаетесь разогнать грузовик с мотором от спорткара. Максималка в 424 км/ч (у поздних моделей) звучала смешно даже для 1940-х. Лётчики шутили: "Наш Fulmar — единственный истребитель, который можно догнать на велосипеде!".
Модификации
- Mk I: Первая серийная версия с двигателем Merlin VIII. Максимальная скорость — 398 км/ч, вооружение — 8×7.7-мм пулеметов Browning.
- Mk II: Улучшенная версия с Merlin 30, противопылевыми фильтрами и возможностью подвески 500-фунтовых бомб. Скорость увеличилась до 424 км/ч, но прирост оказался незначительным.
- Ночной истребитель: Около 100 Mk II оснащались радаром AI Mk.VI или Mk.X для перехвата целей в темное время суток.
Боевой путь.
8 штук 7.7-мм "Браунингов" — внушительная батарея! Правда, против "Мессершмиттов" такой калибр оказался слабоват. Позже часть стволов все таки заменили на 12.7-мм, но... "Fulmar" мог тащить 227-кг "подарок" для подлодок или эсминцев.
Во вторую, заднюю кабину экипажи ставили всё — от пулемётов Vickers K до трофейных немецких MP-40.
Но главным козырем Fulmar стала не скорость, а "выносливость". С подвесным баком он мог патрулировать 5,5 часов — дольше, чем современные истребители!
Это делало его идеальным для:
- охоты на Bismarck: 6 Fulmar с авианосца Victorious кружили над линкором как назойливые мухи, корректируя атаки торпедоносцев.
- во время "Битвы у Матапана" они прикрывали устаревшие Swordfish, которые потопили три итальянских крейсера.
- В 1942 году Fulmar с HMS Indomitable 40 минут отбивался от Ju-88, пока арктический конвой PQ-18 уходил из-под удара.
Пилоты его любили. Fairey Fulmar выдерживал пробоины размером с футбольный мяч, был лёгким в управлении.
"Садится, как пушинка", — писал в мемуарах лейтенант Эрик Браун.
Кабина с подогревом и огромный фонарь с обзором 360°.
Наследие: дедушка Firefly
Когда в 1943-м Fulmar сняли с производства (успели передать на флот всего 600 штук), его наработки перекочевали в Fairey Firefly. А ещё он доказал: даже "тихоход" может быть полезнее, чем кажется. Адмирал Каннингхэм говорил: "Fulmar был как старый пёс — не самый быстрый, но преданный до конца".
Один экземпляр чудом сохранился в музее Флейт-Эйр-Арм в Сомерсете.
P. S. Понравилась статья? Лайкни 👍, напиши пару слов в комментах! Если есть желание угостить автора кофе