Найти в Дзене
«Экранные Вселенные»

15 интересных фактов о фильме «Кракен»

Оглавление

1. Реальные условия съёмок

Актёры работали в специально построенных затопленных декорациях, где вода подавалась под высоким давлением для имитации аварийных ситуаций. Температура воды достигала +10°C, поэтому съёмочная группа использовала гидрокостюмы с подогревом. Гидравлические платформы, на которых снимали сцены «шторма», могли наклоняться на 30 градусов, создавая эффект качки. Александр Петров позже признался, что после 12-часового съёмочного дня «выглядел как выжатый лимон».

2. Философский документ от режиссёра

Николай Лебедев подготовил для актёров 80-страничный мануал, где каждая сцена была разобрана через призму экзистенциальных вопросов: «Что значит быть лидером?», «Как оставаться человеком в нечеловеческих условиях?». Например, конфликт братьев Ворониных трактовался как метафора борьбы эго и долга. Актриса Диана Пожарская отметила, что документ помог ей понять мотивацию её героини-геолога, которая символизирует «научный прогресс, игнорирующий природу».

3. Образ Кракена

Дизайн чудовища создавался совместно с биологами, чтобы придать ему реалистичные черты глубоководных существ: щупальца с присосками, как у гигантского кальмара, и светящиеся фотофоры, как у удильщика. Режиссёр сознательно избегал полного показа монстра, вдохновляясь приёмом из «Чужого», где страх рождается из неизвестности. Только в финале Кракен появляется целиком, но его силуэт остаётся размытым, чтобы зритель «достраивал» образ в воображении.

4. Съёмки на настоящей подлодке

Эпизоды в рубке подлодки снимали на атомной субмарине «Северодвинск», пришвартованной в Североморске. Для доступа к локациям актёры проходили инструктаж по технике безопасности и тренировались эвакуироваться через узкие люки. Консультантом выступил капитан 1-го ранга Игорь Курганов, который объяснял, как вести себя при аварийном погружении. Интерьеры кают воссоздавали в павильоне с точностью до болтов на стенах.

5. Участие военных моряков

30 матросов Северного флота стали частью массовки. Они не только играли экипаж, но и консультировали актёров по военному этикету: как отдавать честь, обращаться к старшим по званию и даже правильно носить форму. В сцене аварийной тревоги моряки действовали по реальным протоколам, что добавило эпизоду документальной достоверности.

6. Мурманские съёмки

В Мурманской области снимали финальную битву с Кракеном на фоне ледяных торосов. Температура опускалась до -25°C, и актёры грелись термосами с чаем и портативными обогревателями. Для сцены падения героя Петрова в полынью пришлось использовать дублёра-каскадёра, специализирующегося на работе в экстремальном холоде.

7. Голос Константина Хабенского

Хабенский озвучивал воспоминания отца главных героев, погибшего командира. Его голос звучал из старых аудиозаписей, найденных персонажами. Режиссёр выбрал актёра, потому что его тембр «сочетает строгость и теплоту, как у настоящего отца-военного». Запись проводилась в студии с приглушённым светом, чтобы создать эффект «эха из прошлого».

8. Аниматики для визуализации

Перед съёмками студия Weta Workshop (известная по «Властелину колец») создала 3D-аниматики всех сцен с Кракеном. Это помогло операторам выстроить ракурсы, а актёрам — понять, куда смотреть в диалогах с «невидимым» чудовищем. Например, в сцене атаки щупальца Петрову показывали видео с цифровой меткой, обозначающей движение объекта.

9. Влияние «Пиратов Карибского моря»

Композитор Артём Васильев использовал в саундтреке низкие звуки виолончели и хора, напоминающие тему Дэйви Джонса из «Сундука мертвеца». Однако, в отличие от голливудского стиля, в музыке добавили русские народные мотивы — например, наигрыш на балалайке в сцене воспоминаний героя о детстве.

10. Долгий путь к экранам

Изначально проект запустил режиссёр Алексей Сидоров, но из-за творческих разногласий с продюсерами его заменили на Николая Лебедева. Сидоров хотел сделать упор на хоррор, а Лебедев переписал сценарий, добавив драматическую линию братьев. Съёмки приостанавливались дважды: из-за пандемии и сложностей с CGI-рендерингом Кракена.

11. Гигантские декорации

Для бассейна, имитирующего океан, построили резервуар объёмом 2 млн литров. Над ним установили 360-градусный экран с проекцией морских глубин, а для создания волн использовали авиационные двигатели. В сцене затопления подлодки задействовали 20 тонн воды, которые «обрушивались» на актёров за 3 секунды.

12. Философия фильма

Одна из ключевых цитат фильма: «Человек — не царь природы, а её часть». Это отражается в финале, где герои не убивают Кракена, а усмиряют его, восстановив экологический баланс. Режиссёр вдохновлялся идеями Лавкрафта о «хрупкости человечества перед лицом древних сил», но добавил оптимистичный посыл о сотрудничестве с природой.

13. Александр Петров и Виктор Добронравов

Петров и Добронравов неделю жили на военной базе, чтобы вжиться в роли братьев-офицеров. Они участвовали в учениях, учились управлять перископом и даже прошли курс выживания в ледяной воде. Для сцены конфликта актёры импровизировали, вспоминая реальные споры из своей жизни.

14. Критика графики

Несмотря на бюджет в $15 млн, CGI-Кракен получил смешанные отзывы. Эксперты отметили, что анимация щупалец уступает даже фильму «Бескрайние глубины» 2018 года. Лебедев объяснил это тем, что «80% эффектов делали российские студии, чтобы поддержать локальную индустрию».

15. Баланс жанров

Фильм сочетает блокбастерные сцены (например, взрыв реактора) с камерной драмой. В эпизоде, где герои застряли в отсеке, они не только борются за жизнь, но и признаются друг другу в давних обидах. По словам Лебедева, это отсылка к «Изгоняющему дьявола», где ужас служит фоном для раскрытия персонажей.